СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира 2 класс "Если хочешь быть здоров!" УМК "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по окружающему миру во 2 классе УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира 2 класс "Если хочешь быть здоров!" УМК "Школа России"»

Тема урока: «Если хочешь быть здоров!»


Тип урока: открытие новых знаний. Урок - исследование.

Цель урока: формирование представления о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни.

Задачи урока:

образовательные : познакомить обучающихся с правилами, помогающими сохранить собственное здоровье на долгие годы; расширить знания обучающихся об укреплении своего здоровья; выделить компоненты здорового состояния человека.

развивающие: развить навыки сохранения здоровья, логическое мышление, внимание, речь обучающихся;

воспитательные :воспитывать внимательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, воспитывать аккуратность, желание следить за своим внешним видом, выполнять правила личной гигиены, , правила рационального питания ,соблюдать режим дня.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:осознают роль правильного образа жизни в жизни людей; имеют мотивацию к учебной деятельности; стремятся развивать навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми, умение доказывать свою точку зрения; проявляют самостоятельность, личную ответственность.

Предметные: принимают и осознают необходимость безопасного и здорового образа жизни, соблюдения режима дня

Метапредметные:

Регулятивные: формулируют учебную задачу урока, прогнозируют результат и уровень усвоения знаний, определяют последовательность действий, контролируют и оценивают свою деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу, осознают качество и уровень усвоения, способны к саморегуляции.

Познавательные: формулируют познавательную цель, выделяют необходимую информацию, осознанно и произвольно строят речевое высказывание, создают алгоритм деятельности, строят логическую цепочку рассуждений, анализируют, сравнивают, делают выводы, контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные: умеют слушать, слышать, понимать партнеров, правильно выражать свои мысли в речи, аргументировать свою точку зрения, при этом уважают в общении и сотрудничестве как партнеров, так и самих себя, взаимно контролируют деятельность друг друга.

Оборудование: ПК, проектор, интерактивная доска SMART, авторская презентация к уроку, карточки с кроссвордами, рисунок человека и внутреннее строение(органы), колпаки волшебника и ученого ,ватман, цветные картинки, клей, ножницы для групповой работы, дерево предсказаний, герои мультфильма «Смешарики» , тест по теме «Если хочешь быть здоров», лист самооценки.

Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент. Самоопределение к деятельности

(3 мин)

Ребята! Начинаете второй открытый урок: у нас вновь присутствуют гости.

Поднимите смайлики и оцените свое настроение на начало урока. Зеленый – у меня замечательное настроение, оно поможет мне на уроке узнать много нового, желтый – у меня не очень хорошее настроение, красный – у меня плохое настроение.

Девиз урока: Я умею думать, я умею рассуждать,

Что полезно для здоровья, то и буду выбирать!

Выбран девиз неслучайно, ведь тема прошлого урока «Внутреннее строение человека»

Сегодня на уроке мы будем работать в группах.

У нас будет 4 группы.

Поэтому, чтобы получилась работа плодотворной и интересной, нам следует повторить правила работы на уроке.


Следить за порядком на рабочем месте (Проверьте все ли готово к уроку)

Не выкрикивать.

Отвечать полным ответом.

Не перебивать.

Слушать и слышать ответ своего одноклассника.

Организованно работать в группе под руководством организатора своей группы.


Ребята! Вы верите в чудеса?

А чудеса есть! Хотите, я покажу вам самое главное чудо на Земле?
Возьмите в руки зеркало и посмотрите в него.

Кого вы там увидели?

Почему именно мы, люди, самое главное чудо на Земле? Как вы считаете?

Действительно, как много умеет человек: радоваться, грустить, рисовать, петь, придумывать, фантазировать, чуствовать запахи цветов, видеть радугу на голубом небе или белоснежные деревья зимой.

Человек – это самое главное чудо на Земле. Ведь так, как устроен организм человека не устроено ни одно живое существо.











Обучающиеся предлагают свои версии ответов.






Регулятивные УУД:

самоорганизация и самостоятельная организация своего рабочего места.


