2. Актуализация знаний. | - К нам на урок сегодня пришла гостья. Угадайте, кто она. Появилась девочка в чашечке цветка, И была та девочка чуть больше ноготка. (Слайд 2) - Откройте учебник на странице 24. Посмотрите, что принесла Дюймовочка с собой. На верху страницы и на экране написана пословица. «Где дружбой дорожат, там враги дрожат» - Как вы понимаете эту пословицу? - Подумайте, почему так говорят: Дружба, как стекло, разобьёшь – не сложишь. - Обсудите в парах, что нужно сделать, чтобы избежать ссоры? А если ссора произошла? - А мы с вами дружные? - Будем дружно работать на уроке и помогать своим друзьям. Игра «Собери буквы» - Дюймовочка очень любит цветы, она нам их принесла. (Слайд 3) - На какие две группы можно разделить эти буквы? Работа с «Лентой букв» | Отгадывают загадку. - Дюймовочка Дети читают. Дети объясняют смысл пословицы - Да. Дети выходят к доске и правильно расставляют буквы (девочки – гласные, мальчики – согласные) Дети называют буквы и звуки. | Познавательные: логические: сравнение, классификация объектов по выделенным признакам. Познавательные: общеучебные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. |
3. Постановка учебной задачи. Цель: постановка цели урока. | - Сейчас мы с вами поиграем в игру «Доскажи словечко», ваши ответы мы будем сравнивать с ответами Дюймовочки. -Вяжет мама длинный шарф, потому что сын … (Слайд 4) -Тёплым днем, весной и в мае, Каждый про меня узнает. Я не муха, не паук, Я жужжу, я майский … (Слайд 5) - Произнесите ещё раз эти слова. - Назовите первые звуки в этих словах. - А теперь сформулируйте тему урока. (Слайд 6) - Давайте расскажем Дюймовочке, чему вы должны научиться на уроке. (Слайд 7) Создание проблемной ситуации. - Дюймовочка спешит предупредить вас о том, что этот звук непростой. Вам предстоит выяснить, в чем особенность этого звука. | - Жираф. - Жук. Дети произносят слова. Называют первый звук слов-отгадок: [ж]. Формулируют тему урока: звук [ж], буква Ж. Формулируют цели урока: познакомиться со звуком [ж] и буквой Ж, учиться читать слоги, слова, и предложения с новой буквой, писать слова с новой буквой. | Познавательные: общеучебные: самостоятельно выделять и формировать познавательные цели. Регулятивные: целеполагание. |
4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания) | - Может кто-то из вас уже догадался, почему этот звук непростой? - Версий много, точного ответа мы не знаем, давайте будем решать эту проблему. Составление плана решения проблемы. - Давайте составим план исследования звука. - Что мы должны сказать о звуке? (Слайд 8) Поиск решения проблемы. «Открытие» нового знания. - Повернитесь друг к другу. Произнесите звук [ж], определите, гласный он или согласный. - Встречает ли воздух преграду? (Слайд 9) - Если звук согласный, что мы еще должны о нем сказать? - Какой же это звук, звонкий или глухой? - Звук [ж] согласный, звонкий. На какой улице ленты букв будет жить этот звук, на красной или на синей? - На каком этаже, на верхнем или нижнем? - Произнесите еще раз звук [ж]. Что еще заметили? Какой это звук? - С каким похожим звуком мы знакомились раньше? - Посмотрите на ленту букв. Живут эти звуки рядом. Один выше, другой ниже. - Произнесите эти звуки еще раз. Как называют такие звуки? - Подберите слова со звуком [ж]. - Как слышим звук [ж], твердо или мягко? - Может кто-то придумает слова, где новый звук будет мягким? - Я тоже не смогла придумать такие слова. Какой сделаем вывод? - Вот, о чем хотела предупредить нас Дюймовочка. (Слайд 10) Физкультминутка (СЛАЙД 11 «Облака») Знакомство с новой буквой. - Кто знает, какой буквой обозначается звук [ж]? Сейчас Дюймовочка нам покажет букву Ж. (Слайд 12) - На что похожа буква Ж? Эта буква хороша, И похожа на жука. И при этом, точно жук, Издает жужжащий звук: Ж-Ж-Ж-Ж-Ж! (С.