Т ЕМА : М ЯГКИЙ ГЛУХОЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [ щ '], БУКВА Щ щ.
I. Мобилизующая часть урока.
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять
И внимательно читать.
Звуки с буквами пришли
И порядок навели.
II. Формирование новых знаний, умений и навыков.
Фонетическая зарядка.
– Как паровоз выпускает пар?
С серебристой чешуёй,
Не плотва. Какой большой!
А копчёный – это вещь!
Догадались? Это -
лещ
лещ
щ а
щ е
щ и
щ у
щ ё
Чтение слогов-слияний.
Учитель обращает внимание детей на то, что здесь используются не все гласные буквы, нет я, о, ы, ю, э.
Звук [щ’]: согласный, глухой, мягкий, непарный.
Игра «Кто внимательный?»
а) Найдите одинаковый звук в словах:
клещи, щетка, ящик, ящерица, щука.
б) С какого звука начинаются слова:
щи, щавель, щегол, щека, щенок?
в) Хлопните в ладоши, если услышите [щ’] в словах:
шелк, шептать, щекотать, щелкунчик, цапля, честный, шоколад, щипать, щепка, шапка, щипцы.
На что похожа буква щ?
Напечатайте букву Щ щ в тетрадях.
-Прочитайте слова в столбиках, с. 63.
Чтение стихотворения на с. 63.
Вопросы:
– Где живут лещи?
– С чем автор сравнивает леща?
Заучивание наизусть (хором).
Запомните: ЩА и ЩУ пишутся с буквами А и У , хотя звук [щ’] мягкий.
Ща вель, пи ща , пло ща дь, про ща ние, ро ща , ча ща .
Щу ка, пи щу ха (мышка такая), щу пальце.
Работа по картинке, с. 62
Вопросы:
– К какой сказке эта иллюстрация?
– Кто лежит на печи?
– На чем он играет?
– Кто выполнял желания Емели?
– Какие были желания?
Проговаривание скороговорок, с. 62.
Разгадывание загадок про овощи, с. 64
– Какие еще овощи вы знаете?
– Какие еще загадки знаете про овощи?
Чтение текста о щенках, с. 65.
Вопросы:
– Что делают щенки?
– Как они это делают?
– Что есть у щетки?
– Чем недовольны щенки?
– В каком настроении они ушли?
Выразительное чтение стихотворения о щенках.
- Рассмотрите предметные картинки.
- Назовите вещи и объясните, для чего они нужны.
-Прочитайте стихотворение «Щука и Щурятки». Найдите слова со слогом щу.
III. Итог урока.
– О какой букве узнали на уроке?
– Какие были трудности?