Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение « Лозовская НОШ – ДС Верхнемамонского муниципального района Воронежской области»»
Учитель: Анпилогова Любовь Николаевна
Урок обучения грамоте ( чтение)
Тема: Звуки [ в ], [ в' ], буквы В, в
Цель: Познакомить со звуками [ в], [ в' ], буквами В, в;
Закреплять умение проводить слого-звуковой анализ слов;
Вырабатывать навыки правильного, слогового чтения;
Развивать речь и дикцию учащихся, обогащать речь новыми
словами;
Расширять знания учащихся об окружающей действительности.
Оборудование: карточки со слогами и словами;
таблицы «схемы слов»,
рисунки «На что похожа буква»;
^ таблица «Печатная и прописная буква В; картины « Волк –
ворона»; магнитная доска с буквами.
« Ход урока:
1.Организационный момент
Прозвенел у нас звонок,
Начинаем мы урок.
Слушаем внимательно ,
Работаем старательно.
Сообщение задач урока.
Подготовка к чтению.
2. Дыхательная гимнастика
- А сейчас, ребята, мы сделаем гимнастику, которая поможет нам подготовиться к работе.
Петушок
Крыльями взмахнул петух,
Всех нас разбудил он вдруг.
И.п. – о.с.
1 – поднять руки в стороны (вдох);
2 – хлопать руками по бедрам «ку-ка-ре-ку» (выдох).
- На одном вдохе произнесите 6 -9 звуков «в», делая перерывы между звуками: В! - В! - В!- …
Чистоговорка
Ра – ра – ра – начинается игра
Ру – ру – ру – руку дружно подниму.
Во – во – во – рот откроем широко,
Ва – ва – ва - во рту у нас вода.
3.Повторение
1.
Работа по «ленте» букв.
а) Игра «Буква заблудилась»
б) Назвать особые буквы;
в) Назвать гласные, обозн. мягкость согл.;
г) Назвать парные согласные;
д) Назвать глухие согласные;
2. Чтение по «Азбуке» » /чтение парами и хоровое чтение/
Гимнастика для глаз.
« Полёт бабочки»
Задания:
а) глазками следим за бабочкой: вверх, вправо, влево, вниз.
- Где, На какой цветок села бабочка?
- Закрыли глаза и мысленно летим с бабочкой.
(Направление показываю указкой. Дети «следят» глазами.)
4. Работа над новым материалом.
Выделение звуков
- Сегодня утром мне принесли телеграмму от учеников 1 класса города Воронежа Выезжаем – встречайте Вова и Вика. Они приехали с подарками, и вот они у нас на уроке. Появляется картинка Вовы и Вики. Как зовут мальчика? Произнесем слово Вова и потянем первый звук.
- Какой звук услышали в начале слова? (/в/).
-Дайте характеристику звуку, какой он? При ответе пользуйтесь схемой. (Согласный, так как при произнесении звука воздух встречает преграду; слышится голос, значит – звонкий; произносится твердо – твердый.)
-Составьте звуковую модель к слову Вова . (1 учащийся у доски)
- Сколько слогов в слове? (2, почему) (покажите на схеме)
- Какой слог ударный? (1) На какую букву поставим знак ударения? (о)
- Назовите имя девочки. Произнесем слово Вика и первый звук потянем. Какой звук услышали в начале слова?
- Что общего в звуках в, в'. (согласные, звонкие).
– Чем отличаются? (в' – мягкий)
- Составим звуковую модель к слову Вика. (1 ученик у доски)
- Сколько в слове слогов? Покажите на схеме. Какой слог ударный? (1)
- На какую букву ставим ударение? (и)
- Давайте знакомые звуки в этих словах обозначим буквами. ( с 1 словом работают мальчики, со 2 словом – девочки).
- Какие звуки мы не обозначили в первом (2) слове (звуки одинаковые или разные)?
- Кто знает, какой буквой можно обозначить эти звуки.
