СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обучения грамоте в 1 классе. Письмо строчной и заглавной буквы Ээ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок обучения грамоте в 1 классе. Письмо строчной и заглавной буквы Ээ.»

Русский язык и литературное чтение Кастырина И.В.

Тема: Письмо строчной и заглавной буквы Ээ.

Цели: сформировать в памяти учащихся четкий зрительно-двигательный образ строчной и заглавной буквы «э»; научить писать ее и соединять с другими буквами по алгоритму. Учить правильно произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами русского литературного языка, различать звуки и буквы, различать понятия слово и слог;

списывать слова, предложения в соответствии с заданным алгоритмом, контролировать этапы своей работы.

Учить правилам посадки и пользования письменными принадлежностями.

Развивать умение анализировать, обобщать; осуществлять самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; проводить анализ объектов с целью выделения признаков. Воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, аккуратность при выполнении заданий.

Оборудование: демонстрационный материал

Тип урока: комбинированный

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение гигиенических правил письма.
III. Подготовка к восприятию нового материала. Актуализация знаний.

- Сейчас мы повторим, то что мы уже знаем.

- Что такое предложение? Из чего состоит предложение?

- Из чего состоят слова? Скажите, а что такое буквы? А звуки?

- Какие бывают звуки?

- Что вы можете сказать о гласных?

- Что можете сказать о согласных?

- Теперь все эти знания мы применим на практике.

С какой буквой мы познакомились на уроке чтения?

Какой звук обозначен буквой «э»?

- Назовите слова, начинающиеся на букву «э».


Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы урока.

Звук [э] гласный, может быть ударным и безударным.

- Звук [э] обозначает буква э. На что она похожа?

Рот разинув до ушей,

Буква Э сказала: «Эй!»

- Эге-гей! – крикун кричит,

Изо рта язык торчит.



– Сегодня на уроке будем учиться писать и соединять с другими буквами строчную и заглавную букву «э», которая обозначает гласный звук [э].

Учиться соединять её с другими буквами, списывать слова, предложения в соответствии с заданным алгоритмом, контролировать этапы своей работы.


IV. Формирование зрительного образа строчной буквы «э» в памяти учащихся.

  1. Анализ буквы.

– Сравните маленькую печатную букву «э» и строчную письменную букву «э».

– Чем они похожи? Чем отличаются?

- На какие изученные буквы похожа «э»?


2. Подготовительная работа для пальцев рук в Прописях.

- Откройте пропись. Кто изображен ?

За широким океаном,
Вдалеке от городов,
Терпеливо страус-мама
Ждёт рождения птенцов.
Страус эму не летает,
Но легко догонит он,
Потому что каждый знает –
Страус в беге — чемпион!


3. Анализ образца буквы.

- Из каких элементов состоит буква э? (из двух – левого полуовала и маленькой горизонтальной линии посередине).

- В написании каких букв есть такой же элемент - полуовал?

- Да, этот элемент уже знаком нам, когда мы писали букву х, ж, с. Значит, научиться писать строчную букву э, я думаюнам не составит труда.

-Откуда начинаем писать?  

-Давайте обведем элементы буквы в прописи.


– Ребята, на что указывает точка? (Начало движения руки).

– На что указывают стрелочки? (Направление движения руки).

–  Чтобы правильно и красиво написать строчную букву «э», послушайте объяснение.

- Начинаем писать букву э немного ниже линии верхней рабочей строки, ведем вверх до рабочей строки, округляем, ведём вниз до нижней линии, затем закругляем влево. Пишем второй элемент буквы – короткую горизонтальную линию посередине полуовала.

- Давайте напишем эту букву в воздухе – повторяйте за мной.  


3. Письмо буквы «э».

-Допишите на первой строке букву «э». Пишем красиво буквы.

Физминутка для глаз, пальцев.


4. Чтение и письмо слов  

Посмотрим на строку ниже и прочитаем слова. Что обозначают эти слова? Эти слова не называют предмет, только указывают на него.

Это слова – местоимения.

Выполните звуковой анализ слов.

Сколько слогов в этих словах? Чем слова отличаются между собой?

Напишите слова.


5. «Отгадай слово».

- Что изображено на рисунке? Угадайте слово. Напишите его.


6. Анализ схемы и слова алоэ.

- Прочитайте слово. Что оно обозначает?

На целый век украсит дом,

И всех излечит в доме том.

Цветок тот неказист на вид,

Но как целитель знаменит». (Алоэ.)

У алоэ есть второе название – «столетник». Связано оно с поверьем, что алоэ цветет лишь раз в сто лет. Но это заблуждение.  Просто в наших домах очень трудно создать такие же условия, как на его родине  — в Африке, за пустыней Калахари в Капской земле. Там алоэ цветет каждый год. 

Алоэ содержит в своем соке особе лекарственное вещество алоин. Именно алоин и лечит, заживляя раны, улучшая аппетит, восстанавливая пищеварение. Поскольку вещество «алоин» обладает силой против микробов, им лечат насморк.


  1. Анализ предложения.

 Посмотрите на последнюю строку. Что здесь написано?

Какое это предложение?

Сколько слов в этом предложении?

- Какие правила нужно помнить при написании предложений?


С заглавной буквы пишется первое слово, в конце предложения ставится точка, при письме проговариваем слово про себя.

Проанализируйте виды соединений букв и выполните письмо по образцу.


Запишите предложение. Комментированное письмо у доски.

Физкультминутка.


