СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира 4 класс "Россия вступает в ХХ век"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира 4 класс "Россия вступает в ХХ век"»

Конструкт урока окружающего мира по производственной практике

ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классов компенсирующего и коррекционно - развивающего обучения»

обучающейся группы 36 группы

специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Константиновой Владиславы Максимовны



Дата: 20.05.2020

ОУ: МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 38

Класс: 4

ФИО учителя:

ФИО методиста: Оксана Николаевна Силкова подпись ____________

УМК: Школа России

Тема урока: Россия вступает в 20 век

Цель урока: обучающиеся демонстрируют предметные УУД способом освоения новой темы, знают наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в 20 веке.


Планируемые результаты:

  • Личностные: обучающиеся осознают важность знаний истории своей Родины, демонстрируют основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою страну.

  • Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (волевая саморегуляция, планирование, прогнозирование, оценка), познавательные УУД (синтез, поиск и выделение необходимой информации, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование), коммуникативные УУД (умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)

  • Предметные: обучающиеся знают хронологию событий 20 века, начало Первой Мировой Войны, Февральской и Октябрьской революции, формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы.

Задачи:

  • Воспитательная: воспитание осознания важности знаний истории своей Родины, основ российской гражданской идентичности, чувств гордости за свою страну.

  • Развивающая: развивать у обучающихся регулятивные УУД (волевая саморегуляция, планирование, прогнозирование, оценка), познавательные УУД (синтез, поиск и выделение необходимой информации, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.), коммуникативные УУД (умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)

  • Образовательная: познакомить обучающихся с хронологией событий 20 века, с началом Первой Мировой Войны, Февральской и Октябрьской революции, формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы.



Принципы воспитания:

  • создание положительного эмоционального фона;

  • воспитывать через взаимодействие;

  • формулирование личностного стиля и взаимоотношения со сверстниками и педагогом.

Принципы обучения:

  • принцип связи с жизнью

  • принцип деятельности;

  • принцип наглядности;

  • принцип систематичности и последовательности;

  • принцип психологической комфортности;

  • принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей

Методы обучения и воспитания

Методы обучения:

  • методы получения новых знаний (рассказ, объяснение)

  • методы эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха, поощрение и порицание)

  • методы развития познавательного интереса (формирование готовности к восприятию, положительный эмоциональный настрой)

  • методы контроля и диагностики познавательной деятельности (наблюдение, упражнение)

Методы воспитания:

  • методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения (беседа)

  • методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе (создание ситуации успеха)

  • методы контроля, самоконтроля и самооценки (наблюдение, опросные методы)

  • методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение)

Форма организации учебной деятельности обучающихся:

  • фронтальная;

  • индивидуальная

  • парная

Оборудование:

  • Индивидуальные – карточки, учебник

  • Демонстрационные – план урока, тема урока, презентация

Используемые источники:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]: утвержден приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 (ред. От 31.12.2015)/ Каменск-Уральский: ГБПОУ СО «Каменск-Уральский педагогический колледж», Информационно – методический центр, 2017. – 36 с.

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2012. — 223 с. — (Стандарты второго поколения)

3. Учебник окружающего мира 4 класс: [электронный ресурс] https://prosv.ru/_data/assistance/107/67d58e72-f44e-11e2-8818-0050569c0d55.pdf

4. Методические разработки [электронный ресурс] https://www.youtube.com/watch?v=QUclgiOOjZM



Макет доски

Электронная доска

Двадцатое мая

Классная работа

Тема урока: Россия вступает в ХХ век


План урока:


Тип урока: открытие новых знаний

Структура урока:

1. Мотивация к учебной деятельности (3 мин)

2. Актуализация опорных знаний и способов действий и выявление проблемы (7 мин)

3. Решение проблемы (20 мин)

Физминутка (1 мин)

4. Первичное закрепление (5 мин)

5. Инструктаж о домашнем задании (1 мин)

6. Рефлексия учебной деятельности (3мин)



Ход урока

Этап урока

Задачи этапа

Методы обучения и воспитания

Деятельность учителя и обучающихся

Планируемые результаты

  1. Мотивация к учебной деятельности (1 мин)

Задача: Обеспечить нормальную

внешнюю обстановку,

дисциплину, общий настрой учеников на работу во время

всего урока. Создать

устойчивую положительную

мотивацию каждого ученика к

познавательной, практической

коммуникативной деятельности.


