Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе
УМК: «Школа России»
Тема: «Сочетания ща, щу. Чтение предложений и текстов с буквой щ».
Цели: способствовать развитию грамотной речи посредством знакомства с правилом правописания сочетаний ща, щу; совершенствовать навыки правильного и сознательного чтения; развивать внимание, фонематический слух, память, мышление; воспитывать чувство товарищества, дисциплинированности, самостоятельности.
Оборудование: «Азбука», картинки с овощами, поезд с буквами, пазлы с буквосочетаниями ща, щу, ТСО (видео и аудио физминутки).
Ход урока
Орг.момент.
Я держу в ладошках солнце.
Я дарю его друзьям.
Улыбнитесь - это просто.
Лучик солнца - это Вам!
Друзья, пусть такое солнышко светит вам каждый день!!!
Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и задач урока
На предыдущем уроке, изучая букву Щ, мы покатались с Емелей на его волшебной печке.
А если сегодня правильно выполните задания, помчимся на паровозе, самолёте и даже ракете!
Мы продолжим изучать звук [щ ].
А чтобы вы лучше запомнили, почему буквосочетания ща, щу нужно писать с А и У, послушайте сказку.
Учитель зачитывает грамматическую сказку
« Как поссорились шипящие с некоторыми гласными буквами»
Жили-были на свете шипящие Ж, Ш,Ч ,Щ, а неподалёку жили гласные У,Ю,Ы,И,А,Я. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Но вот только ни как не могут найти три гласные Ы, Ю,Я. Искали- искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили домой пойти спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы,Ю,Я как ни в чем не бывало сидят, смеются, чай с пряниками пьют. Обиделись шипящие – с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так….
- Ребята, с какими гласными дружат шипящие? ( а,и,у)
Актуализация опорных знаний
Вот наш паровозик с буквами.
Чтобы на нём мы помчались, нужно повторить звуки.
Мы выучили почти все буквы. Осталось только 2. (ф,ъ)
А сколько гласных звуков?
А буква Щ какой обозначает звук?
Чистоговорки
Ща-ща-ща - я в реке поймал леща.
Щу-щу-щу - я его не отпущу.
Ще-ще-ще - мечтает котик о леще.
В сочетаниях ЧА, ЩА
Пишем только букву А.
В сочетаниях ЧУ, ЩУ
Пишут только букву У.
Молодцы! Наш паровозик поехал!
-А кто летает в самолётах?
Стюардессы и пилоты должны правильно разговаривать. Чтобы нам полететь дальше на самолёте, нужно быстро и чётко произнести скороговорки.
Щуку я тащу, тащу,
Щуку я не упущу.
Щуки и леща в роще не сыщешь.
А ещё команда должна быть здорова.
А для этого нужно кушать овощи. В них много витаминов.
Посмотрите, с огорода
Заготовила природа
Массу вкусных овощей
Для супов и для борщей!
Инсценировка стихотворения Ю. Тувима «Овощи»
Молодцы! И это задание выполнили!
Физминутка «Самолёт»
Изучение нового материала
А чтобы помчаться на ракете, нужно выполнить самое сложное задание.
А кто летает в ракете? А какими должны быть настоящие космонавты?
Самое главное в космосе они должны быть настоящими друзьями, товарищами.
- Послушайте рассказ и скажите, можно ли мальчиков назвать товарищами?
1.Чтение учителем рассказа Л.Н. Толстого «Два товарища»
2. Беседа.
3. Активное «Жужжащее чтение»
Физминутка «Я ракета»
Обобщение и систематизация знаний
Чтение рассказа «Снежный ком»
Подведение итогов
Рефлексия Солнышко. Закончи предложение:
- Моё настроение похоже на:
солнышко;
солнышко с тучкой;
тучку;
тучку с дождиком;
тучку с молнией.
На парте у вас кружочки.
Если у вас всё получилось сегодня на уроке нарисуйте весёлый смайлик, если были сомнения, то задумчивый, но а если постоянно требовалась помощь грустный.
Я рада, что у всех весёлый смайлик.