Актуализация опорных знаний Повторение изученного. Возникновение проблемной ситуации. - С какой буквой мы работаем два последних урока? - Что можете рассказать о ней? - Прочитайте предложение. - Найдите слово с буквой я, обозначающей один звук. Подчеркните эту букву под ней. - - Найдите слово с буквой я, обозначающей два звука. Подчеркните эту букву под ней. - Комментируйте и подчеркните опасные места при написании: У ребят корзина с ягодами. | - с буквой Я. - Буква Я – гласная… - У ребят корзина с ягодами. - Ребят - Ягодами ([йа]годами) Дети записывают предложения, комментируют, слушают друг друга. |
Постановка учебной проблемы - А теперь прочитайте и запишите второе предложение: На холме стоит храм. - Можете его написать? - почему? - Какую проблему встретили? - Какова тема урока? | - Да (могут ответить кто знает буквы) - Нет (большинство не знают буквы) - Незнакомая буква - Какая это буква, как пишется, какие звуки обозначает - Буквы Х,х и звуки [х], [х'] |
Введение нового знания 1 Слушание и определение звука (приложим ладошку к горлышку, слушаем [х] – глухой, твердый. - Можете ли придумать или найти слово, чтобы звук [х] был мягким? - Выполните мою просьбу под счет Раз – листочек поднимаем, Два – листочек загибаем, Три – еще раз свернули. Буква спрятана внутри. Кто догадлив? Назови! 2 Тренировка в написании буквы [ха] - Сравните печатную и письменную букву [ха]. - Из каких элементов состоит буква [ха]? - Какой элемент похож на какую - нибудь букву? - С какого элемента начнем писать букву [ха]? - Можем теперь написать наше предложение? - Как соединяется [ха] с другими буквами? 3 Воспроизведение нового материала - Прочитайте еще раз предложение. Все ли слова вам понятны по значению? - У вас на столе распечатки из толкового словаря. Прочитайте: Храм – 1) здание для богослужения, церковь; 2) место служения науке, искусству - О каком храме идет речь? - Какие опасные места встречаются в предложении? Запишите это предложение. Физминутка. Хомка. 4 Работа с букварем. А)чтение слов в столбиках - анаграммы, слова последнего столбика различаются ударением (с.92) - Прочитайте еще раз слова и определите, какие звуки в них обозначены буквой «ха» Б)На странице вновь появляется Незнайка. На этот раз что он принес? - Посмотрите внимательно графическое оформление текста. К какому выводу приходите? В) Первичное чтение текста Г) Повторное чтение текста по ролям Д) рифмующиеся слова - Среди изображенных предметов найди названия рифмующихся предметов Е) Попробуем сочинять двустишие- маленькие веселые стихи. Примеры: На столе лежала ложка Под столом бежала мышка Ж) Работа с пословицей: Хочешь есть калачи, не лежи на печи. - как понимаете смысл пословиц - какую пословицу напоминает - беседа о трудолюбии | - [х] – согласный Дети могут вставать и найти предметы со звуком [х] или выбрать из предметных картинок. (Идет физпауза) - Буква[ ха] - из двух полуовалов - правый полуовал похож на букву с - Дети комментируют и пишут, могут поправить или соглашаться. - Нет, не умеем соединять - работа в парах, обмен впечатлениями (пишут буквосочетания) - Дети захотят уточнить значение слова «храм» - о церкви. (беседа, рассуждают зачем были нужны церкви) На холме стоит храм. - (Звук [х'] в слове шорохи и звук [х] – в остальных словах - Мы узнаем как он сочинил стихи - Это диалог - Дети помогают Незнайке подобрать слова , рифмующиеся со словом палка (галка, скакалка, балка…) Беседа о помощи друг другу - миска – киска, книжка – мышка, кошка – ложка, крышка – мышка Дети предлагают свои - Кто не работает, тот не ест. |