Урок №60.
Звуки [B] и [B”], буква «в». Письмо буквы «в».
Цели:
личностные:
-формирование положительного отношения к учебным предметам, проявлять учебно- познавательный интерес к выполнению новых заданий;
- формирование умения принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучаемым предметам;
- формирование понимания здоровье сберегающих аспектов жизни.
Регулятивные:
-формирование умения осуществлять контроль, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;
- Формирование умения вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу.
Познавательные:
- формирование умения ориентироваться в учебнике;
- формирование умения использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, обобщение) на языковом материале;
- формирование умения выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
Коммуникативные:
- формировать умение отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
-формирование умения выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
- участие в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Ход урока:
Орг. момент
Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.
Улыбнулись, подтянулись,
Друг на друга посмотрели
И спокойно, тихо сели.
Повторение изученного.
1) (работа в парах)
- На столе карточки с буквами. На сколько групп можно разделить изученные нами буквы? Какие это группы и какие буквы в них войдут?
(1гр. – гласные (а, о, и, у, ы) , 2 – гр. согласные ( г, к, д, т, р, л, м, с, ш, п, н )
- Можно ли еще одну из этих групп разделить на группы? (парные и непарные; звонкие и глухие, обозначающие два звука и один)
3. Изучение нового материала.
1) Знакомство со звуками.
- Отгадайте загадки:
1) Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (волк)
2) Озорной мальчишка в сером армячишке
Под вору шныряет, крохи собирает? (воробей)
Выделите первый звук в словах- отгадках.
- Звуки, которые мы выделили вначале слов, могут обозначаться одной из изученных букв?
-Кто догадался, какая тема нашего сегодняшнего урока?
Новая буква… и звуки, которые она обозначает…
Учиться отличать …от других звуков и букв.
Учиться писать букву, слоги и слова с буквой…
- Так сколько же звуков она может обозначать?
- Буква обозначает 2 звука . А какие они глас. или соглас?
- Какие ботиночки мы ему наденем?
- А еще что мы должны надеть звуковичку? (желтую шапочку)
Знакомство с буквой и звуковичком
- Это буква В. (прикрепить к звуковичку)
- Мы уже знаем, что она обозначает 2 звука
- А какие это звуки, охарактеризуйте их.(Тв. И мягк. Согл)
- На что похожа эта буква?
«Снеговик, а с ним метелка,
Буквой «в»
Стоят под елкой.»
Конструирование буквы из ниточки, геометрических фигур, пластилина.
- Назовите слова, в начале которых , слышаться эти звуки.
Физминутка.
Работа с учебником.
- Открыли учебники по закладке и…
- Где вы видите новую букву?
- Что мы будем делать сейчас?
А) чтение слогов «цепочкой».
- Назовите все мягкие слияния из прочитанных нами.(ди, ви)
- Какие слоги образуют слова? (вы, ив, да)
Б) Чтение слов.
- Прочтите про себя слова первого столбика.
- Чем отличаются слова?
- Что общего у них?
- Объясните значение слов вал и вол.(вал- земляная насыпь, вол- бык)
- Составьте предложение со словом вил. (Ворон вил гнездо.)
- Чтение 2-го столбика.
- Что общего у этих слов? Чем они отличаются?
В) Звуко -буквенный анализ слова вагон.
2-й слог. Прежде чем дать характеристику звуку, дети повторяют всё слово, выделяя голосом нужный звук.
[в] – согласный звонкий, твёрдый; рисуем синюю точку, на письме обозначаем буквой В.
[а] – гласный безударный, на письме обозначаем буквой А.
[г] – согласный звонкий, твёрдый, рисуем синюю точку, на письме обозначаем буквой Г.
[о] – гласный ударный, на письме обозначаем буквой О.
[н] – согласный звонкий, твёрдый, рисуем синюю точку, на письме обозначаем буквой Н.
В слове вагон 5 звуков, 5 букв.
Самоанализ.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе провести звуко-буквенный анализ?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты сделал всё сам или с чьей-то помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу
Г) Письмо буквы «в» .
– Поучимся писать прописную букву В. Где мы сейчас будем работать?
Графический анализ буквы В.
Состоит из прямой линии с петлёй и овала.
Сравнение с написанием изученных букв: О, Д, У.
1) Запись элементов буквы В.