Личностные УУД:

вызвать желание у обучающихся работать, настроить на трудовую деятельность, развитие организаторских способностей.


2. Актуализация знаний.

Повторение домашнего задания.

(7 мин)

А каково же внутреннее строение человека?

Тело человека состоит из …(органов)

Сейчас несколько человек получать задание на листочках (это кроссворд).

Читаем задание под цифрой 1, думаем, ответ записываем 1 словом в клеточки под цифрой 1. позже проверим.

А остальные проверяем задание, которое вы получили на предыдущем уроке.

Вам надо было выбрать, кем вы будете, когда будете рассказывать домашнее задание: если волшебником - загадочник, надо было придумать загадку об этом органе человека, если ученым – найти в справочниках, энциклопедиях, интернете интересную информацию о внутреннем строение человека.
Итак, начинаем:

1.

В: Этот орган размером немного больше кулака, непрерывно сжимается и разжимается, гонит кровь в сосуды.

У: Сердце – это самый работоспособный в мире двигатель. Оно чередует труд с покоем. Из 8 прожитых лет, 4 года сердце отдыхало.


2.

В: Этот орган заведует нашими мыслями, чувствами, следит за работой главных органов – сердца и легких. За это его называют командным пунктом организма.


У: Мозг увеличивается примерно до 20 лет, затем его масса медленно уменьшается. Ум зависит от веса мозга.


3.

В: Этот орган похож на две розовые губки. С помощью его человек дышит.


У: Очень вредно для легких курение и запах табака. Наше правительство издало указ о запрещение курения в общественных местах. Курящие люди чаще болеют Курение укорачивает жизнь.


4.

В: В этом органе выделяется кислый сок, который способен переваривать большую часть пищи. Этот орган называется главным отделением «внутренней кухни».


У:Желудок может вмещать от 1 до 2,5 литров. Вредно переедать, желудок растягивается.


5.

В:Этот орган похож на извилистый коридор. Пища в нем окончательно переваривается и впитывается в кровь.


У:Длина кишечника человека достигает 8 метров. Длина кишечника взрослого человека в 4 раза длиннее его туловища, а у ребенка – в 6 раз.


6.

В: Необыкновенная соседка желудка, помогает кишечнику переваривать пищу.


У: Печень является как бы внутренней печкой, согревающей организм. Слово «печень» происходит от слова «печь». Печень весит 1,5 – 2 кг у взрослого человека. Без нее организм не может существовать.


Молодцы!

Проверяем кроссворды.

Оцените выполнения работы. Поднимите смайлик соответствующего цвета.

Молодцы!




Обучающиеся выполняют задание на карточках индивидуально.

Один обучающийся выполняет это же задание на доске.

По окончанию выполнения задания проводится проверка и оценка выполненной работы.








Обучающиеся демонстрируют выполненное домашнего задания: загадывают загадки и сообщают интересную информацию о внутреннем строении человека.

На схеме – рисунке «Человек» определяют месторасположения данного органа.























Познавательные УУД:

развитие познавательного интереса.


Коммуникативные УУД:

развитие умения точно и правильно выражать свои ответы на поставленные вопросы.



Регулятивные УУД:

формирование оценочной самостоятельности на этапе проверки домашнего задания.




























































3. Изучение нового материала.

(5 мин)


Подводящий диалог.














Каждый из нас при рождении получает замечательный подарок.

Как вы думаете какой?

(учитель открывает коробку и достает от туда кластер «Здоровье»)

Но к сожалению, бывает и так, не все должным образом к нему относятся…

Расскажу я вам старую легенду, а вы попробуйте определить тему урока.: «Давным-давно, на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать,  каким должен быть человек. 
         Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если все это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие – за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов.

Как вы думаете, какова тему урока?

А что нужно делать, чтобы сохранить свое здоровье? Вот в этом и будем разбираться!

(здоровье при рождении есть у каждого человека, но не быть. Что нужно делать, чтобы сохранить свое здоровье)

У нас в гостях герои мультфильма «Смешарики».

Назовите их.

Дело в том, что в зимнюю пору сказочные герои посадили дерево.

