председатель МО Сысуева Е.Н., учителя начальных классов Зайцева О. В., Михайлова О.В., Репникова В.Д, Тимофеева А. В., методист ДОУ №18 Николаева С.В., дети подготовительной группы детского сада.
Тема урока: Согласный звук ш. Буквы Ш,ш.
-Учить читать слоги, слова, текст с изученной буквой.
-Читать слоги, слова, текст с изученной буквой.
-понимать и принимать учебную задачу, планировать ее выполнение, оценивать результат своего труда;
-формирование навыка правильного, плавного, сознательного, выразительного чтения слов с изученными буквами; обогащение и активизация словарного запаса.
-понимать смысл пословицы «Мало уметь читать, надо уметь думать».
- способствовать формированию навыков сотрудничества.
- контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.
- формулировать собственное мнение и позицию.
7. системно – деятельностные (проверка по эталону.)
Структурные элементы урока. | Время | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Используе мые технологии |
1. Организационный момент. | | Личностные: – ориентация на принятие образца «хорошего ученика» Регулятивные: - установка на выполнение учебных действий в устной, письменной речи, во внутреннем плане Регулятивные: - нацелить на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания. Познавательные: -самоконтроль. Коммуникативные: - формировать умение слушать и слышать. | Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность с помощью приёма «Эмоциональное вхождение в урок». - В мире много интересного, Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела. Так скорей, друзья, за дело! | Приветствие учителя, самоорганизация | Здоровье- сберегающие |
2. Повторение изученного. Минутка поэзии 3. Включение в учебную деятельность-(1мин) | 2мин | Какой праздник скоро придет в каждый наш дом? - Давайте послушаем стихи, которые вы подготовили к этому уроку. -Молодцы! -Какие согласные буквы мы уже изучили? -Какие из них всегда обозначают мягкие согласные? Вот мы с вами изучили последний раз букву…. Ь. Для чего нужна буква ь? Приведите примеры слов с ь Покажите схему слова с ь -Как вы думаете, существуют ли в русском языке согласные, которые всегда обозначают твердые звуки? | Новый год. -Читают Кузнецова, Артем, Арина. (Хлопаем в ладоши «артистам») Называют по матрице. Й, Ч. (для смягчения) -на доске. - Правильно ли вы ответили на мой вопрос, вы узнаете по ходу нашего урока, если будете внимательны и старательны. | Личностно-ориентирован ные |
4. Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы Слайд 1 | 1мин | Познавательные: - переработка, использование информации для решения учебных ситуаций - определять последовательность действий для решения предметной задачи. Коммуникативные: - умение защищать свою точку зрения. Регулятивные: Участвуют в учебном диалоге. | -Как вы думаете, какой у нас сегодня урок: повторения изученного или урок «открытия» новых знаний? -Ребята, я хочу вас предупредить, что звук, который мы сегодня будем изучать, особенный, необычный звук, он отличается от других изученных вами звуков. | -Урок «открытия» новых знаний. -Мы сегодня будем работать с новым звуком и новой буквой, потому, что вчера мы изучили букву «ь», значит, сегодня должны учить следующую. | Проблем ное обучение |
5 Фонетическая разминка Слайд 2 -Слайд 3 (м/фильм отрывок.) | 1мин 3мин | Регулятивные: - использование информации для решения учебных задач. Познавательные: -делать выводы на основе обобщения. Коммуникативные: - умение защищать свою точку зрения | - Какой звук будем «открывать» узнаете из языковой разминки. -Вспомните, какой звук издаёт змея? -Как шумит чайник при кипении? - Как шуршат осенние листья под ногами? -А теперь давайте пошуршим все вместе: Ш-ш-ш -Какой звук мы слышим? -Скажите тему сегодняшнего урока. И на урок к нам пришел НЕИЗВЕСТНЫЙ зверек, а какой, посмотрим отрывок. -Так кто же пришел к нам на урок? Почему ЧебураШка? -Он и герои этого м/ф хотят послушать, как вы учитесь. | Проговаривают звук, который издает змея -Ш-ш-ш Проговаривают звук, который издает чайник при кипении Проговаривают Поднимают руки - Ш - Мы познакомимся со звуком «ш». (дети смотрят отрывок из м/ф) -Чебурашка, старуха Шапокляк.- есть звук ш | Здоровье- сберегающие Проблемно-диалогического обучения Игровые ИКТ-технологии |
5 На что похожа буква Ша? Диск к учебнику (буква ш) Слайд 4 | 3мин | Регулятивные: - использование информации для решения учебных задач. Познавательные: -делать выводы на основе обобщения. Коммуникативные: - умение защищать свою точку зрения | -Ребята, звук ш обозначается Буквой Ша -Как она пишется, посмотрим Рассмотрите букву Ш. На что она похожа? Шура сено ворошил, Вилы в сене позабыл. Г. Виеру – А поэт Светик из произведения Н. Н. Носова «Незнайка в солнечном городе» написал вот эти стихи: Когда у расчески три зуба осталось, Тогда буква Ш над ней посмеялась. – Поэт А. Шибаев увидел букву Ш вот так: Посмотри на букву Ш – Буква очень хороша, Потому что из неё Можно сделать Е и Ё. | (Ответы детей.) -Из пластилина ребята лепят букву Ш. -Дети пишут в половинках тетрадей букву Большую и маленькую | Системно – деятель ностные |
