Русский язык и литературное чтение Кастырина И.В.
Тема: Письмо строчной и заглавной буквы Ээ.
Цели: сформировать в памяти учащихся четкий зрительно-двигательный образ строчной и заглавной буквы «э»; научить писать ее и соединять с другими буквами по алгоритму. Учить правильно произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами русского литературного языка, различать звуки и буквы, различать понятия слово и слог;
списывать слова, предложения в соответствии с заданным алгоритмом, контролировать этапы своей работы.
Учить правилам посадки и пользования письменными принадлежностями.
Развивать умение анализировать, обобщать; осуществлять самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; проводить анализ объектов с целью выделения признаков. Воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, аккуратность при выполнении заданий.
Оборудование: демонстрационный материал
Тип урока: комбинированный
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение гигиенических правил письма.
III. Подготовка к восприятию нового материала. Актуализация знаний.
- Сейчас мы повторим, то что мы уже знаем.
- Что такое предложение? Из чего состоит предложение?
- Из чего состоят слова? Скажите, а что такое буквы? А звуки?
- Какие бывают звуки?
- Что вы можете сказать о гласных?
- Что можете сказать о согласных?
- Теперь все эти знания мы применим на практике.
С какой буквой мы познакомились на уроке чтения?
Какой звук обозначен буквой «э»?
- Назовите слова, начинающиеся на букву «э».
Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы урока.
Звук [э] гласный, может быть ударным и безударным.
- Звук [э] обозначает буква э. На что она похожа?
Рот разинув до ушей,
Буква Э сказала: «Эй!»
- Эге-гей! – крикун кричит,
Изо рта язык торчит.
– Сегодня на уроке будем учиться писать и соединять с другими буквами строчную и заглавную букву «э», которая обозначает гласный звук [э].
Учиться соединять её с другими буквами, списывать слова, предложения в соответствии с заданным алгоритмом, контролировать этапы своей работы.
IV. Формирование зрительного образа строчной буквы «э» в памяти учащихся.
Анализ буквы.
– Сравните маленькую печатную букву «э» и строчную письменную букву «э».
– Чем они похожи? Чем отличаются?
- На какие изученные буквы похожа «э»?
2. Подготовительная работа для пальцев рук в Прописях.
- Откройте пропись. Кто изображен ?
За широким океаном,
Вдалеке от городов,
Терпеливо страус-мама
Ждёт рождения птенцов.
Страус эму не летает,
Но легко догонит он,
Потому что каждый знает –
Страус в беге — чемпион!
3. Анализ образца буквы.
- Из каких элементов состоит буква э? (из двух – левого полуовала и маленькой горизонтальной линии посередине).
- В написании каких букв есть такой же элемент - полуовал?
- Да, этот элемент уже знаком нам, когда мы писали букву х, ж, с. Значит, научиться писать строчную букву э, я думаю, нам не составит труда.
-Откуда начинаем писать?
-Давайте обведем элементы буквы в прописи.
– Ребята, на что указывает точка? (Начало движения руки).
– На что указывают стрелочки? (Направление движения руки).
– Чтобы правильно и красиво написать строчную букву «э», послушайте объяснение.
- Начинаем писать букву э немного ниже линии верхней рабочей строки, ведем вверх до рабочей строки, округляем, ведём вниз до нижней линии, затем закругляем влево. Пишем второй элемент буквы – короткую горизонтальную линию посередине полуовала.
- Давайте напишем эту букву в воздухе – повторяйте за мной.
3. Письмо буквы «э».
-Допишите на первой строке букву «э». Пишем красиво буквы.
Физминутка для глаз, пальцев.
4. Чтение и письмо слов
Посмотрим на строку ниже и прочитаем слова. Что обозначают эти слова? Эти слова не называют предмет, только указывают на него.
Это слова – местоимения.
Выполните звуковой анализ слов.
Сколько слогов в этих словах? Чем слова отличаются между собой?
Напишите слова.
5. «Отгадай слово».
- Что изображено на рисунке? Угадайте слово. Напишите его.
6. Анализ схемы и слова алоэ.
- Прочитайте слово. Что оно обозначает?
На целый век украсит дом,
И всех излечит в доме том.
Цветок тот неказист на вид,
Но как целитель знаменит». (Алоэ.)
У алоэ есть второе название – «столетник». Связано оно с поверьем, что алоэ цветет лишь раз в сто лет. Но это заблуждение. Просто в наших домах очень трудно создать такие же условия, как на его родине — в Африке, за пустыней Калахари в Капской земле. Там алоэ цветет каждый год.
Алоэ содержит в своем соке особе лекарственное вещество алоин. Именно алоин и лечит, заживляя раны, улучшая аппетит, восстанавливая пищеварение. Поскольку вещество «алоин» обладает силой против микробов, им лечат насморк.
Анализ предложения.
Посмотрите на последнюю строку. Что здесь написано?
Какое это предложение?
Сколько слов в этом предложении?
- Какие правила нужно помнить при написании предложений?
С заглавной буквы пишется первое слово, в конце предложения ставится точка, при письме проговариваем слово про себя.
Проанализируйте виды соединений букв и выполните письмо по образцу.
Запишите предложение. Комментированное письмо у доски.
Физкультминутка.
V. Формирование зрительно-двигательного образа заглавной буквыЭв памяти учащихся.
1. Объяснение образца написания заглавной буквы «Э» на доске.
