Этапы | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ | ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
Орг.момент | Садитесь! Перед тем, как приступить к работе, проверим вашу готовность к уроку: у каждого на краю парты должны лежать: учебник русского языка, пропись, дневник и пенал. Все лишнее необходимо убрать в портфель, чтобы вас ничего не отвлекало. Покажите, как должны сидеть за партой прилежные ученики. Сядьте правильно: спина прямая, ноги ровно стоят на полу, руки красиво лежат на парте. А теперь, когда все готовы, можем приступить к уроку! | (проверяют рабочее место, настраиваются на урок) | |
Актуализация знаний | С какой буквой и каким звуком мы познакомились на уроке чтения? Ребата, давайте проверим, правильно ли Ослик Иа запомнил информацию с прошлого урока. Ослик считает, что звук [и] – гласный. Если вы согласны, то поднимите руку. Верно, звук [и] - гласный. Ослик считает, что звук [и] может быть ударным и безударным. Так ли это? Поднимите руку, если согласны. Верно, звук [и] может быть как ударным, так и безударным. А сейчас я вам разрешаю немного «повертеться». Вам необходимо найти в классе те предметы, в которых есть звук [и] (учебник, тетради, книга). Вы большие молодцы! | Выполняют задание Называют предметы | |
Выход на тему и задачи урока | А как вы думаете, достаточно ли нам уметь писать только печатную букву? Или ещё нужно научиться писать какую-то букву? Если мы уже познакомились с данной буквой и умеем писать печатную букву, то что мы будем делать на уроке письма? Научимся писать письменную букву Ии. | | |
ОНЗ | |
А) Сравнение печатного и письменного образца буквы | Откройте прописи на странице 8. Что изображено на иллюстрации? Почему именно они изображены здесь? Обратите внимание на слово нитки. Сколько раз мы слышим звук [и]? В начале слова звук [и] какой: ударный или безударный? Как вы это определили? А теперь посмотрите на печатную и письменную строчную букву Ии. Чем похожи эти буквы? А чем отличаются? | Потому что в этих словах мы слышим звук [и] В слове сливы звук [и] - ударный. Можно позвать слово слииивы. Звук [и] мы слышим дольше. В слове нитки звук [и] мы слышим два раза. В начале слова звук [и] - ударный. Во втором случае звук [и] - безударный. Позвали слово. Печатная и письменная строчные буквы похожи тем, что у обеих есть элемент плавная наклонная линия. Отличаются тем, что письменная строчная буква и имеет наклон. Похожи тем, что обе буквы имееют элемент плавную наклонную линию. Отличаются тем, что письменная заглавная буква у пишется плавно, под наклоном, имеет элемент с закруглением. | |
Б) Анализ готового образца буквы | Покажите пальчиками, сколько элементов всего в новой букве | Короткая наклонная линия с закруглением вправо; короткая наклонная линия с закруглением вправо. Короткая наклонная с закруглением вправо. 2 | |
В) Обведение элементов | А теперь сядем как настоящие ученики: ноги с опорой на пол, спина прижата к спинке стула, руки на парте, между вами и партой ваша свободно проходящая ладонь Пропись держим под небольшим наклоном. Кончик ручки должен быть направлен на правое плечо Ручки убрали. Сели красиво Мы сказали, что строчная буква и состоит из двух элементов: первый элемент – прямая наклонная линия с закруглением вправо. Внимательно смотрим, как он пишется. Теперь давайте вместе со мной пропишем его в воздухе. Возьмите в руку ручку и обводим в воздухе. Теперь внимательно посмотрите, как я пропишу второй элемент – такая же короткая наклонная линия с закруглением вправо. Теперь давайте вместе со мной пропишем его в воздухе. Возьмите в руку ручку и обводим в воздухе. Теперь возьмите ручки и обведите элементы по серым линиям. Как только закончите обводить, сядьте красиво, чтобы я видела вашу готовность. Отложите ручки. | (принимают положение) (смотрят) (прописывают в воздухе) (обводят) (смотрят) (прописывают в воздухе) (обводят) (обводят) | |
