СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обучения грамоте "Звук ш. Буква Ш,ш"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока написана в соответствии с требованиями ФГОС. Данный открытый урок показан для детей подготовительной группы детского сада. 

Тип урока: Знакомство с новым материалом,  комплексного применения знаний и способов действий.   

Задачи:

-Знакомить с буквами Ш,ш, обозначаемым ими звуком;

- Учить характеризовать звуки по алгоритму;

-Учить читать слоги, слова, текст с изученной буквой.

 

Планируемые результаты

Предметные:

-Знать буквы Ш,ш, обозначаемый ими звук;

-Характеризовать звуки по алгоритму;

-Читать слоги, слова, текст с изученной буквой.

 

 

Метапредметные:

-понимать и принимать учебную задачу, планировать ее выполнение, оценивать результат  своего труда;

- классифицировать по существенным признакам;

- находить нужную информацию о звуке по алгоритму;

-формирование навыка правильного, плавного, сознательного, выразительного чтения слов с изученными буквами; обогащение и активизация словарного запаса.

Личностные:

-понимать смысл пословицы «Мало уметь читать, надо уметь думать».

- способствовать формированию навыков сотрудничества.

-положительное отношение к учению, произвольному поведению,

Регулятивные:

- уметь определять  тему урока  с помощью учителя;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний;

-  уметь находить ответы на вопросы, используя   информацию, полученную на уроке;

- осуществлять синтез как составление целого из нескольких

Коммуникативные:

- уметь выражать свои мысли, отвечая на вопросы;

- слушать и понимать речь других;

-  совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе;

- формулировать собственное мнение и позицию.

 

 

Межпредметные связи: Письмо, тема «Строчная и заглавная буквы ш,Ш

 

Ресурсы урока:  Азбука, (с 16-17), Презентация к уроку, файл – разработка  Mimio Studio (интерактивная доска), диск к учебнику, индивидуальные карточки с заданием, карточки для групповой работы.

 

Технологии: 

  1. уровневой дифференциации обучения (во время групповой работы предлагаются задания разной сложности);
  2. проблемно-диалогического обучения (проблемная ситуация при работе с многозначным словом);
  3. коллективного взаимодействия (парная и групповая работа);
  4. информационно-коммуникационные  (слайдовая презентация, диск к учебнику, видеопоказ, работа на интерактивной доске,      актуализация имеющихся знаний );
  5. игровые (введение в урок сказочных героев, физминутка, рефлексия, итог урока);
  6. здоровьесберегающие (проведение во время урока зрительной гимнастики и физминутки, смена динамических поз во время групповой работы);

7.     системно – деятельностные (проверка по эталону.)

8    личностно-ориентированные

 

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация (Приложение 1), карточки для парной и групповой работы.   

Организация пространства:  групповая, фронтальная, индивидуальная.

 

 

Просмотр содержимого документа
«п2 от 7.12 Открытый Урок буква ш в печать и на сайт»

Открытый урок в 1 классе.


Учитель: Краснова М.В.

Предмет: обучение грамоте.

Класс: 1 «В»


Дата проведения: 11.12.13г.


Количество учащихся в классе: 21 + 1 (инд.об)

Присутствовали на уроке: зам. директора по УВР Федотова Н. Н.,

председатель МО Сысуева Е.Н., учителя начальных классов Зайцева О. В., Михайлова О.В., Репникова В.Д, Тимофеева А. В., методист ДОУ №18 Николаева С.В., дети подготовительной группы детского сада.

Тема урока: Согласный звук ш. Буквы Ш,ш.


Тип урока: Знакомство с новым материалом, комплексного применения знаний и способов действий. 
 

Задачи:

-Знакомить с буквами Ш,ш, обозначаемым ими звуком;

- Учить характеризовать звуки по алгоритму;

-Учить читать слоги, слова, текст с изученной буквой.


Планируемые результаты

Предметные:

-Знать буквы Ш,ш, обозначаемый ими звук;

-Характеризовать звуки по алгоритму;

-Читать слоги, слова, текст с изученной буквой.



Метапредметные:

-понимать и принимать учебную задачу, планировать ее выполнение, оценивать результат своего труда;

- классифицировать по существенным признакам;

- находить нужную информацию о звуке по алгоритму;

-формирование навыка правильного, плавного, сознательного, выразительного чтения слов с изученными буквами; обогащение и активизация словарного запаса.

Личностные:

-понимать смысл пословицы «Мало уметь читать, надо уметь думать».

- способствовать формированию навыков сотрудничества.