2. Письмо заглавной буквы Э в Прописях.
3. Письмо имён на букву Э.
4. Работа с предложением
Эхо слышно тут и там – Эхо ходит по горам.
Списывание с печатного текста.
Прочитайте предложение. Сколько в нем слов?
– Какие слова надо писать с заглавной буквы? Объясните, почему.
– Какой знак препинания необходимо ставить в конце предложения?
Проанализируйте виды соединений букв и выполните письмо по образцу.
VIII. Итог урока.
– У какой буквы мы сегодня были в гостях?
– Что получилось? Над чем надо еще поработать?
– Дома потренируйтесь в написании изученной буквы.
Тема: Буквы Ээ.
Цели: сформировать в памяти учащихся четкий зрительно-двигательный образ строчной и заглавной буквы «э»; закреплять умение писать ее и соединять с другими буквами по алгоритму. Учить правильно произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами русского литературного языка, различать звуки и буквы, различать понятия слово и слог;
списывать слова, предложения в соответствии с заданным алгоритмом, контролировать этапы своей работы.
Учить правилам посадки и пользования письменными принадлежностями.
Развивать умение анализировать, обобщать; осуществлять самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; проводить анализ объектов с целью выделения признаков. Воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, аккуратность при выполнении заданий.
Оборудование: демонстрационный материал
Тип урока: комбинированный
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение гигиенических правил письма.
III. Актуализация знаний.
- Сейчас мы повторим, то что мы уже знаем.
- Что такое предложение? Из чего состоит предложение?
- Из чего состоят слова? Скажите, а что такое буквы? А звуки?
- Какие бывают звуки? - Что вы можете сказать о гласных?
- Что можете сказать о согласных?
- Теперь все эти знания мы применим на практике.
С какой буквой мы читали слова на уроке чтения?
Какой звук обозначен буквой «э»?
Звук [э] гласный, может быть ударным и безударным.
- Звук [э] обозначает буква э. На что она похожа?
Рот разинув до ушей,
Буква Э сказала: «Эй!»
- Эге-гей! – крикун кричит,
Изо рта язык торчит.
– Сегодня на уроке будем закреплять умения писать и соединять с другими буквами строчную и заглавную букву «э», которая обозначает гласный звук [э].
Учиться соединять её с другими буквами, списывать слова, предложения в соответствии с заданным алгоритмом, контролировать этапы своей работы.
IV. Формирование зрительного образа строчной буквы «й» в памяти учащихся.
Анализ буквы.
- Из каких элементов состоит буква «э»?
Пропишите в тетрадях букву «» строчную и прописную.
ЭэЭэЭэЭэЭэ
Запись слогов с буквой «э».
Эй эх эк эс эм эл аэоэ
- Какие это слоги? Что образует слог?
3. Запись слов.
Сначала отгадайтезагадку, а потом запишитеотгадку.
Комментированная запись слов у доски.
На всякой зов даю ответ,
А ни души, ни тела нет. (Эхо)
На одной ножке
В шоколадной одёжке. (Эскимо)
В тёмном зале мы на нём
Смотрим фильмы ясным днём.
(Экран)
На большие расстояния
Мчится он без опоздания;
Пишется в конце два С,
Называется… (экспресс).
Вещество, покрывающее зубы (эмаль)
Линия, делящая земной шар на северное и южное полушарие.(экватор)
А теперь разделите слова на слоги.
- Вспомним правило деления на слоги.
Сколько в слове гласных,
Столько и слогов.
Это знает каждый из учеников.
(по одному дети выходят к доске и делят слова на слоги).
I V. Применение полученных знаний на практике
Работа в группах
Игра «Кто больше?» «Соберите» слова из рассыпанных частей.
( Э таж э кран э муэста фета по этэква тор а лоэ)
Проверка работы
Работа проверяется: одна группа читает слова, остальные находят такие же у себя.
Запись полученных слов на доске.
3. Звуковой анализ слова алоэ.
- Запишем слово «алоэ». Выполним звуко-буквенный разбор слова
алоэ – [алоэ] - 3 слога, 4 буквы, 4 звука.
Алоэ — комнатный цветок.
Он дарит нам целебный сок.
Светолюбив, неприхотлив,
чуть-чуть колюч, чуть-чуть красив.
Есть растение такое
И зовут его алоэ.
При порезах и ушибах
Нам поможет,
Добрый наш Алоэ.
Алоэ содержит в своем соке особе лекарственное вещество алоин. Именно алоин и лечит, заживляя раны, улучшая аппетит, восстанавливая пищеварение. Поскольку вещество «алоин» обладает силой против микробов, им лечат насморк.
- Посмотрите на алоэ. Опишите его.
4. Письмо предложений под диктовку. Комментировано у доски.
-Запишем предложение.
Алоэ – комнатный цветок. Он дарит нам целебный сок.
Сколько слов в этом предложении? Какое это предложение?
- Какие правила нужно помнить при написании предложений?
С заглавной буквы пишется первое слово, в конце предложения ставится точка, при письме проговариваем слово про себя.
Запишите предложение. Комментированное письмо у доски.
VIII. Итог урока.
– У какой буквы мы сегодня были в гостях?
– Что получилось? Над чем надо еще поработать?
– Дома потренируйтесь в написании изученной буквы.