Регулятивные УУД (волевая саморегуляция)

Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)

Методы обучения:

методы развития познавательного интереса (формирование готовности к восприятию, положительный эмоциональный настрой)

Методы воспитания:

методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе (создание ситуации успеха)


- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Владислава Максимовна и урок окружающего мира сегодня проведу у вас я. Предлагаю вам проверить готовность к уроку, если у вас на парте есть пенал, учебник, тетрадь, тогда улыбнитесь своему соседу, мне, гостям, которые присутствуют на уроке. Спасибо, садитесь.

Регулятивные УУД (волевая саморегуляция)

Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)

  1. Актуализация опорных знаний и способов действий и выявление проблемы (10 мин)

Задача: обеспечить

включение

школьников в

совместную

деятельность по

определению цели

урока и способов ее

достижения.

Актуализировать

личностный опыт

обучающихся. Выйти на проблему урока.


регулятивные УУД (планирование, прогнозирование), познавательные УУД (установление причинно-следственных связей), коммуникативные УУД (умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)

Методы обучения:

методы получения новых знаний (рассказ)

методы эмоционального стимулирования (поощрение)

методы развития познавательного интереса (положительный эмоциональный настрой)


Методы воспитания:

методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения (беседа)


- Для того, чтобы узнать тему урока, я предлагаю вспомнить тему прошлого урока с помощью устных ответов на вопросы, которые представлены на слайде.

  1. Кто такие декабристы? (деятели русского освободительного движения)

  2. Когда крепостные крестьяне получили свободу? Какое значение это имело? (1861, благодаря этому страна начала развиваться быстрее)

  3. Какие технические новшества вошли в жизнь людей? (электрическое освещение, железная дорога, телефон)

- Отлично, мы вспомнили материал прошлого урока. А что бы вы хотели узнать на этом уроке? Почему?

- Верно, сегодня мы продолжим листать страницы истории нашего государства, мы переворачиваем страницу 19 века и сегодня на уроке мы узнаем события нового столетия, 20 века. Предположите, как будет звучать тема сегодняшнего урока? (предположения детей)

- Вы были очень близки в формулировании темы урока, но она звучат так: «Россия вступает в ХХ век»

Ребята, но для того, чтобы сформулировать задачи урока, вам поможет учебник, откройте страницу 127, и с помощью заголовков сформулируйте что мы сегодня узнаем. О каких событиях ХХ века мы сегодня должны узнать?

Первое, что мы узнаем… (имя ребенка), пожалуйста, скажи первую задачу урока.

  1. Узнать кто был последним русским императором

  2. Россия в первой мировой войне

  3. Познакомиться с событиями 1917 года

  4. Гражданская война

(совместно с ответами обучающихся вывешиваю поэтапно план урока на доску)

- Ребята, посмотрите, сколько много нового мы узнаем с вами за урок, поэтому вам обязательно отложить лень, а любознательность должна быть вашим лучшим другом на этот урок.



регулятивные УУД (планирование, прогнозирование), познавательные УУД (установление причинно-следственных связей), коммуникативные УУД (умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)


  1. Решение проблемы (15 мин)

Задача: познакомить обучающихся с хронологией событий 20 века.

Воспитательная: обучающиеся осознают важность знаний истории своей Родины, демонстрируют основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою страну.

Развивающая: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (волевая саморегуляция), познавательные УУД (синтез, поиск и выделение необходимой информации, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование), коммуникативные УУД (умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)




Методы обучения:

методы получения новых знаний (рассказ)

методы развития познавательного интереса (положительный эмоциональный настрой)

методы контроля и диагностики познавательной деятельности (наблюдение, упражнение)


Методы воспитания:

методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения (беседа)

методы контроля, самоконтроля и самооценки (наблюдение)

методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение)


- Итак, преступим к выполнению первого пункта плана, имя ребенка, прочитай его. Для того, чтобы узнать кто был последним императором российской империи, я предлагаю вам послушать мой рассказ, слушать его нужно внимательно, чтобы ответить на вопросы на карточках, которые находятся у вас на парте. (карточки индивидуальные)

1. Кто был последним русским императором? (Николай 2)

2. В чем видел свой долг император? (править по заветам своих предков и передать трон сыну)

3. Почему у народа стали возникать недовольства? Что казалось несправедливым? (то, что на вершине власти находится 1 человек и от него зависят все важнейшие решения)

4. Как называли группы людей, которые выдвигали свои программы по преобразованию общества? (партии)

5. К чему призывала партия Владимира Ильича Ленина? (к революции)

- Ребята, прочитайте вопросы про себя, кто понял задание – поднимите руку.