-положительное отношение к учению, произвольному поведению,

Регулятивные:

- уметь определять тему урока с помощью учителя;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний;

- уметь находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке;

- осуществлять синтез как составление целого из нескольких

Коммуникативные:

- уметь выражать свои мысли, отвечая на вопросы;

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе;

- формулировать собственное мнение и позицию.



Межпредметные связи: Письмо, тема «Строчная и заглавная буквы ш,Ш


Ресурсы урока: Азбука, (с 16-17), Презентация к уроку, файл – разработка Mimio Studio (интерактивная доска), диск к учебнику, индивидуальные карточки с заданием, карточки для групповой работы.


Технологии: 

  1. уровневой дифференциации обучения (во время групповой работы предлагаются задания разной сложности);

  2. проблемно-диалогического обучения (проблемная ситуация при работе с многозначным словом);

  3. коллективного взаимодействия (парная и групповая работа);

  4. информационно-коммуникационные  (слайдовая презентация, диск к учебнику, видеопоказ, работа на интерактивной доске, актуализация имеющихся знаний );

  5. игровые (введение в урок сказочных героев, физминутка, рефлексия, итог урока);

  6. здоровьесберегающие (проведение во время урока зрительной гимнастики и физминутки, смена динамических поз во время групповой работы);

7. системно – деятельностные (проверка по эталону.)

8 личностно-ориентированные


Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация (Приложение 1), карточки для парной и групповой работы. 
 

Организация пространства: групповая, фронтальная, индивидуальная.










Ход урока


Структурные элементы урока.


Время

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Используе

мые технологии

1. Организационный момент.


Личностные:

– ориентация на принятие образца «хорошего ученика»

Регулятивные:

- установка на выполнение учебных действий в устной, письменной речи, во внутреннем плане


Регулятивные:

- нацелить на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания.

Познавательные:

-самоконтроль.

Коммуникативные:

- формировать умение слушать и слышать.



Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность с помощью приёма «Эмоциональное вхождение в урок».

- В мире много интересного, Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело!

Приветствие учителя, самоорганизация

Здоровье-

сберегающие

2. Повторение изученного.


Минутка поэзии




3. Включение в учебную деятельность-(1мин)

2мин

Какой праздник скоро придет в каждый наш дом?

- Давайте послушаем стихи, которые вы подготовили к этому уроку.

-Молодцы!

-Какие согласные буквы мы уже изучили?

-Какие из них всегда обозначают мягкие согласные?

Вот мы с вами изучили последний раз букву…. Ь.

Для чего нужна буква ь?

Приведите примеры слов с ь

Покажите схему слова с ь


-Как вы думаете, существуют ли в русском языке согласные, которые всегда обозначают твердые звуки?


Новый год.


-Читают Кузнецова, Артем, Арина. (Хлопаем в ладоши «артистам»)


Называют по матрице.


Й, Ч.



(для смягчения)



-на доске.

- Правильно ли вы ответили на мой вопрос, вы узнаете по ходу нашего урока, если будете внимательны и старательны.

Личностно-ориентирован

ные

4. Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы

Слайд 1


1мин

Познавательные:

- переработка, использование информации для решения учебных ситуаций

- определять последовательность действий для решения предметной задачи.

Коммуникативные:

- умение защищать свою точку зрения.

Регулятивные:

Участвуют в учебном диалоге.


-Как вы думаете, какой у нас сегодня урок: повторения изученного или урок «открытия» новых знаний?


-Ребята, я хочу вас предупредить, что звук, который мы сегодня будем изучать, особенный, необычный звук, он отличается от других изученных вами звуков.

-Урок «открытия» новых знаний.

-Мы сегодня будем работать с новым звуком и новой буквой, потому, что вчера мы изучили букву «ь», значит, сегодня должны учить следующую.




Проблем

ное обучение

 5   Фонетическая разминка






Слайд 2

-Слайд 3 (м/фильм отрывок.)

1мин














3мин

Регулятивные:

- использование информации для решения учебных задач.

Познавательные:

-делать выводы на основе обобщения.

Коммуникативные:

- умение защищать свою точку зрения

- Какой звук будем «открывать» узнаете из языковой разминки.

-Вспомните, какой звук издаёт змея?

-Как шумит чайник при кипении?

- Как шуршат  осенние листья под ногами?

-А теперь давайте пошуршим все вместе: Ш-ш-ш

-Какой звук мы слышим?


-Скажите тему сегодняшнего урока.

И на урок к нам пришел НЕИЗВЕСТНЫЙ зверек, а какой, посмотрим отрывок.