Это … «Дерево предсказаний»

Они надеются, что мы с вами поможем прижиться этому волшебному деревцу и даже может быть дерево принесет первые плоды. Дерево волшебное и плоды будут непростые: на каждом мы с вами должны будем записать условия, без которых нам не сохранить свое здоровье.

Сформулируйте цели нашего урока.

Обучающиеся вступают в диалог с учителем, рассуждая какой же подарок получают все при рождении.











Обучающиеся формулируют цели урока










Регулятивные УУД:

самостоятельно формулируют тему урока, ставят цели урока после предварительного обсуждения.

4. Физкультминутка

(3 мин)

Отрывок из мультфильма «Смешарики»




5. Организация работы в группах.


(9 мин) +защита

(9 мин)

18 мин














































































































































6. Закрепление полученных знаний.



(5 мин)







7. Проверка полученных знаний, самооценка.


(2мин)







Прочитаем информацию в учебнике на с.8.

Для того, чтобы ответь разрешить проблему Муравьишки, помочь мультгероям, я предлагаю поработать в группах.


1 группа «Режим дня».

План работы:

Прочитать информацию в учебнике.

Обсудить с товарищами по группе.

Ответить на поставленные вопросы.

Рассмотреть предложенные картинки.

Составить режим дня школьника.

Наклеить картинки на ватман.

Подготовить защиту своей работы.

Выбрать выступающего.


Чтобы быть здоровым, необходимо соблюдать режим дня.

Режим дня – это распорядок дел в течение дня.

Чтоб прогнать тоску и лень,

Подниматься каждый день

Нужно ровно в семь часов.

Ты открой скорей окно,

Сделай легкую зарядку,

Убери свою кроватку.

Умываться завтрак съесть,

А потом за парту сесть.

На уроках ты сиди и все тихо слушай,

За учителем следи, навостривши уши.

После школы ты обедай и конечно, отдыхай,

Но только не валяйся,

Дома маме помогай, гуляй и закаляйся!

За уроки ты садись выполнять задания,

Все в порядке, если есть воля и старание!

И про ужин не забудь, а потом и отдохнуть.

Вот и ночь опять пришла, пора мыться, спать ложиться.

Соблюдаем мы всегда распорядок строго дня:

В час положенный ложимся,

В час положенный встаем,

Нам болезни нипочем!


Этот режим дня, который вы видите на экране примерный. Он может немного меняться. Самое главное, чтобы в сутки вы спали не менее 9 часов, кушали примерно в одно и тоже время 4 – 5 раз в день, но никак не реже 3. Проводили на свежем воздухе около 2 – х часов в день в зависимости от погоды, чередовали учебу с отдыхом, больше двигались.


Справились с заданием?


2 группа «Личная гигиена»


План работы:

Прочитать информацию в учебнике.

Обсудить с товарищами по группе.

Ответить на поставленные вопросы.

Рассмотреть предложенные картинки.

Выбрать правила личной гигиены..

Наклеить картинки на ватман.

Подготовить защиту своей работы.

Выбрать выступающего.


Нужно, нужно умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам-

Стыд и срам…

Чему учит отрывок из произведения…?

Как вы понимаете выражение личная гигиена?


Личная – т. е. каждый человек выполняет эти правила. Гигиена – это те действия, выполняя которые люди поддерживают свое тело, свои вещи, свое жилище в чистоте и не болеют.

Какие правила гигиены вы запомнили?

Загадайте загадки про помощников личной гигиены:


Костяная спинка,

Жестяная щетинка,

С мятной пастой дружит,

Нам усердно служит. (зубная щетка)


Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Дело ясное вполне:

Пусть отмоет руки мне. (мыло)


Вафельное и полосатое,

Гладкое и мохнатое,

Всегда под рукою-

Что это такое?(полотенце)


Хожу, брожу не по лесам

А по усам и волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей. (расческа)


Расскажите, какие помощники гигиены могут быть индивидуального пользования, а какие общего.


Справились с заданием?


3 группа «Правильное питание»


План работы:

Прочитать информацию в учебнике.

Обсудить с товарищами по группе.