- Отлично, я начинаю рассказ (рассказываю обучающимся первый пункт параграфа из учебника стр.127-128)

- Итак, теперь проверим ваши ответы. (имя ребенка), прочитай ответ на первый вопрос. Кто согласен, поднимите руку. Кто может ответить на второй вопрос? Верно. (проверка ответов на все вопросы)

- Ребята, вы отлично справились, но для того, чтобы лучше усвоить новый материал, я предлагаю одному ученику на оценку повторить все ответы на вопросы развернуто, как рассказ. Кто желает получить оценку? Давай я начну, а ты продолжишь по моему примеру: Последним русским императором был Николай Второй. Своим долгом… (продолжает обучающийся)

- Садись. Молодец!

- Какой пункт плана мы выполнили? Какой пункт следующий? (Россия в мировой войне)


- Теперь, для того, чтобы выполнить данный пункт плана, я предлагаю вам посмотреть видео внимательно, чтобы потом выполнить задания, которые есть на карточке №2, посмотрите на нее, прочтите задание. Кому задание понятно – поднимите руку. (https://yandex.ru/video/preview/?filmId=8847845796491862846&text=россия%20вступает%20в%2020%20век%204%20класс%20окружающий%20мир&text=век%204%20серия%20&path=wizard&parent-reqid=1589790154063829-903887014747844059100291-production-app-host-man-web-yp-226&redircnt=1589790162.1, включаю видео с 2.09)


Задания на карточке №2


События расставлены в неправильном порядке. Восстановите хронологию событий, расставив цифры последовательности рядом с фразами.



Ответ: 35142


Кто может полностью проговорить хронологию, которую вы составили по порядку?

- Какой пункт плана мы выполнили? Какой пункт следующий? (1917 год)


- Для того, чтобы решить этот пункт плана, я предлагаю вам поработать самостоятельно и прочитать текст в учебнике только на странице 130. Читайте внимательно, не спеша, так как мы вновь будем после изучения выполнять задание. На прочтение у вас есть 3 минуты.

Карточка№3.

Задание: Объясните лозунги февральской революции: «Долой войну!», «Долой голод!», «Долой царизм!»

Что они обозначали и с чем были связаны?


Ребята, кто закончил читать обратите внимание на карточку№3, прочитайте задание. Подготовьте устный ответ.

На обдумывание у вас есть пол минуты. Кто хочет ответить? А как думаешь ты? После лозунгов народа что пришлось сделать царю? Верно, из-за недовольств народа, голода Николаю Второму пришлось отречься от престола.


- Ребята, выполнили ли мы 3 пункт плана? (имя ребенка), прочитай, что мы узнаем в последнем пункте. (о гражданской войне)


- Для того, чтобы узнать новую информацию, я предлагаю вам послушать мой рассказ, вы следите пальчиками и внимательно рассмотрите иллюстрации на странице 132 (рассказ из учебника, стр. 132)

- Ребята, царь, царица, пятеро детей и четверо слуг погибли в Екатеринбурге, может быть кто-то знает, что воздвигли в их память? Верно, Храм на крови, а также Ганину Яму. Изображения на слайде

- Кто стал победителями в гражданской войне? (Красные или Большевики)








- Ребята, вижу вы устали, предлагаю вам встать и провести физминутку, чтобы организм был готов снова к получению знаний.

- Садитесь

Личностный: обучающиеся осознают важность знаний истории своей Родины, демонстрируют основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою страну.

Метапредметный: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (волевая саморегуляция), познавательные УУД (синтез, поиск и выделение необходимой информации, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование), коммуникативные УУД (умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

  1. Первичное закрепление (5 мин)

Задача: закрепить полученные знания через викторину обучающихся

Формировать: Личностные: обучающиеся осознают важность знаний истории своей Родины, демонстрируют основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою страну.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (волевая саморегуляция, оценка), познавательные УУД (построение логической цепи рассуждений), коммуникативные УУД (умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Предметные: обучающиеся знают хронологию событий 20 века, начало Первой Мировой Войны, Февральской и Октябрьской революции, формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы.




