Урок обучения грамоте 1 класс ( по Азбуке В.Г.Горецкого)
Тема урока: Согласные буквы Гг,
согласные звуки [г], [г]
Цель урока: 1.Изучить с детьми букву Гг (ее внешний вид, чтение слогов, слов и предложений с этой буквой, написание ее по прописи, способы соединения с другими буквами).
2.Формировать умение звукового анализа, развивать фонематический слух.
3.Обогащать словарный запас, развивать кругозор.
4.Воспитывать интерес и желание читать, бережное отношение к природе.
Оборудование: «Русская азбука В.Г.Горецкого, рисунки цветов, грибов, карточки со словами».
Ход урока
I.Организационный момент
1.Приветствие
Динь-дилинь звенит звонок
Начинается урок.
2.Правила поведения на уроке
II.Актуализация знаний.
1.Упражнение на дыхание. (речевая зарядка)
- Закройте глаза и представьте цветочки. Давайте понюхаем их. (Медленный глубокий вдох, задержим дыхание, запомним аромат, долгий полный выдох) (3-4 раза). А теперь нюхаем все цветочки, смешиваем ароматы. (Короткие быстрые вдохи и долгий выдох).
- Откройте глаза.
- Давайте рассмотрим цветы, которые мы нюхали, а для этого проведем игру.
2.Игра «Найди 2 одинаковых цветка»
-Все цветки, вроде, одинаковые, но они разные, но среди них есть по 2 одинаковых цветка. Найдите их.
А а, П п, Р р, М м, И и, Б б,
(астра) (пион) (роза) (мак) (ирис) (бархатцы)
(показ рисунков цветов)
3.Игра «Какими звуками отличаются слова?»
Я прочту пару слов, а вы должны быть очень внимательными. Вы должны сказать какими звуками отличаются данные слова (парные звуки и глухие согласные). (показ карточек з-с, т-д, п-б).
коза – коса, зайка – сайка, тачка – дачка, палка – балка, точка – дочка.
4.Игра «Какое слово я произнесла?»
-Произнесу слова по звукам с промежутком во времени. Вы должны назвать слово целиком.
Д.о.м., у.т.к.а., в.а.з.а., к.о.т.
(показ карточек со словами)
III.Постановка темы урока.
-Сегодня у нас на уроке гость. Он принес с собой новую букву и новый звук. А что это за гость и какая эта буква и звук вы должны догадаться сами.
IV.Работа над новым материалом.
1.Работа над звуком [г].
1) Отгадывание загадки. (грибы)
По дорожке, по тропинке
В лес за ними мы пойдем.
Если место попадется,
По лукошко наберем. (грибы)
Стоит лепешка
На одной ножке,
Кто мимо ни пройдет
Всяк поклонится. (грибы)
-Значит сегодня к нам на урок пришел царь грибов – гриб Боровик. А какой звук он нам принес?
2) Выделение звука [г] из слова «грибы».
-Какой звук мы слышим в начале отгадки?
-Поучимся произносить звук [г].
3) Характеристика звука [г]
-Расскажите о звуке [г]. Какой это звук? (согласный).
-Ладонью закройте уши и еще раз произносите этот звук.
-[г] какой согласный? (звонкий согласный)
4) Звуко-буквенный анализ слова грибы
-Произнесем слово – отгадку грибы.
-Сколько в слове слогов? (2)
-Какой звук слышится в начале? [г]. Охарактеризуйте его?
-Второй звук [р ], третий [и], четвертый [б], пятый [ы]?
5) Составим схему слова
-звук [г] твердый или мягкий.
-звук [г] может быть мягким. Например: гитара – [г ]
6) Вывод: г – звонкий согласный, может быть твердым или мягким.
2. Работа над буквами Гг.
1) Знакомство с буквами Гг по «Русской азбуке»
-Мы познакомились со звуками [г], [г ]. Эти звуки обозначаются буквами ГГ (гэ). Откроем «Русскую азбуку» на странице 123. Как вы думаете, на что похожа буква Г? Послушайте стихи.