Г) Написание буквы с комментированием учителя | А теперь смотрите внимательно, я покажу, как пишется строчная буква и. Начинаем писать букву с верхней линии рабочей строки. Ведём короткую наклонную линию с закруглением вправо до верхней линии рабочей строки. Не отрывая руки, ведём короткую наклонную линию вниз по написанному, не доходя до нижней линии рабочей строки делаем петлю делаем закругление вправо. ПРИ ПОЛНОМ ВНИМАНИИ КЛАССА Раз-и-два-и. Давайте попробуем прописать букву в воздухе. Взяли в руки ручку. Показали ручку. В прописях обведите строчную букву и 3 раза. | (смотрят) (прописывают в воздухе) | |
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА | Пальчиковая гимнастика Пальцы дружно вверх глядят, Превратиться в «И» хотят. Помоги ты им, дружок: Карандаш наискосок Между пальцами зажми – Вот и будет буква «И». | | |
А) Сравнение письменной заглавной и строчной буквы | | (ответы детей) | |
Б) Анализ готового образца буквы | | Длинная наклонная линия с закруглением внизу вправо; длинная наклонная линия с закруглением вправо. Оба элемента мы уже писали. 2 | |
В) Обведение элементов | А теперь сядем как настоящие ученики: ноги с опорой на пол, спина прижата к спинке стула, руки на парте, между вами и партой ваша свободно проходящая ладонь Тетрадь держим под небольшим наклоном. Кончик ручки должен быть направлен на правое плечо. Ручки убрали. Сели красиво. Мы сказали, что заглавная буква И состоит из двух элементов: первый элемент – длинная наклонная линия с закруглением внизу вправо. Смотрите внимательно, как пишется первый элемент заглавной буквы И. Для начала я пропишу в воздухе, а вы смотрите. Возьмите в руки ручки. Давайте пропишем в воздухе первый элемент заглавной буквы И. Теперь посмотрите, как пишется второй элемент длинная наклонная линия с крючком вправо. Для начала я пропишу в воздухе, а вы смотрите. Давайте пропишем в воздухе вместе второй элемент заглавной буквы И. Отлично. Теперь обведите элементы заглавной буквы И в прописях по серым линиям. Как только закончите, сядьте красиво, чтобы я видела, что вы готовы. | (принимают положение) (смотрят) (прописывают в воздухе) (обводят) (смотрят) (прописывают в воздухе) (обводят) (обводят) | |
Г) Написание буквы с комментированием учителя | А теперь смотрите внимательно, я покажу, как пишется заглавная буква И. Начинаем писать букву с середины вспомогательной линии. Ведём вверх короткую наклонную линию вправо. Коснувшись верхней вспомогательной линии, проводим длинную наклонную линию вниз, не доходя до нижней линии рабочей строки делаем закругление вправо коснувшись нижней линии рабочей строки. Затем проводим плавную линию до верхней границы вспомогательной строки, ведём линию вниз по написанному, на середине рабочей строки закругляем вправо. ПРИ ПОЛНОМ ВНИМАНИИ КЛАССА И-раз-и-два Давайте попробуем прописать букву в воздухе. В прописях обведите заглавную букву у 3 раза. | (смотрят) (прописывают в воздухе) | |