Маршак) (Слайд 13) –Выложите из палочек букву. Печатание буквы, схема слова ЖУК (Слайд 14) Работа по учебнику. - Откройте учебники на странице 25. - Кто изображён справа над схемой? - Что он делает? Как называется игра? (Слайд 15) - Пользуясь схемой, проведем звуковой анализ слова «жмурки». Чтение слогов с новой буквой. (Слайд 16) - Прочитайте слоги. - В чём особенность звука [ж]? - Получилось ли у букв е, и смягчить предшествующий согласный? Работа в Прописи с.6 (Слайд 17) Графический анализ буквы Ж: по краям полуовалы, в центре наклонная черта. Эти элементы соединены штрихами. Показ буквы учителем на доске с объяснением последовательности написания: – Начинаем писать букву с левого полуовала, затем вверх ведём соединительный штрих и сверху вниз пишем наклонную черту, снизу вверх соединительный штрих и, наконец, правый полуовал, как букву С. «Написание» буквы на левой ладони (леворукие дети – на правой). Обведение буквы Ж наверху и на 1–й строчке. Сравнение правильных и ошибочных написаний. – Какие элементы должны быть написаны с одинаковым наклоном (параллельны)? – Сколько таких элементов? – Напишите букву, сохранив одинаковый наклон трёх элементов. Найдите самую красивую букву, подчеркните. Письмо слогов и слов 2-3 строчки. (Слайд 18) ЖИ пиши с И. | Дети высказывают свои версии. Гласный он или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий Дети смотрят друг на друга и произносят звук. При произнесении звука воздух встречает преграду, поэтому этот звук согласный. Звонкий звук или глухой. Дети закрывают уши руками. - Этот звук звонкий. - На синей улице. - На верхнем этаже. Дети произносят звук [ж] - Этот звук шипящий. - Со звуком [ш]. Дети произносят звуки [ж],[ш]. - Эти звуки парные по звонкости-глухости. Дети подбирают слова со звуком [ж]. - Твердо. Дети затрудняются ответить. - Звук [ж] всегда твёрдый. Участвуют в игре. Предположения детей. Выкладывание из палочек - Изображён мальчик. - Мальчик играет в жмурки. Дети проводят звуковой анализ слова «жмурки» Читают слоги. - Звук [ж] всегда твердый. - Не получилось. | Познавательные: логические: выдвижение гипотез. Общеучебные: постановка и решение проблемы; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; создание и преобразование модели. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества со сверстниками. Регулятивные: планировать, определять последовательность действий. Познавательные: логические: подведение под понятие, выведение следствия. Коммуникативные: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами. Планирование учебного сотрудничества с учителем. Личностные: установка на здоровый образ жизни. Познавательные: логические: анализ, синтез, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; моделирование. Познавательные: моделирование; логические: анализ, синтез, сравнение. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонения от него. Познавательные: оценка процесса и результата деятельности. |
5. Первичное закрепление. Цель: применение нового знания. | Чтение столбиков слов.(Слайд 19) - Чем отличаются слова друг, дружок? - Почему слово «Жучка» написано с заглавной буквы? - Когда говорят «могу», а когда «может»? - Чем отличаются слова «телега», «тележка»? Физкультминутка Игра «Гости» - Если в слове услышите новый звук, значит «гость» долгожданный, ему низкий поклон. А если нет – то присядем на корточки. Жучка, солнышко, журавль, желток, жучок, Саша, дружба, плечо, глаза. Работа с текстом. (Слайд 20, 21) - Посмотрим на рисунок внизу страницы. Как вы думаете, о чем пойдет речь в тексте? Учитель читает текст. Проверка первичного восприятия. - О ком этот рассказ? - В какую игру играют дети? - Как вы думаете, почему Женя не может догнать детей? - О чем предупредили ребята Женю? - Можно ли сказать, что ребята настоящие друзья и поступили благородно? Поиграем. (Слайды 22, 23) Письмо предложения, составление схемы. Но чтобы нам красиво и правильно написать, мы должны подготовить руку к письму. Физминутка. «Капустка». Мы капустку рубим-рубим, Мы капустку трём-трём, Мы капустку солим-солим, Мы капустку жмём-жмём. Игра «У кого какие детёныши». У ежа-…, у медведя-…, у зайца-…. У ужа - … Запишите это предложение, превращая печатные буквы в письменные. (Слайд 24), письмо слов на пустых строчках. | Дети читают слова. Ответы детей. - Это кличка животного. - Я могу. Кто-то может. Ответы детей. Участвуют в игре. Выдвигают версии. - Этот рассказ о детях. - Они играют в жмурки. - У него завязаны глаза. Чтение текста детьми. (Дети читают по предложениям) - О луже. - Да. | Познавательные: общеучебные: формировать смысловое чтение; формировать умение извлекать информацию. Личностные: установка на здоровый образ жизни Познавательные: логические: выбор оснований и критериев для сравнения. Регулятивные: прогнозирование. Коммуникативные: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами. Познавательные: логические: установление причинно-следственных связей. Личностные: формирование умения высказывать свое отношение к героям. Выражать свои эмоции. |