ТЕМА: г ласная БУКВА Ю ю.
I. Мобилизующая часть урока.
Вот и прозвенел звонок,
Нужно нам начать урок.
Встаньте прямо, подтянитесь
И друг другу улыбнитесь.
А теперь садитесь!
II. Формирование новых знаний, умений и навыков.
Фонетическая зарядка.
– Куда улетают птицы осенью?
-Ребята, прочитайте сначала гласные, которыми обозначается твердость согласных, потом те, которые обозначают мягкость согласных.
– Почему эти буквы мы называем особенными?
Разбор слов
ели маяк ёжик
Схемы слов
ели маяк ёжик
Отгадайте загадку:
Закружится на острой ножке,
Жужжит, как будто бы жучок.
Захочет – вскачь пройдет немножко,
Захочет – ляжет на бочок.
юла
[ й ‘у ]
Игра «Кто внимательный?»
а) Назовите одинаковые звуки в словах: юнга, юг, юбка, юннат, юркий, юрта.
б) Хлопните в ладоши, если услышите ю в словах: яблоко, ёлка, Эдик, Юра, Елена, юмор, яма, юла, улица, юбка.
в) Узнайте имя девочки по первым звукам названий.
Юля
-На что похожа буква Ю ?
Печатаем букву ю в тетради.
– Когда мы называем эту букву, то произносим два звука [й’у]. Если эта буква находится в начале слова или после гласной, то при чтении надо просто назвать букву.
юнга играю
юрта рисую
юг читаю
Разбор слов:
Юра пою вьюнок
Схемы слов:
Юра пою вьюнок
[ й‘ у ]
В начале слова, после гласной или ь.
Отгадайте загадку:
Этой палкой бей смелее, Чтоб удар был, как из пушки, Эта палка — для хоккея И она зовется …
[ у ]
Буква ю после согласных обозначает звук [y] и мягкость предшествующего согласного.
Б
В
Г
Д
З
Ю
Т
К
Л
М
С
Н
Р
-Где место буквы Ю?
н
ж
б
з
р
м
л
в
у
а
о
й
г
д
х
ы
т
е
п
и
с
к
я
ё
ь
ч
ш
ж
л
б
з
а
о
р
м
у
н
в
Ю
й
г
д
х
ы
к
с
е
п
и
я
ё
ь
т
ч
ш
Выразительное чтение колыбельной песни, с. 46.
Заучивание наизусть.
Работа по картинке на с. 46.
Вопросы:
– К какой сказке эта иллюстрация?
– Кто автор сказки?
– Какой момент изображен на картинке?
– Что случилось с мышонком?
– Кого еще мышка-мать приглашала в няньки?
«Сказка о глупом мышонке» С. Я. Маршак.
Пела ночью мышка в норке: — Спи, мышонок, замолчи! Дам тебе я хлебной корки И огарочек свечи.
Отвечает ей мышонок: — Голосок твой слишком тонок. Лучше, мама, не пищи, Ты мне няньку поищи!
Побежала мышка-мать, Стала утку в няньки звать: — Приходи к нам, тетя утка, Нашу детку покачать.
Стала петь мышонку утка: — Га-га-га, усни, малютка! После дождика в саду Червяка тебе найду.
Глупый маленький мышонок Отвечает ей спросонок: — Нет, твой голос нехорош. Слишком громко ты поешь!
Побежала мышка-мать, Стала жабу в няньки звать:
— Приходи к нам, тетя жаба, Нашу детку покачать.
Стала жаба важно квакать: — Ква-ква-ква, не надо плакать! Спи, мышонок, до утра, Дам тебе я комара.
Глупый маленький мышонок Отвечает ей спросонок: — Нет, твой голос нехорош. Очень скучно ты поешь!
Побежала мышка-мать Тетю лошадь в няньки звать:
— Приходи к нам, тетя лошадь, Нашу детку покачать.
— И-го-го! — поет лошадка. Спи, мышонок, сладко-сладко, Повернись на правый бок, Дам овса тебе мешок.
Глупый маленький мышонок Отвечает ей спросонок: — Нет, твой голос нехорош. Очень страшно ты поешь!
Побежала мышка-мать Тетю свинку в няньки звать:
— Приходи к нам, тетя свинка, Нашу детку покачать.
Стала свинка хрипло хрюкать, Непослушного баюкать: — Баю-баюшки, хрю-хрю. Успокойся, говорю.
Глупый маленький мышонок Отвечает ей спросонок: — Нет, твой голос нехорош. Очень грубо ты поешь!
Стала думать мышка-мать: Надо курицу позвать. — Приходи к нам, тетя клуша, Нашу детку покачать.
Закудахтала наседка: — Куд-куда! Не бойся, детка! Забирайся под крыло: Там и тихо, и тепло.
Глупый маленький мышонок Отвечает ей спросонок: — Нет, твой голос нехорош. Этак вовсе не уснешь!
Побежала мышка-мать, Стала щуку в няньки звать: — Приходи к нам, тетя щука, Нашу детку покачать.
Стала петь мышонку щука Не услышал он ни звука: Разевает щука рот, А не слышно, что поет…
Глупый маленький мышонок Отвечает ей спросонок: — Нет, твой голос нехорош. Слишком тихо ты поешь!
Побежала мышка-мать, Стала кошку в няньки звать:
— Приходи к нам, тетя кошка, Нашу детку покачать.
Стала петь мышонку кошка: — Мяу-мяу, спи, мой крошка! Мяу-мяу, ляжем спать, Мяу-мяу, на кровать.
Глупый маленький мышонок Отвечает ей спросонок: — Голосок твой так хорош. Очень сладко ты поешь!
Прибежала мышка-мать, Поглядела на кровать, Ищет глупого мышонка, А мышонка не видать…
III. Итог урока.
– О какой букве узнали на уроке?
– Чем она особенна?
– Какие были затруднения?