- Почему буквы заглавные? Назовите полные имена детей. (Виктория, Владимир).
1) Знакомство с буквой В, в.
- Звуки в, в' обозначаются буквой В. ( показ буквы). Имя этой буквы в алфавите вэ.
- На что похожа буква В?
2) Снеговик,
А с ним метелка,
Буквой В Стоят под елкой.
3) К единице три приставим…
Что за букву мы составим?
4) Словно букву В Алена держит трубку телефона.
5) Вот ведь горе у старушки: На очках сломались дужки!
- Смотрите, какую замечательную букву подарили нам ребята. Давайте и мы сделаем им подарок - вылепим букву В из колбасок пластилина. ТБ. (Ребята, покажите Вове и Вике свои подарки.)
- Расскажите Вове и Вике по схеме, что мы узнали про букву В.
Назовите ещё виды транспорта, в названиях которых есть звуки [в], [в`].
вездеход, велосипед, грузовик, автомобиль.
Показ картинкок.
5. Физкультминутка «Физкультпривет»
На болоте две подружки, две зеленые лягушки
Утром рано просыпались, умывались,
полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали.
Влево - вправо наклонялись
и обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет,
Всем друзьям физкультпривет!
6. Закрепление нового материала
1) Чтение слов с буквой В
Скороговорка : Проворонила ворона воронёнка
Игра «Буквы спорят» Вал – Вол
Словарная работа
2). Чтение в «Азбуке» слогов, слов с буквой В.
3)Работа по учебнику.
Чтение слов, подбор схем к словам. (стр. 69)
Вова вот ловит ворота
Слава твои лови
Физкультминутка.
4)Самостоятельное чтение слов.
- Прочитайте слова. Найдите слова, где буква «В» стоит в начале слова, в середине.
- Почему слова Вова, Слава напечатаны с большой буквы?
5) Хоровое чтение. Посмотрим, какая мы сплочённая команда. Работа над текстом.
6) Чтение текста учителем.
- Слушайте внимательно. О чём кричали болельщики на футбольном поле?
- На сколько вы хорошо и внимательно читали текст, я сейчас проверю.
- Кто стоял в воротах?
- Прочитайте, что кричали болельщики Вове? Славе?
Читаем слова: сильный ученик, в паре друг другу.
Работа с иллюстрацией. Кто изображен? Из какой сказки?
Игра «Угадай сказку» по иллюстрациям
Чтение текста. – запомнить слова с буквой В.
Дети про себя. Сильный ученик. По цепочке.
Чтение и объяснение пословицы «Век живи – век учись»
7. Проверка знаний. К нам в гости « пришёл»
- Винни-Пух. Он хочет проверить ваши знания, полученные на этом уроке, а так как он любит всё на букву «В», то и проводит с вами игру «Верю - не верю» (Если согласны, говорим верю, показываем зеленый сигнал, если не согласны с утверждением - говорим не верю, красный сигнал карточки).
1. Буква «В» обозначает согласный звук.
2. Буква «В» может обозначать как твёрдый, так и мягкий звук.
3. В слове Винни-Пух буква «В» обозначает твёрдый звук.
4. В слове Вова только одна буква «В».
8. Итог урока.
- Винни-Пух убедился, что вы усвоили тему урока и можете дружно работать и приобретать новые знания. Он уверен, что в будущем сумеете принести пользу нашему городу, стране.
- С какой буквой познакомились?
- Какие звуки она обозначает?
- Что нового узнали? Что понравилось на уроке?
- Поднимите бабочку зелёную, если вы всё поняли.
- Если в чём – то сомневаетесь, то жёлтого цвета.
- Если совсем не понятно было, то красного цвета.
9.Рефлексия урока.
Выберите человечка.
Руки «вверх» - этот «человечек» усвоил новое знание.
Руки «в стороны» - этот «человечек» усвоил новое знание, но ему еще нужна помощь.
Руки «вниз» - этот «человечек» расстроился, тема для него сегодня непонятна.