Е) Написание заглавной и строчной буквы | На следующей строчке нужно обвести и прописать заглавную и строчную букву Ии. Смотрим внимательно. Покажите пальчиком заглавную букву. Я пройду и посмотрю. Прописываю заглавную букву И, посмотрите внимательно. Теперь давайте пропишем заглавную букву И в воздухе вместе со мной. А теперь попробуйте прописать заглавную букву И в воздухе без меня, а я на вас посомтрю. Молодцы. Никто ничего не пишет, смотрите внимательно. Отступаю расстояние – 1 клеточка, затем прописываю строчную букву и. Посмотрите внимательно. Давайте вместе со мной пропишем в воздухе строчную букву и. Теперь пропишите в воздухе строчную букву и без меня. Я на вас посмотрю. Молодцы! Возьмите ручки. Тетрадь держим под небольшим наклоном. Кончик ручки должен быть направлен на правое плечо. Обведите в прописи заглавную и строчную букву Ии. Как только завершите, сядьте красиво, чтобы я видела, что вы готовы. А теперь, пропишите заглавную и строчную букву столько раз, сколько слогов в слове лиса. Сколько слогов в слове лиса? Верно, два. Как вы определили? Два гласных звука, все верно. Значит, сколько раз мы прописываем заглавную и строчную букву Ии? Прописываем два раза. Помните, что они чередуются. Расстояние между буквами – 1 клеточка. А между парами букв две клеточки. Приступайте к написанию. | (прописывают) | |
ФИЗКУЛЬМИНУТКА | Раз, два, три, четыре, пять, - загибаем пальчики, начиная с большого Будем листья собирать. - сжимаем и разжимаем кулачки Листья березы, - загибаем пальчики, начиная с большого Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберем, Маме осенний букет отнесем – пальчики «шагают» по столу. | | |
| А сейчас вы до конца строки пропишите только строчную букву у. Как только завершите, сядьте красиво, чтобы я видела, что вы готовы. Возьмите зеленый карандаш и таким образом зажгите фонарик над самой красивой буквой по вашему мнению. | | |
| Ребята, посмотрите, Ослик Иа времени не терял и тоже пробовал написать строчную букву и, правильно ли он написал? В чём ошибка? | | |
| А сейчас вы до конца строки пропишите только заглавную букву И. Как только завершите, сядьте красиво, чтобы я видела, что вы готовы. Возьмите зеленый карандаш и таким образом зажгите фонарик над самой красивой буквой по вашему мнению. Ребята, посмотрите, Ослик Иа времени не терял и тоже пробовал написать заглавную букву И, правильно ли он написала? В чём ошибка? Теперь посомтрите ниже, на следующей строке пары букв заглавной и строчной и. Пропишите самостоятельно пары букв столько раз, сколько окон в классе. Помните о расстоянии. Пишем чередуя буквы, заглавную со строчной. | | |
Ж) Письмо соединений | - Теперь мы должны прописать соединение заглавной букв со строчной буквой и. Показ - Соединение заглавной и строчной букв Ии – верхнее. Прописываем заглавную букву И и, не отрывая руки, ведем линию до верхней линии рабочей строки. Не отрывая руки, прописываем строчную букву и. - Давайте пропишем в воздухе. - Теперь пропишите это соединение до конца строки, между соединениями букв расстояние – мизинчик. | (смотрят) | |
З) Работа с сочетаниями | - А теперь посомтрите, пожалуйста, снизу представлены буквы, это какие буквы? Кто желает назвать их? Какие они? Гласные или согласные? Почему гласные? Верно, их можно пропеть. А теперь подумайте, какие сочетания можно составить с этими буквами. В сочетании обязательно должна быть буква и. Итак, какие сочетания у вас получились? Первым напишем сочетание Иа вместе со мной. Обратите внимание на соединение и тд. | | |
Итог урока, рефлексия | Наш урок подходит к концу Какую букву мы научились обозначать на письме? Помните, на уроке мы рассматривали работы другого ученикаи он совершал много ошибок при написании буквы и. Что вы можете ему посоветовать, чтобы не совершать таких ошибок? На ваших партах появились карточки, вам необходимо закрасить грушу, где дано правильное НАПИСАНИЕ буквы И определенным цветом: если у вас на уроке все получилось с легкостью, то желтым цветом, а если возникли какие-то трудности, то красным цветом Какие груши вы закрасили? Я вижу, что у многих груши закрашены желтым цветом. Вы – большие молодцы! Урок окончен. До свидания. | (ответы детей) (закрашивают) | |