Методы обучения:

методы получения новых знаний (рассказ, объяснение)

методы эмоционального стимулирования (поощрение)

методы контроля и диагностики познавательной деятельности (упражнение)

Методы воспитания:

методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения (беседа)

методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе (создание ситуации успеха)

методы контроля, самоконтроля и самооценки (опросные методы)

методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение)

- Все пункты плана выполнены, (имя), прочитай что за урок мы узнали. Хорошо, теперь я предлагаю вам закрепить полученные знания с помощью викторины, вы можете пользоваться учебником. Я буду читать вопрос на слайде, ваша задача вспомнить или найти ответ в учебнике, спрашиваю человека, кто первый поднял руку, если ответ верный, выдаю жетон, у кого жетонов будет больше, тому поставлю положительную оценку.

1. Кто был последним русским государем? (Николай II.)

2. Почему люди стали выступать против царя? (Им казалось несправедливым, что на вершине власти

находится один человек.)

3. Что такое партия? (Группа единомышленников.)

4. Как образовалась партия большевиков? (Большинство членов партии были сторонниками В.И.

Ленина.)

5. Когда началась Первая мировая война? (В 1914 г.)

6. Почему она называется мировой? (В нее были вовлечены многие государства.)

7. Что происходило в феврале 1917 г. в Петрограде? (Перебои с продажей хлеба, рабочие вышли на

улицы, на сторону народа перешли войска, император был вынужден отречься от престола.)

8. Между кем происходила Гражданская война? (Между красными и белыми.)

9. Кто такие красные и белые? (Сторонники большевиков — красные, их противники — белые.)


- Молодцы, пересчитайте свои жетоны. Поднимите руку, у кого 1 жетон…2…3…, (имя), больше всех жетонов, он(а) активно работал, поэтому я ставлю тебе оценку за урок.


Личностные: обучающиеся осознают важность знаний истории своей Родины, демонстрируют основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою страну.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (волевая саморегуляция, оценка), познавательные УУД (построение логической цепи рассуждений), коммуникативные УУД (умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Предметные: обучающиеся знают хронологию событий 20 века, начало Первой Мировой Войны, Февральской и Октябрьской революции, формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы.


  1. Инструктаж о ДЗ

Задача: объяснить обучающимся домашнее задание, убедиться в его понимании


Регулятивные УУД (волевая саморегуляция)

Метод обучения

методы получения новых знаний (объяснение)


- Ребята, урок подходит к концу и вашим домашним заданием будет: прочитать текст на страницах 127-131, и приготовить пересказ

1 вариант – Последний русский император

2 вариант – Россия в мировой войне

3 вариант – 1917 год

4 вариант – Гражданская война

- Помощником вам будут служить карточки, которые вы заполняли на уроке. Всем понятно домашнее задание?

(имя), повтори что нужно будет сделать дома.

Отлично.

Регулятивные УУД (волевая саморегуляция)

  1. Рефлексия учебной деятельности

Задача: инициировать

рефлексию

обучающихся по

поводу своего

эмоционального

состояния, своей

деятельности,

взаимодействия с

учителем и одноклассниками.


регулятивные УУД (волевая саморегуляция, оценка, прогнозирование), познавательные УУД (построение логической цепи рассуждений), коммуникативные УУД (умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)


Методы обучения: методы получения новых знаний (объяснение)

методы эмоционального стимулирования (поощрение)

методы контроля и диагностики познавательной деятельности (упражнение)


Методы воспитания:

методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения (беседа)

методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе (создание ситуации успеха)

методы контроля, самоконтроля и самооценки (наблюдение)

- Урок подходит к концу, предлагаю вам подвести итоги, с помощью незаконченных предложений на слайде, ваша задача их закончить и представить по ОДНОМУ предложению мне и вашим одноклассникам.


  1. На уроке я был…

  2. Данная тема важна, потому что…

  3. ХХ век в истории России был…, потому что…


Ребята, мне очень понравилось работать с вами, я благодарю вас за активную работу на уроке. Урок окончен.

регулятивные УУД (волевая саморегуляция, оценка, прогнозирование), познавательные УУД (построение логической цепи рассуждений), коммуникативные УУД (умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)