Технологическая карта урока по предмету окружающий мир
Тема «Что такое Родина»
Учитель: Денисова Лариса Викторовна
Класс: 1
УМК: «Школа России»
Тема урока: «Что такое Родина»
Цели урока:
1.Деятельностная: формирование представления о малой родине, России, ее природе, городах, народе, своем городе или селе как части большой страны.
2.Предметно-дидактическая: знакомство с государственной символикой, картой страны.
Задачи:
Образовательные: формировать осознание принадлежности к родному народу, стране, государству, познакомить с государственными символами России: флагом, гербом, гимном.
Развивающие: развивать внимание, мышление, творческую активность учащихся, коммуникативные навыки.
Воспитательные: воспитывать у детей любовь к Родине, интерес к изучению истории.
Планируемые образовательные результаты урока:
Личностные: формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
Метапредметные: регулятивные – овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; познавательные – отвечать на вопросы, обобщать собственное представление, соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; владеть диалогической формой речи в заданной сюжетно-ролевой ситуации; уметь вступать в речевое общение, пользоваться книгой, рабочей тетрадью.
Предметные: научатся определять, как называется наша страна и ее столица, какие народы живут в России; сравнивать, различать и описывать герб и флаг России, рассказывать о малой родине и Москве как столице государства; получат возможность научиться работать с картой, находить на ней необходимые географические объекты.
Тип урока:
По ведущей дидактической цели: урок ознакомления с новым материалом.
По способу организации: урок коллективного способа обучения.
По ведущему методу обучения: информирующий урок.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский.
Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, карта Российской Федерации, символы РФ (герб, флаг, текст гимна).
Ход урока:
Этапы урока | Методы обучения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Методы оценки, самооценки. |
| |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Мотивационный этап | Проблемный метод | Проверяет готовность учащихся к уроку. Муравей спросил у пчелки: «Где твой дом, твоя семья?» Говорит пчела, летая: «Там, где Родина моя!» – Муравей Вопросик не знает, что такое Родина. Давайте поможем ему, объясним. | Слушают и обсуждают тему урока | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника | Наблюдения учителя |
Этап актуализации знаний | Беседа по теме «Как называется наша страна» | Организует беседу по вопросам: – Какие близкие по смыслу слова к слову «Родина» вы знаете? Организует работу с учебником (с. 10). — Что вы знаете о нашей стране, своём городе (селе)? Предлагает опираться на картинный план на с. 10, 11 -Почему она дорога каждому человеку? Какие главные символы государства вы знаете? Как они выглядят? | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о своей стране, пользуясь картинной картой в учебнике. Кто не говорит, пальцем следит по плану, о чём идёт речь | Личностные: имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться. Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о Родине; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, из фильмов) | Словесное оценивание (учитель даёт словесную оценку: если очень хорошо - «Умница!», «Молодец!», «Отлично!», если есть маленькие недочёты – «Хорошо»… |
Этап целеполагания | Проблемный метод | - Опираясь на вышесказанное, сформулируйте тему урока. - Чем мы будем заниматься на уроке? | Формулируют тему и цели урока. | Регулятивные: целеполагание. Познавательные: самостоятельное формулирование проблемы и познавательной цели. Предметные: расширение кругозора и культурного опыта школьника. Личностные: взаимодействие с участниками учебной деятельности. | Словесное оценивание (учитель даёт словесную оценку: если очень хорошо - «Умница!», «Молодец!», «Отлично!», если есть маленькие недочёты – «Хорошо»… |
Первичное закрепление нового знания | Исследовательский метод | Работа с презентацией «Моя Родина – Россия». Показывает и комментирует слайды презентации. Организует прослушивание гимна РФ, показывает иллюстрации флага и герба, рассказывает историю их создания, проводит беседу по вопросам: – Зачем государству нужны символы? Где мы можем увидеть герб и флаг нашего государства? Физкультминутка (Приложение 1). Знакомит с картой РФ, показывает столицу, крупные города, реки и организует диалог с учащимися по вопросам: – Какие города нашей родины вы знаете? Где вы бывали? Что знаете о достопримечательностях этих мест? Почему Крайний Север мы называем холодным районом? Читает стихотворения о Родине, проводит беседу по вопросам: – Что такое малая Родина? Как называется город (населенный пункт), в котором мы живем? Кто знает его историю? | Просматривают презентацию. Слушают гимн РФ, рассказ учителя, рассматривают иллюстрации. Выполняют физкультминутку. Отвечают на вопросы. Слушают и читают стихотворения, отвечают на вопросы (Приложение 2) | Познавательные: общеучебные – извлечение необходимой информации из просмотренной презентации; логические – дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений о малой Родине, символах нашего государства. Личностные: нравственно-эстетическая оценка содержания презентации. Познавательные: общеучебные – осознанное речевое высказывание в устной форме о значении символов нашего государства; формулирование ответов на вопросы учителя; логические – проведение сравнений герба и флага РФ с символами СССР. Коммуникативные: обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания | Фронтальная самооценка: – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому ПОКА было трудно? |
Решение задач творческого уровня | Исследовательский метод | - Выполните задание 1 на стр.4 в рабочей тетради. Поясняет задания, выполняемые учащимися в рабочей тетради. Организует самопроверку работы на уроке (вопросы на стр. 11 учебника). | Выполняют задания в рабочих тетрадях. Отвечают на вопросы: сначала фронтально, потом самостоятельно. | Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение и формулирование цели; логические – осуществление поиска необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти) Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради | Учащиеся оценивают свои знания с помощью смайликов. |
Рефлексия | Метод "Три М" | Проводит беседу по вопросам: – Что нового узнали на уроке? Как называется наше государство? Какие города вы знаете? Как называется столица нашей Родины? - Оцените свои достижения на уроке. Сегодня на уроке я узнал…. Я испытывал затруднения, когда… Меня заинтересовало задание… Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке. | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозирование результатов уровня усвоения изучаемого материала | Самооценка на основе критерия успешности; - эмпатия - адекватное понимание успеха или неуспеха в учебной деятельности. |
Домашнее задание | Творческая переработка изученной информации, поиск информации и использование компьютера и сети интернет. | Объясняет домашнее задание. - Выполнить творческое задание 2 в рабочей тетради (стр. 4) - Продумайте, что вы можете назвать своей малой родиной. Расскажите о ней. Нарисуйте наш город. | Записывают домашнее задание. | | Словесное оценивание |
Приложение 1
Физкультминутка
Солнце спит, небо спит, – Кладут голову на руки, сидя за столом.
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало, Встают – руки вверх с разведенными пальцами.
Всем лучи свои послало.
Вдруг повеял ветерок – Махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища.
Небо тучей заволок. Круговые движения руками влево, затем вправо.
Дождь по крышам застучал
И деревья раскачал.
Барабанит дождь по крыше – Барабанят пальцами по столу.
Солнце клонится всё ниже.
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик. Постепенно садятся и кладут голову на руки.
Приложение 2
СТИХИ О РОДИНЕ
Лучше нет родного края Жура-жура-журавель! Облетал он сто земель. Облетал, обходил, Крылья, ноги натрудил. Мы спросили журавля: – Где же лучшая земля? – Отвечал он, пролетая: – Лучше нет родного края! П. Воронько | Родина Родина – слово большое, большое! Пусть не бывает на свете чудес, Если сказать это слово с душою, Глубже морей оно, выше небес! В нем умещается ровно полмира: Мама и папа, соседи, друзья. Город родимый, родная квартира, Бабушка, школа, котенок… и я. Зайчик солнечный в ладошке, Куст сирени за окошком И на щечке родинка – Это тоже Родина. Т. Бокова |