-Так кто же пришел к нам на урок?

Почему ЧебураШка?


-Он и герои этого м/ф хотят послушать, как вы учитесь.

Проговаривают звук, который издает змея

-Ш-ш-ш

Проговаривают звук, который издает чайник при кипении

Проговаривают

Поднимают руки

- Ш





- Мы познакомимся со звуком «ш».

(дети смотрят отрывок из м/ф)



-Чебурашка, старуха Шапокляк.- есть звук ш

Здоровье-

сберегающие


Проблемно-диалогического обучения










Игровые




ИКТ-технологии


5 На что похожа буква Ша?


Диск к учебнику (буква ш)



Слайд 4











3мин

Регулятивные:

- использование информации для решения учебных задач.

Познавательные:

-делать выводы на основе обобщения.

Коммуникативные:

- умение защищать свою точку зрения

-Ребята, звук ш обозначается

Буквой Ша

-Как она пишется, посмотрим

Рассмотрите букву Ш. На что она похожа? 

Шура сено ворошил,
Вилы в сене позабыл.

Г. Виеру

– А поэт Светик из произведения Н. Н. Носова «Незнайка в солнечном городе» написал вот эти стихи:

Когда у расчески три зуба осталось,
Тогда буква Ш над ней посмеялась.

– Поэт А. Шибаев увидел букву Ш вот так:

Посмотри на букву Ш –
Буква очень хороша,
Потому что из неё
Можно сделать Е и Ё.


(Ответы детей.)



-Из пластилина ребята лепят букву Ш.







-Дети пишут в половинках тетрадей букву Большую и маленькую


Системно – деятель

ностные




Физминутка «Елочка»

Слайд 5

2мин


-Вместе с Ёлочкой делаем физминутку!

Выполняют физминутку под музыкально-наглядное сопровождение.

Здоровье-

сберегающие


ИКТ-технологии



6. Актуализация имеющихся знаний





Диск (слова, схемы)












Диск (слоги)






5мин


















3мин

Предметные:

- уметь составлять схемы к словам.

Регулятивные:

- извлечение, переработка, использование информации для решения учебных задач;

- сверять свои действия с целью, при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников.

Познавательные:

- устанавливать причинно-следственные

связи;

- осуществлять синтез как составление целого из нескольких частей.

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию.


-Чебурашка очень хочет узнать про звук ш и букву ша как можно больше! Поможем ему?

-А какой звук ш – гласный или согласный? Почему согласный?

-Если он согласный звук, что мы можем про него еще узнать?

Составляем схемы к словам

шар шишки


-Т.к. этот звук необычный, отличается от других, будем работать пока карандашиком

-нарисуйте схемы к словам


-Ребята, в русском языке принято считать, что звук Ш всегда твердый! Запомните!!


- Читаем слоги со звуком ш


Вывод: звук [ш] всегда твердый, глухой, шипящий.




- Согласный, при произношении встречаются препятствия: зубы, язык.

- Мягкий он или твёрдый. 

-Звонкий или глухой.


Один ученик работает на интерактивной доске, остальные рисуют в блокнотиках для схем.

-Значит, закрашивается на схемах всегда синим цветом!

-хоровое проговаривание.

-поочереди несколько человек выходят к компьютеру.

ИКТ-технологии



Коллективного взаимодействия




Технология деятельностного метода обучения



7.Закрепление полученных знаний.

Песня «Буква Ш»

Слайд 6

3мин

Предметные:

- умение слышать звуки, запоминать место звука в слове.

Познавательные:

- делать выводы на основе обобщения;

- извлечение, переработка, использование информации для решения учебных задач.

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию.

- уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами, поставленными на уроке.

-Вместе с Чебурашкой послушайте песенку, запомните слова со звуком ш

- Какие слова запомнили?

-Где стоит звук ш – в начале, середине или в конце?




-Дракоша, Антоша, ……


Технология деятельностного метода обучения



Игровые


8.Работа со скороговоркой.


Слайд 7


3мин

Предметные:

- умение давать характеристику звукам, видеть слова-перевертыши

Познавательные:

- устанавливать причинно-следственные

связи;

- осуществлять синтез как составление целого из нескольких частей.

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию.


-Теперь Чебурашка желает послушать, как вы читаете.

 Шесть мышат в шалаше шуршат.
Прочитайте про себя. Что это?
- Какой звук повторяется несколько раз? Дайте характеристику этому звуку.