Физминутка «Елочка» Слайд 5 | 2мин | | -Вместе с Ёлочкой делаем физминутку! | Выполняют физминутку под музыкально-наглядное сопровождение. | Здоровье- сберегающие ИКТ-технологии |
6. Актуализация имеющихся знаний Диск (слова, схемы) Диск (слоги) | 5мин 3мин | Предметные: - уметь составлять схемы к словам. Регулятивные: - извлечение, переработка, использование информации для решения учебных задач; - сверять свои действия с целью, при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников. Познавательные: - устанавливать причинно-следственные связи; - осуществлять синтез как составление целого из нескольких частей. Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию. | -Чебурашка очень хочет узнать про звук ш и букву ша как можно больше! Поможем ему? -А какой звук ш – гласный или согласный? Почему согласный? -Если он согласный звук, что мы можем про него еще узнать? Составляем схемы к словам шар шишки -Т.к. этот звук необычный, отличается от других, будем работать пока карандашиком -нарисуйте схемы к словам -Ребята, в русском языке принято считать, что звук Ш всегда твердый! Запомните!! - Читаем слоги со звуком ш Вывод: звук [ш] всегда твердый, глухой, шипящий. | - Согласный, при произношении встречаются препятствия: зубы, язык. - Мягкий он или твёрдый. -Звонкий или глухой. Один ученик работает на интерактивной доске, остальные рисуют в блокнотиках для схем. -Значит, закрашивается на схемах всегда синим цветом! -хоровое проговаривание. -поочереди несколько человек выходят к компьютеру. | ИКТ-технологии Коллективного взаимодействия Технология деятельностного метода обучения |
7.Закрепление полученных знаний. Песня «Буква Ш» Слайд 6 | 3мин | Предметные: - умение слышать звуки, запоминать место звука в слове. Познавательные: - делать выводы на основе обобщения; - извлечение, переработка, использование информации для решения учебных задач. Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию. - уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами, поставленными на уроке. | -Вместе с Чебурашкой послушайте песенку, запомните слова со звуком ш - Какие слова запомнили? -Где стоит звук ш – в начале, середине или в конце? | -Дракоша, Антоша, …… | Технология деятельностного метода обучения Игровые |
8.Работа со скороговоркой. Слайд 7 | 3мин | Предметные: - умение давать характеристику звукам, видеть слова-перевертыши Познавательные: - устанавливать причинно-следственные связи; - осуществлять синтез как составление целого из нескольких частей. Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию. | -Теперь Чебурашка желает послушать, как вы читаете. Шесть мышат в шалаше шуршат. Прочитайте про себя. Что это? - Какой звук повторяется несколько раз? Дайте характеристику этому звуку. -Какой буквой записываем звук? — Прочитайте «по секрету» (шёпотом), а теперь громко. — Прочитайте, прохлопывая ритм. — Прочитайте с вопросительной интонацией, восклицательной. — Ребята, прочитайте слово шалаш слева направо. А сейчас наоборот. Что вы заметили? Эти слова называются перевёртыши. | -Работают с учебником. -Скороговорка -звук ш – шипящий, всегда твердый
-Буквой ша
- чтение детьми скороговорки.
| Технология деятельностного метода обучения |
9.Работа в парах (по карточкам, задания с разными уровнями сложности) Слайд 8. | 4мин | Предметные: - уметь составлять слова из слогов. Познавательные: - устанавливать причинно-следственные связи; - осуществлять синтез как составление целого из нескольких частей. Коммуникативные: - совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе; - формулировать собственное мнение и позицию. | Организует и координирует групповую работу -Теперь Чебурашка хочет посмотреть, как вы работаете в парах. — На шариках записаны слоги. Помогите собрать из этих слогов слова. Соединяем карандашом. Работаем в паре на листочках. — Какое слово лишнее? Почему? | (Проверяем на экране) -шашки - это игра, все остальные слова – одежда.
| Уровневой дифференциации обучения Развития критического мышления |
10. Итог урока. | 3мин | Познавательные: - делать выводы на основе обобщения. Регулятивные: - извлечение, переработка, использование информации для решения учебных задач. | — Вот и помогли мы Чебурашке, Гене узнать новое о звуке ш . -Что же они и мы с вами узнали на этом уроке?
-За вашу работу, за то, что вы помогли нашим героям узнать новое, они хотят подарить вам подарок, он спрятан в этой коробке. -Твой хвостик я в руке держала, Ты полетел, я побежала. | -Звук ш – Всегда твердый, шипящий, глухой - Обозначается буквой Ш,ш (Из коробки вылетает воздушный шарик с гелием) | Игровая |
11. Рефлексия учебной деятельности. Самооценка. | 1мин
=35мин | Познавательные: - делать выводы на основе обобщения. Коммуникативные: - участвовать в учебном диалоге; - умение разрешать учебные проблемные ситуации. Личностные: - оценивать усвоение содержания. Регулятивные: - осознавать качество и уровень усвоения нового материала. | Вспомните. Какой была тема урока -Чему мы хотели научиться? -Нам это удалось? - У кого были затруднения? Какие? - Дайте эмоциональную оценку своей работе на уроке. — Спасибо за работу! Урок окончен. | -Буква Ш, звук ш -Читать слова с новым звуком -Да -Рассказывают о своих затруднениях -Приклеивают шарик нужного цвета на доску. | Системно – деятель ностные ИКТ |