Горбит спину буква Г.
На лугу траву косил.
2) Конструирование буквы из цветных ниток.
-Соорудите (сделайте) из цветных ниток букву Г.
3) Почему в азбуке даны две буквы Гг? Для чего нужна большая буква Г (Заглавная)?
4) Чтение слогов: ги, гу, га, ге, го по «Русской азбуке»
3.Письмо по Прописи.
1) Работа с алфавитом.
- А на письме (в тетрадях) звук [г] обозначаем такими буквами Гг. Назовите соседей буквы Гг. (в-д). Сегодня мы с вами будем учиться писать маленькую букву г (строчную).
2) Зарядка для пальцев.
- Сначала подготовим пальцы к работе.
Вот за партами ребята (раздвинули пальцы широко)
Расшалились, как котята (шевелим пальцами)
Парты пальчиками трут.
Словно лапками скребут (подушечками пальчиков трем о парту)
Наши пальцы, как котята,
Тоже вздумали играть (стучим подушечками пальцев по парте)
Что за ловкие ребята! (пальцы «борются»)
Как же можно их ругать?
3) Показ учителем письма буквы г
- Начинаем писать чуть выше середины рабочей строки. Идем с закруглением вверх, закругляем, опускаем наклонную с закруглением вниз.
4) «Письмо» буквы в воздухе (1 и 2)
5) «Письмо» пальцев на ладошке.
6) «Письмо» пальцев на спине товарища.
7) «Правила красивого письма» (я тетрадь свою открою…)
8) Письмо буквы г в прописи.
9) Письмо слогов с буквой г (! Гл) (кто успеет пишет предложение)
V.Физкультминутка.
4. Скороговорка.
1) Четкое проговаривание каждого звука
Га – га – га – гогочет гусь
2) Игра «Далеко – близко»
Повторяем скороговорку сначала только губами, затем шепотом, затем в полный голос, опять шепотом и только губами.
5. Составление рассказа на тему «Город гномиков».
- Ребята, кого вы видите на рисунке? (гномиков)
- Да, это город гномиков.
- Чем занимаются жители города?
- В форме чего построены дома? ( дома построены в форме грибов и они не похожи друг на друга)
6. Рассказ учителя о грибах.
- Ребята, кто из вас когда-нибудь собирал грибы?
- Раз вы такие опытные грибники, скажите, какие грибы вы знаете?
- А как нужно собирать грибы?
(Грибы надо не рвать, а аккуратно срезать ножом, если будем тянуть гриб из земли на этом месте новый гриб не вырастет. Это очень плохо, так собирать нельзя).
- Грибы бывают съедобные и несъедобные (ядовитые). Прежде чем собирать грибы вы должны очень хорошо разбираться в грибах.
Давайте познакомимся с некоторыми грибами: опята, подберезовик, боровик, подосиновик, грузди, маслята, лисички, мухомор, бледная поганка.(рисунки с надписями)
Теперь я проверю, как вы умеете разбираться в грибах. Давайте соберем съедобные грибы в лукошко. У грибников есть пословица: «Не ходи за грибами с ведром – не губи лесное добро, клади их в плетеное лукошко – пускай подышат немножко». Поэтому мы тоже будем собирать грибы в лукошко (корзину)
7. Чтение текста, страница 123
1) А теперь прочитаем рассказ, как дети собирали грибы.
2) Работа над содержанием.
- Какие грибы собрала Галя?
- Какие грибы собрал Гена?
- Кто собрал съедобные грибы?
VI. Итог урока. Рефлексия.
- Урок подошел к концу.
- С какими звуками и буквами мы познакомились?
- Что вам понравилось на уроке?
- А мне очень понравилось, как вы работали.
Прощаться пришла пора
И азбуку закрыть пора!
С ней узнали много слов
И много всяких всячин,
И если ты запомнил их
Не зря урок потрачен.