V. Формирование зрительно-двигательного образа заглавной буквыЭв памяти учащихся.


1. Объяснение образца написания заглавной буквы «Э» на доске.


2. Письмо заглавной буквы Э в Прописях.


3. Письмо имён на букву Э.


4. Работа с предложением

Эхо слышно тут и там – Эхо ходит по горам.


Списывание с печатного текста.

Прочитайте предложение. Сколько в нем слов?

– Какие слова надо писать с заглавной буквы? Объясните, почему.

– Какой знак препинания необходимо ставить в конце предложения?

 Проанализируйте виды соединений букв и выполните письмо по образцу.


VIII. Итог урока.

– У какой буквы мы сегодня были в гостях?

– Что получилось? Над чем надо еще поработать?

– Дома потренируйтесь в написании изученной буквы.









Тема: Буквы Ээ.

Цели: сформировать в памяти учащихся четкий зрительно-двигательный образ строчной и заглавной буквы «э»; закреплять умение писать ее и соединять с другими буквами по алгоритму. Учить правильно произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами русского литературного языка, различать звуки и буквы, различать понятия слово и слог;

списывать слова, предложения в соответствии с заданным алгоритмом, контролировать этапы своей работы.

Учить правилам посадки и пользования письменными принадлежностями.

Развивать умение анализировать, обобщать; осуществлять самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; проводить анализ объектов с целью выделения признаков. Воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, аккуратность при выполнении заданий.

Оборудование: демонстрационный материал

Тип урока: комбинированный

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение гигиенических правил письма.
III. Актуализация знаний.

- Сейчас мы повторим, то что мы уже знаем.

- Что такое предложение? Из чего состоит предложение?

- Из чего состоят слова? Скажите, а что такое буквы? А звуки?

- Какие бывают звуки? - Что вы можете сказать о гласных?

- Что можете сказать о согласных?

- Теперь все эти знания мы применим на практике.

С какой буквой мы читали слова на уроке чтения?

Какой звук обозначен буквой «э»?

Звук [э] гласный, может быть ударным и безударным.

- Звук [э] обозначает буква э. На что она похожа?

Рот разинув до ушей,

Буква Э сказала: «Эй!»

- Эге-гей! – крикун кричит,

Изо рта язык торчит.


– Сегодня на уроке будем закреплять умения писать и соединять с другими буквами строчную и заглавную букву «э», которая обозначает гласный звук [э].

Учиться соединять её с другими буквами, списывать слова, предложения в соответствии с заданным алгоритмом, контролировать этапы своей работы.


IV. Формирование зрительного образа строчной буквы «й» в памяти учащихся.

  1. Анализ буквы.

- Из каких элементов состоит буква «э»?

Пропишите в тетрадях букву «» строчную и прописную.

ЭэЭэЭэЭэЭэ

  1. Запись слогов с буквой «э».

Эй эх эк эс эм эл аэоэ

- Какие это слоги? Что образует слог?

3. Запись слов.

Сначала отгадайтезагадку, а потом запишитеотгадку.

Комментированная запись слов у доски.


На всякой зов даю ответ,

А ни души, ни тела нет. (Эхо)



На одной ножке

В шоколадной одёжке. (Эскимо)


В тёмном зале мы на нём
Смотрим фильмы ясным днём.
(Экран)

На большие расстояния

Мчится он без опоздания;

Пишется в конце два С,

Называется… (экспресс).


Вещество, покрывающее зубы (эмаль)

Линия, делящая земной шар на северное и южное полушарие.(экватор)

 А теперь разделите слова на слоги.

- Вспомним правило деления на слоги.

Сколько в слове гласных,

Столько и слогов.

Это знает каждый из учеников.

(по одному дети выходят к доске и делят слова на слоги).

I V. Применение полученных знаний на практике

  1. Работа в группах

Игра «Кто больше?»  «Соберите» слова из рассыпанных частей.  

( Э таж э кран э муэста фета по этэква тор а лоэ)

Проверка работы 

Работа проверяется: одна группа читает  слова, остальные находят  такие же у себя.

Запись полученных слов на доске.


3. Звуковой анализ слова алоэ.

- Запишем слово «алоэ». Выполним звуко-буквенный разбор слова

алоэ – [алоэ] - 3 слога, 4 буквы, 4 звука.

Алоэ — комнатный цветок.

Он дарит нам целебный сок.

Светолюбив, неприхотлив,

чуть-чуть колюч, чуть-чуть красив.


Есть растение такое

И зовут его алоэ.

При порезах и ушибах

Нам поможет,

Добрый наш Алоэ.


Алоэ содержит в своем соке особе лекарственное вещество алоин. Именно алоин и лечит, заживляя раны, улучшая аппетит, восстанавливая пищеварение. Поскольку вещество «алоин» обладает силой против микробов, им лечат насморк.


- Посмотрите на алоэ. Опишите его.


4. Письмо предложений под диктовку. Комментировано у доски.

-Запишем предложение.

Алоэ – комнатный цветок. Он дарит нам целебный сок.


Сколько слов в этом предложении? Какое это предложение?

- Какие правила нужно помнить при написании предложений?


С заглавной буквы пишется первое слово, в конце предложения ставится точка, при письме проговариваем слово про себя.


Запишите предложение. Комментированное письмо у доски.


VIII. Итог урока.

– У какой буквы мы сегодня были в гостях?

– Что получилось? Над чем надо еще поработать?

– Дома потренируйтесь в написании изученной буквы.