Ответить на поставленные вопросы.

Рассмотреть предложенные картинки.

Выбрать правильные продукты питания..

Наклеить картинки на ватман.

Подготовить защиту своей работы.

Выбрать выступающего.


Как питаться так, чтобы это было полезно для здоровья?

Сколько раз в день желательно есть?

Продукты бывают растительного и животного происхождения. Приведите примеры.


Пища должна быть разнообразной и вкусной. Вот пирамида питания:

Больше всего мы должны употреблять в пищу хлеб и различные каши. У русского нарда есть много пословиц: «Щи да каша – сила наша»,

«Хлеб – всему голова!»

На втором месте – овощи и фрукты, кладовая витаминов .На третьем месте – мясные и рыбные продукты – строительные материалы для нашего организма. И меньше всего надо кушать продуктов, в которых много жира, масла, сахара, соли.


Справились с заданием?


4 группа «Спорт»

План работы:

Прочитать информацию в учебнике.

Обсудить с товарищами по группе.

Ответить на поставленные вопросы.

Рассмотреть предложенные картинки.

Выбрать виды спорта, которые вы знаете.

Наклеить картинки на ватман.

Подготовить защиту своей работы.

Выбрать выступающего.


Ребята, а почему важно заниматься спортом?

Кто из вас занимается спортом? Каким?

А какое главное мероприятие проводилось в 2014 году в феврале в нашей стране?

А какая это была Олимпиада?

Я с вами совершенно согласна, спортом надо заниматься, чтобы быть здоровым. Ведь здоровье – это сила и красота.


Теперь настало время помочь нашим мультгероям. Возьмите в руки листочки и напиши, каждая группа должна написать свой, один вывод , что нужно делать, чтобы быть здоровым.

(соблюдать режим дня, знать и выполнять правила личной гигиены, правильно питаться, заниматься спортом)

Давайте прикрепим листочки к дереву предсказаний.


Итак, «Если хочешь быть здоров», нужно…(читают свои выводы и прикрепляют к дереву)


Давайте проверим, как все мы усвоили тему урока.

Внимание на экран.

Читаем вопрос, находим верный ответ, выбираем цифру с правильным ответом, отмечаем в листах теста.

Проверим и оценим себя.

Кто выполним работу без ошибок.

Кто допустил 1 – 2 ошибки.

Кто допустил 3 и более ошибок?


Обучающиеся делятся на группы, знакомятся с планом работы в группах.
























Представитель каждой группы выступает, защищает проект.
















































































































Обучающиеся записывают выводы на листочках и прикрепляют к чудо -дереву. Зачитывают свои выводы.





Обучающиеся выполняют тест, проверяют себя и оценивают.


Познавательные УУД:

поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепочки рассуждения, умение осознанно строить речевые высказывания устно






Коммуникативные УУД:

применяют правила делового сотрудничества, участвуют в продуктивном диалоге.





















Регулятивные УУД:

адекватно оценивать правильность выполнения действий, вносить коррективу в исполнение по ходу реализации действий.












































































































Коммуникативные УУД:

применяют правила делового сотрудничества, участвуют в продуктивном диалоге.










Регулятивные УУД:

адекватно оценивать правильность выполнения теста

8. Рефлексия


(2 мин)



Кто самое главное чудо на Земле?

Что самое ценное для человека?

Продолжите предложение, «Если хочешь быть здоров….»

Оцените свое настроение на завершение урока

Вот и подошло к концу наше занятие. Продолжительность жизни измеряется годами, а её качество – здоровьем. Быть здоровым – желание любого человека. Это желание исполнится, если человек будет соблюдать все правила, о которых мы рассказали. Желаем вам крепкого здоровья, отличных отметок, счастья, бодрости и хорошего настроения. Растите крепкими и здоровыми!

В заключение урока я хочу вам на память подарить памятки – правила, что нужно делать, чтобы быть здоровым.


Коммуникативные УУД:


Регулятивные УУД:


Личностные УУД:

9Домашнее задание.

У. С 8- 12 чтение, ответы на вопросы. Составьте свой режим дня. Подготовьте защиту.





2