2) Запись строчной буквы В с наклонной линией. Показ учителя и комментирование. Начинаем писать с петли с наклоном вверх, округляем, пишем петлю, ведем вниз, не доводя до нижней линии, начинаем закруглять вправо, пишем овал.
– Почему буква рядом с наклонной линией?
Сначала обводим все наклонные линии одним цветом, затем букву В другим цветом.
3) - Какие типы соединений буквы «в» с последующими буквами?(дв, вд)
(верхнее и нижнее)
Чтение буквосочетаний дв и вд.
– Какие слова начинаются с этих буквосочетаний?
– Напишите в воздухе буквосочетания дв, вд.
– С какого элемента начинаем писать букву Д? А букву В?
Физминутка для рук.
Д) Работа в учебнике.
Чтение последнего столбика слов.
– Прочитайте последний столбик.
– Можно ли сказать, что слова государство, страна, город – однокоренные?
– Чем интересны слова государство, страна? (Эти слова близки по смыслу.)
– Подберите к ним ещё слова, которые будут близки по смыслу.
(Родина, Отчизна, Отечество.)
– Как называется наша страна, наше государство? (Российская Федерация.)
– Наша Родина? (Россия.)
Слайд№1 ( Наша Родина-...)
Слайд №2 (В России много городов: Москва, Саратов, Томск…)
– Почему на 1-м месте из городов России стоит Москва?
– Как называют Санкт-Петербург? (Санкт-Петербург называют Северной столицей нашего государства.)
– А что вы можете сказать про Алымку (учитель называет место, в котором живут дети).
– Это наша малая родина, то место, где мы родились.
Слайд №3 (Народы и народности России: (русские, ханты), татары, коми, калмыки, мордва…)
Обобщение:
– Что же такое Родина? (Место рождения – малая родина; страна, в которой мы живём, – Россия, Русь.)
– Посмотрите на доску: родина, Родина.
– На что вы обратили внимание? (Одно и то же слово, а написано то с маленькой буквы, то с большой.)
– Догадались, почему?
– Когда мы будем говорить о малой родине (о том месте, где родились), будем писать с маленькой буквы. Когда мы будем говорить о нашем государстве, общей Родине, то слово будем писать с большой буквы.
– Много произведений написано о Родине. Одно из них Константина Ушинского « Наше Отечество». Вы найдете его на развороте учебника.
Работа с текстом до чтения.
– Как связаны название и иллюстрация?
– Что подсказывает слово Отечество?
– Какие близкие по значению слова вы знаете?
– Прочитайте, кто автор текста.
- Постарайтесь читать вместе со мной. В тексте есть слова невыделенные жирным шрифтом, они состоят из изученных нами букв.
Чтение по предложениям с комментариями.
После чтения 2-го предложения:
– Почему Россию мы зовём Отечеством? (Отечество, отцы – это однокоренные слова.)
После чтения 3-го предложения:
– Однокоренные слова к слову Родина: род, родной, родиться, родитель – и у всех слов корень -род-.
– Почему Россию мы зовём матерью? Как это объясняет автор? А как вы сами понимаете?
Чтение последнего предложения.
Работа с текстом после чтения.
– Какая мысль главная в этом тексте? (Родина – как родная мать, и она у человека одна.)
– Найдите в тексте основную мысль автора и прочитайте.
Читают последний абзац.
– На какие вопросы отвечает текст?
– Вернёмся к иллюстрации. К какой части текста она нарисована? (Она нарисована ко всему тексту, даёт представление о просторах, красоте родной земли.)
– Сколько абзацев в тексте?
– Из какой книги взят данный текст авторами «Букваря»?
– В каком году он был написан Ушинским?
– Кто представляет, как давно это было?
– Почему же сегодня дети снова читают текст, написанный так давно?
–![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/09/16/s_5b9e88e9e04b7/951344_1.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/09/16/s_5b9e88e9e04b7/951344_2.png)
Итак, мы с вами прочитали текст. Какие умения мы формировали? (Умение работать с информацией, умение работать с речью и умение оценивать свои поступки.)
Итог.
– Какие буквы научились писать? 4 4
– Что нового узнали?
– Какие необычные слова встретились сегодня на уроке?
Самоанализ работы на уроке.
– Все ли пункты плана выполнили?
– Чему научились на уроке?
– Кому сегодня было легко?
– Кому ПОКА было трудновато?
– Кто или что вам помогало справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– А каким словом вы бы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?
– Отметьте своё настроение в дневнике.