-Какой буквой записываем звук?
— Прочитайте «по секрету» (шёпотом), а теперь громко.
— Прочитайте, прохлопывая ритм.
— Прочитайте с вопросительной интонацией, восклицательной.

— Ребята, прочитайте слово шалаш слева направо. А сейчас наоборот. Что вы заметили? Эти слова называются перевёртыши.

-Работают с учебником.



-Скороговорка


-звук ш – шипящий, всегда твердый



-Буквой ша



- чтение детьми скороговорки.











Технология деятельностного метода обучения








9.Работа в парах

(по карточкам, задания с разными уровнями сложности)

Слайд 8.


4мин

Предметные:

- уметь составлять слова из слогов.

Познавательные:

- устанавливать причинно-следственные

связи;

- осуществлять синтез как составление целого из нескольких частей.

Коммуникативные:

- совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе;

- формулировать собственное мнение и позицию.

Организует и координирует групповую работу

-Теперь Чебурашка хочет посмотреть, как вы работаете в парах.

— На шариках записаны слоги. Помогите собрать из этих слогов слова. Соединяем карандашом. Работаем в паре на листочках.
— Какое слово лишнее? Почему?

(Проверяем на экране)


-шашки - это игра, все остальные слова – одежда.
  

Уровневой дифференциации обучения



Развития критического мышления

 10.     Итог урока.


3мин

Познавательные:

- делать выводы на основе обобщения.

Регулятивные:

- извлечение, переработка, использование информации для решения учебных задач.


 — Вот и помогли мы Чебурашке, Гене узнать новое о звуке ш .

-Что же они и мы с вами узнали на этом уроке?



-За вашу работу, за то, что вы помогли нашим героям узнать новое, они хотят подарить вам подарок, он спрятан в этой коробке.

  -Твой хвостик я в руке держала, 
Ты полетел, я побежала

  
-Звук ш

– Всегда твердый, шипящий, глухой

- Обозначается буквой Ш,ш




(Из коробки вылетает воздушный шарик с гелием)

Игровая






11. Рефлексия учебной деятельности. Самооценка.


1мин











=35мин

Познавательные:

- делать выводы на основе обобщения.

Коммуникативные:

- участвовать в учебном диалоге;

- умение разрешать учебные проблемные ситуации.

Личностные:

- оценивать усвоение содержания.

Регулятивные:

- осознавать качество и уровень усвоения нового материала.

Вспомните. Какой была тема урока

-Чему мы хотели научиться?

-Нам это удалось?

- У кого были затруднения? Какие?

- Дайте эмоциональную оценку своей работе на уроке.

      — Спасибо за работу!

Урок окончен.

-Буква Ш, звук ш



-Читать слова с новым звуком

-Да


-Рассказывают о своих затруднениях


-Приклеивают шарик нужного цвета на доску.

Системно – деятель

ностные


ИКТ


   Дополнительный материал к уроку (может использоваться на следующем уроке)

 Работа с предложениями.
(работа на интерактивной доске)


-Гена и Чебурашка очень любят зимой кататься на лыжах. Они даже написали рассказ об одной лыжной прогулке и сделали фотографии. Только Шапокляк перемешала предложения в рассказе и фотографии. Сейчас мы будем работать в группах по 4 человека. 2 группы – у доски, остальные проходят к сдвинутым партам. 

— Те группы, у которых на полосках напечатаны предложения (Приложение 4), должны поставить их по порядку, чтобы получился рассказ.
  — Те группы, у которых на карточках напечатаны рисунки (Приложение 5), должны расположить их по порядку и составить предложение к каждому рисунку.
— Проверяем работу в группах. (Ученики подходят к доске и перемещают карточки на экране с помощью мыши.)


Работа с многозначным словом.


(Слайд )




- Ребята, мы сегодня писали слово шишки.

Послушайте стих:

Бросил палку кверху Мишка.
Падай в шапку с ели, шишка. Шишка – хлоп по голове. 

Сразу шишек стало две.  
(проблемная ситуация) – многозначное слово
— Какие бывают шишки? В чём сходство, почему так назвали?
 Ребус: 

К а м ы ш  ––  (мышка)
4  5 1 2  3

-рисуют букву на листочке.

Работа с тренажером.

 — Дома вы можете ещё поиграть с Чебурашкой и Крокодилом Геной с помощью тренажёра «Проделки старухи Шапокляк».  

Этот тренажёр размещён на сайте (http://sch21-cher.ucoz.ru/index/trenazhjory/0-36 (пересылаю на электронные адреса родителей. По желанию, они могут дома закрепить полученные знания на уроке)


14




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей