УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 4 КЛАССЕ
Тема урока : «Россия вступает в ХХ век».
Цель: сформировать представления учащихся о важнейших событиях в России в начале хх века.
Тип урока: открытие нового знания
Цели:
Образовательная: сформировать представления учащихся о важнейших событиях в России в начале хх века.
Развивающая: обучение умениям поиска необходимой информации и анализу полученной информации, развивать устную речь, умение работать с картой, расширять кругозор.
Воспитательная: привитие интереса к истории своего Отечества, воспитывать любовь к Родине.
Формируемые УУД: познавательные – осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
коммуникативные – с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
регулятивные – формировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала;
личностные – проявлять внимание, желание больше узнать.
Методы , формы и приёмы обучения: объяснительно – иллюстративный, частично - поисковый; индивидуальная, фронтальная; работа с учебником и картой, работа в парах, тест.
Оборудование: компьютер, историческая карта СССР,современная карта России, презентация к уроку, карточки, учебник, рабочие тетради.
Технологии: технология деятельностного подхода.
Ход урока:
Организационный момент.
Мотивационный настрой
Сегодня замечательный день, на ваших лицах я вижу улыбку. я желаю вам удачи на уроке. Повернитесь друг к другу, пожелайте друг другу удачной работы на уроке . Садитесь.
(.Учащиеся желают друг другу удачи на уроке.)
- Проверим готовность к уроку. Для работы потребуются: учебник, пенал, карточки на столах, ваша активность, внимание
2 Актуализация опорных знаний.
На уроке мы будем думать, узнавать новое, использовать знания, полученные ранее.
СЛАЙД Проверка домашнего задания
А мы сейчас повторим, что вы изучали на прошлом уроке. Выполним Графический диктант по теме «Новые знания о человеке». В правом верхнем углу напишите свою фамилию.
Записывать будете в столбик, номер вопроса- рядом ответ.
- Если утверждение верное, то вы пишите плюс, если утверждение неправильное- минус.
Примерный перечень вопросов-утверждений.
1. Череп хорошо защищает мозг от повреждений (да). +
2. Сигналы от всех органов чувств поступают в спинной мозг (нет). -
3. Пластинки, которые помогают крови сворачиваться называются эритроциты (нет). -
4 Сердце – особая мышца (да) +
5. И. П. Павлов изучал защитные свойства крови (нет). -
6. Сигналы от органов к спинному и головному мозгу и обратно передаются по нервам (да). +
7. Кровь переносит ко всем тканям кислород (да). +
8 .Почки обеспечивают удаление из организма человека вредных веществ, продуктов обмена (да) +
9 Режим дня поможет уберечься от переутомления . ( да) +
СЛАЙД Поменяйтесь работами и проверьте друг друга.
Ответ: +, -, -, +,- + + + + .
Самопроверка. Взяли в руки карандаш, ставим + или -. Внимание на экран. Если ошибок нет , то 5, если 1-2 – 4, если 3-4 – 3, если больше 4 – то 2. Поднимите руки у кого .
Молодцы! Рада за вас!
3 Самоопределение к деятельности. Постановка цели урока.
Сейчас прочитайте отрывок из стихотворения и подумайте, О чём говорится в стихотворении?
Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек!
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек.
Отрывок из Песни
-О чём говорится в стихотворении? ( О Родине)
- О какой стране говорится в стихотворении?
- Предположите, о чём пойдёт речь на уроке.
СЛАЙД - Прочитайте тему урока, записанную на доске. («Россия вступает в ХХ век»)
- Какую цель урока мы поставим? («Узнать, как можно больше о важнейших событиях в России в начале хх века»)
- Давайте кратко вспомним некоторые этапы развития нашей страны . Поможет нам лента времени .
4 Работа по учебнику:
Откройте учебник на стр.40.
А) -Кого вы видите вначале ленты? (гусара)
-Кого называют гусарами? Где можно найти значение этого слова? В словаре.
(ЧТЕНИЕ ПО СЛОВАРЮ ОЖЕГОВА)
-Какое событие произошло в 1812году? Бородинское сражение. Отечественная война.
А в каком веке? ( В 19)
Что можете сказать об этих событиях? В начале 19 века громадная армия императора Франции Наполеона завоевала почти всю Европу. « Я буду господином мира, - заявил Наполеон, - остается одна Россия , но я раздавлю её. и вот огромное франц войско вторглось на российскую территорию .Ожесточенное сражение разыгралось под Смоленском .В жарком кавалерийском бою верх одержали русские войска под командованием М.И. Кутузова.
Б) -Какой предмет изображен следующим? (кандалы) Значение слова? читаем по словарю.
-А какое событие ?
- Ребята , некоторым из вас я предложила побыть в роли журналистов и подготовить материал на первую полосу газеты по выбранной теме. Так вот журналист газеты «Известия» расскажет Об указе императора Александра 2
5 Открытие нового знания.
СЛАЙД . Портрет Николая II.
- Что вы знаете об этом человеке?
СЛАЙД . Николай Александрович Романов был последним русским царём. Царствовал Николай II 23 года. При нём, в 1913 году, было пышно отпраздновано 300-летие династии (царского рода) Романовых.
СЛАЙД У императора было четыре дочери: Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и сын Алексей.
СЛАЙД Царь видел свой долг в том, чтобы править по заветам своих предков и передать царский трон своему сыну и наследнику Алексею.
СЛАЙД Многие считали несправедливым, что страной правил один человек
СЛАЙД
. Стали появляться политические партии (группы людей).
СЛАЙД
Одной из них была партия большевиков под руководством Владимира Ильича Ульянова (Ленина). Она призывала к революции – к изменениям в государстве.
В) - Далее на ленте видим изображение солдата Первой мировой войны.
- журналист газеты «Правда » поделится событиями о Первой мировой войне.
СЛАЙД
В 1914 году Россия вступила в Первую мировую войну. Мировой она называлась потому, что в ней принимали участие многие государства мира.
- Война началась из-за того, что столкнулись интересы Великобритании и Германии. Германии нужны были земли, где она могла бы добывать сырьё для своих заводов и фабрик. Весь мир в те времена уже был поделён между крупнейшими державами, поэтому Германия решила применить силу.
Заложив в 1703 году новый город, которому впоследствии суждено было стать столицей Российской Империи, Пётр I назвал его Санкт-Петербургом. В переводе с немецкого – город святого Петра. Это название город носил до 1914 года.
Основными противниками в этой войне были Россия и Германия. Нашлись люди, которые потребовали заменить немецкое название города русским, и город стал Петроградом.)
- После Октябрьской революции многие города стали менять свои названия. Им давали имена руководителей Коммунистической партии. Вятка стала Кировом, Царицын – Сталинградом. Нижний Новгород в честь великого русского писателя переименовали в Горький.
Как и любая война, она нарушила привычное течение жизни. Разруха, голод, тысячи убитых на фронтах. Разорённые города и деревни . Для России эта война явилась концом старого режима.
Царская семья потеряла свой авторитет.
СЛАЙД
Император вынужден отказаться от престола. Власть перешла к Временному правительству. Так произошла Февральская революция.
СЛАЙД Но жизнь не становилась лучше. Силу набирала партия большевиков. Она приняла решение о вооруженном восстании.
Г) А на ленте изображен крейсер «Аврора» Значение слова в словаре
СЛАЙД
7 ноября 1917 года Петроград (так назывался в то время Петербург) перешел в руки большевиков. У власти оказался Совет народных комиссаров во главе с В. И. Лениным.
Россия объявила о своем выходе из мировой войны.
СЛАЙД
Страшно закончилась жизнь царской семьи. В 1918 году большевики расстреляли всю семью и четверых слуг Николая II.
6 СЛАЙД Физкультминутка.
Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили!
Д) На ленте изображена тачанка. Значение слова.
Вскоре в России началась гражданская война.
О Гражданской войне расскажет журналист газеты «Красная звезда» .
Гражданская война – это война, в которой граждане одной страны воюют друг с другом. Одни люди хотели оставить старые порядки, а другие – новые.
Всякая война является бедствием для людей. В боях гибнут люди, на полях пропадает урожай. Армию надо одевать, кормить, снабжать боеприпасами – это требует больших расходов. Но самая страшная война – гражданская, когда воюют между собой граждане одой страны. Гражданская война расколола народ на белых (тех, кто хотел вернуть прежние порядки) и красных (они провозгласили своей целью создание новой России, государства, где не должно быть богатых). Война шла с переменным успехом. На помощь белым пришли иностранные государства. Они ввели на территорию свои войска – это называется интервенцией. Но этой помощи оказалось недостаточно. Жестокая, кровопролитная Гражданская война, оборвавшая многие жизни, закончилась победой Красной Армии.
Теперь жизнью страны руководила партия большевиков, завоевавшая свою власть в Гражданской войне. Позднее большевиков стали называть коммунистами.
Государством управляли Советы – так называлось правительство большевиков, поэтому и новую власть стали называть Советской.
Слайд На ленте времени вы видите знак (символ) государства герб. Назовите символы государства.
В 1922 году на территории бывшей Российской империи появилось новое государство – Союз Советских Социалистических Республик или СССР.
Москва стала столицей Советского Союза. Государство существовало в 1922–1991 годах..
Основным звеном в управлении государством стали Советы. Поэтому и новую власть назвали Советской, а государство – Советским Союзом.
СЛАЙД
Е) Рассмотрите герб СССР. О гербе СССР нам расскажет журналист газеты «Советская Россия»
Государственный герб СССР — официальная эмблема СССР, один из первых социалистических гербов. Герб СССР был установлен Конституцией СССР и представлял собой изображение серпа и молота на фоне земного шара, в лучах солнца и в обрамлении колосьев, с надписью на языках союзных республик «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Таких ленточек было15, по количеству союзных республик. В верхней части герба — пятиконечная красная звезда с жёлтым ободком. Знак воинов Красной армии, освободивших трудящихся от голода, войны и нищеты. Солнце на гербе символ светлого будущего. Серп и молот (☭) — символ, олицетворяющий единство рабочих и крестьян.
Герб России и флаг тетрадь с42
Учитель. Ребята, послушайте внимательно стихотворение, которое нам приготовила ________, закончите стихотворение нужной фразой
Красивы в убранстве лесов и озер
Пятнадцать республик, пятнадцать сестер.
Эстонка и русский, грузин и узбек
С открытой душой породнились навек.
Скрепили пожатья над кручами гор
Пятнадцать республик, пятнадцать сестер.
Казах и армянка, киргиз и таджик
Для дружбы нашли самый верный язык.
Единой семьею живут с давних пор
Пятнадцать республик, пятнадцать сестер.
Туркмен, украинка, латыш, белорус –
Зовут отчим домом... (Советский Союз.)
СЛАЙД
Ж). Какие республики вошли в состав СССР ? Работа (по карте на столах ) называют дети начиная с северной границы и обводят границы красным карандашом
Эстония- столица Таллин, Латвия - столица Рига, Литва - столица Вильнюс, Украина- столица Киев, Молдавия- столица Кишинёв, Белоруссия- столица Минск, Грузия- столица Тбилиси, Армения- столица Ереван, Азербайджан- столица Баку, РСФСР- столица Москва, Туркмения- столица Ашхабад, Узбекистан- столица Ташкент, Таджикистан столица - Душанбе, Киргизия- столица Фрунзе, Казахстан- столица Алма-Ата.
-Какая республика была самой большой?
- Очень большую территорию занимал Советский Союз. Для того, чтобы с новым государством начали считаться соседние страны, оно должно было стать сильным и хорошо защищенным.
- Какие изменения происходили в Советском Союзе в этот период вы узнаете, прочитав текст в --учебнике на с. 40 2 абзац. И составив схему об изменениях , произошедших в СССР в 20-30-е годы.
НА ДОСКЕ
Уч стр 43 Выставка книг.
Значительные изменения произошли и в деревне. Большевистское руководство считало, что одной крестьянской семье очень трудно было в одиночку вырастить хороший урожай, чтобы прокормить себя и продать излишки урожая для горожан. Поэтому было принято решение объединить всех крестьян в крупные коллективные хозяйства – колхозы. Крестьяне работали сообща на колхозных полях
После чтения текста Уч стр 43 Выставка книг.
- К концу 30 – х годов СССР сумел добиться больших успехов.
- Как вы думаете, ребята, благодаря чему и кому наша страна добилась таких огромных успехов после гражданской войны, голода и разрухи?
Благодаря советскому народу, его труду, и вере в светлое будущее для своих детей. Перенося все невзгоды, выполняя непосильную работу, люди верили, что делают все во имя завтрашнего дня. Они верили в светлое будущее, и это придавало им сил.
Подведение итогов урока.
- Какую цель мы поставили перед собой в начале урока? (Узнать, как можно больше о важнейших событиях в России в начале хх века.)
-Какие события в России начала 20 века вам запомнились ,узнаем выполнив тест?
(самостоятельная работа ). Проверка на слайде
. У каждого ученика тест
- Обведите в кружок правильный ответ:
« Начало 20 века».
Последний российский царь.
а) Александр II; б)Николай I; в)Николай II.
Свержение царя .Утвердилась Советская власть.
а)1917г; б)1914г; в)1918г.
В каком году началась первая Мировая война?
а)1917г; б)1914г; в)1918г.
Величайший революционер, организовавший и возглавивший борьбу рабочих и крестьян против богачей.
а ) В.И. Ленин; б) Е. Пугачев; в )С. Разин.
Образование СССР.
а)1917г; б) 1922г; в) 1812г.
Сколько республик было в составе СССР.
а)12; б)17; в )15.
Вывод. События начала XX века – это новый урок, который преподнесла история нашей стране и ныне живущим поколениям, что надо учиться на ошибках своих предшественников и ни в коем случае не доводить конфликты до кровопролития.
Рефлексия.
Вы выполнили все задания ,а для того чтобы выяснить все ли вы поняли, предлагаю оценить свою работу на уроке. Вы знаете, что символ мира – это голубь . У вас есть
Прикрепить стикер (голубь мира) на карту России.
Домашнее задание :
Инструктаж по выполнению домашнего задания.
На «4» - прочитать текст, с.40 -44, ответить на вопросы.
На «5» - сообщение о достижениях страны в 20-30 годы;
Россия могущественна и велика ее сила! Мы видим сами , сколько потрудился наш народ , чтобы сделать нашу Родину великой и славной страной. Были времена , когда народ не жалел своей жизни, отстаивал ее от врагов . И вы , ребята, любите нашу Родину, учитесь прилежней, чтобы совершать полезные дела, ведь и вам придется служить Родине!
Стихотворение о Родине расскажет __________ :
В сердце ты у каждого ,
Родина - Россия,
Белые березки, колос золотой.
Нет тебя привольной,
Нет тебя красивей
Нет другой на свете
Родины такой!
Доска.
Большевик – человек, который состоит в партии.
Партия – группа людей, единомышленников.
Держава – большая и мощная страна.
Интервенция – вмешательство другого государства во внутренние дела какой-нибудь страны.