СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира "Где живут белые медведи?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Где живут белые медведи?" для учащихся 1 класса, обучающихся по УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира "Где живут белые медведи?"»

МБОУ «Санниковская СОШ»

Первомайский район
















Урок окружающего мира

по теме: Где живут белые медведи?


Номинация «Организационный момент, опрос учащихся»














ФИО: Папсулина Инна Николаевна

Должность, предмет: учитель, начальные классы

Класс: 1







2018 год

Класс: 1

УМК «Школа России»

Раздел программы: «Где и когда?»

Тема урока: Где живут белые медведи?

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Место урока в образовательном процессе: Урок по теме «Где живут белые медведи?» проводится для учащихся 1 класса, обучающихся по УМК «Школа России», автор учебника Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Часть 2. - М.: Просвещение, 2011.

Цель урока: создание условий для формирования первоначальных представлений учащихся о холодных районах земли и о животных, обитающих на этих территориях.

Задачи урока:

1. Образовательные: дать представление о холодных районах Земли; научить детей находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антаркти­ду; актуализировать знания учащихся о животных, обитающих в этих районах; учить детей устанавливать связи между строением, образом жизни животных и природными условиями;

2. Развивающие: развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, умения анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений; обогащать словарный запас учащихся, формировать умение составлять предложения на основе опорных слов;

3.Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру, повышать познавательную активность, учебную мотивацию, способствовать развитию гармоничной личности, учить работать в группе, уважать мнение товарищей.

Основные понятия: глобус, Северный полюс – Арктика, Южный полюс – Антарктида, среда обитания.


Межпредметные связи: русский язык

Характеристика:

В 1 классе обучается 20 учащихся, из них – 8 мальчиков и 12 девочек.  Не все дети до поступления в школу посещали дошкольные учреждения.

Первые недели обучения в школе выявили группу детей, которые внимательны и активны на уроке, имеют достаточно высокий уровень сформированности познавательного интереса (7 человек). В классе есть ученики, которые пока присматриваются, осторожничают, боятся ошибиться. Они не проявляют на уроках высокую активность, хотя, как правило, правильно отвечают на вопросы, справляются с учебными заданиями, осознанно воспринимают новый материал (8 человек). В состав класса входят и дети, которые с трудом адаптируются к школьной жизни, требованиям учителя. Они обладают неустойчивым вниманием, с трудом переключают свое внимание с одного вида деятельности на другой, нуждаются в обучающей помощи учителя (5 человек).

На момент проведения урока навык чтения у некоторых детей ещё недостаточно сформирован.


Средства, обеспечивающие учебный процесс на организационном моменте урока:


- рисунки Муравьишки Вопросика и Мудрой Черепахи;

-картинки белого медведя и пингвина;

-картинки мест обитания: льды, водоёмы, лес;

- компьютер с колонками для прослушивания, проектор для использования ресурса в виде проецирования на экран;

-сигнальные карточки «Светофор»;

Номинация «Организационный момент, опрос учащихся»

Технология проблемно-диалогического урока.


Этапы урока

Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный момент.

Мотивации к учебной деятельности.

2 мин.

Цель:

включение учащихся в учебную деятельность.

Задача:

создать эмоциональный настрой на урок, мотивировать обучающихся на работу.

Используемые технологии, методы и приёмы работы, формы работы:

игровая технология,

беседа, фронтальная форма работы.



















2.

Актуализация знаний

7 мин.

Цель:

готовность мышления и осознание потребности построения нового способа действия, закрепить знания, полученные на прошлом уроке.

Задача: на основе соотнесения своих знаний и поставленной проблемой выявить и определить причину затруднения, подвести к теме урока.

Используемые технологии, методы и приёмы работы, формы работы:

игровая технология,

фронтальный опрос,

наглядный, словесный метод.

здоровье сберегающая технология,

использование ИКТ.

































Самоопределение к деятельности.

Постановка учебной проблемы. Приём создания проблемной ситуации. Задание на столкновение противоречивых мнений.







Побуждение к проблеме.



Проблема.















Поиск решения.

.

























Прозвенел звонок для вас.

Все зашли спокойно в класс, встали все у парт красиво,

поздоровались учтиво.

Тихо сели,

спинки прямо, вижу класс наш хоть куда.

Начинать урок пора.

Кто из вас готов отправиться

за новыми знаниями?

Сегодня на уроке мы с вами узнаем что-то новое и постараемся помочь друг - другу, если в этом будет необходимость.

Расскажите правила поведения на уроке.

Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас?

А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь!

Ребята! Представьте, что на нас солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои лучики друг другу, улыбнитесь. С хорошим настроением мы начинаем урок.

Итак, окружающий мир, друзья, на вас надеюсь, как всегда!




Ребята, на сегодняшнем уроке вас ждут большие и маленькие открытия, вы узнаете много нового и интересного, будете работать в группах и уважать мнение друг друга. Успехов вам и удачи! На нашем уроке, как обычно, присутствуют Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха (учитель прикрепляет на доску рисунки Муравьишки и Черепахи), они будут задавать вам вопросы и помогать делать выводы.

Муравьишка Вопросик интересуется, как вы запомнили тему прошлого урока и хочет с вами поиграть в игру «Не ошибись!»

и с целью закрепления знаний провести графический диктант.

2. Игра «Не ошибись!»

В разных местах класса висят названия дней недели. Учащимся нужно расставить их в правильной последовательности и прикрепить карточку на магнитную доску.



Графический диктант.

  • Вторник идет после воскресенья. (Нет.)

  • В году четыре времени года. (Да.)

  • В неделе семь дней. (Да.)

  • Осенью на деревьях распускаются листья. (Нет.)

  • Весна приходит после зимы. (Да.)

  • В понедельник все люди отдыхают. (Нет.)

  • Осенью желтеют и опадают листья. (Да.)

  • Зимой самые короткие дни и самые длинные ночи. (Да.)

  • Суббота идет после пятницы. (Да.)

  • Весной самые длинные дни и самые короткие ночи в году. (Нет.)

  • В нашей местности происходит смена времён года. (Да.)

  • А меняется у нас погода с переходом одного времени к другому. (Да.)

  • На интерактивной доске появляется правильный рисунок, который приготовила Мудрая Черепаха:

  • (- )(+)( +)( -)( +)( -)( +)( +)( +)

  • ( -)( + )(+)

  • Тут вдруг Муравьишка Вопросик задумался, а потом спрашивает: «Есть ли на нашей планете Земля такие места, где всегда холодно? А вы, ребята, как думаете?

  • Отгадайте загадки Муравьишки:

1.Среди снегов и льда не голодает,

За рыбой в холодную воду ныряет.

Густая белая шерсть спасает,

В морозы согревает.

2.Он живёт, где жуткий холод,

Средь снегов живёт и льдин.

В чёрно-белом фраке ходит

Птица гордая…

(Учитель вывешивает картинку с изображением белого медведя и пингвина)

  • Ребята, Муравьишке Вопросику стало интересно, где живут эти животные

  • Игра «Кто, где живёт?»

  • На доске иллюстрации животных белый медведь, пингвин и места их обитания: лес, льдины, водоёмы.

  • Расселите животных по месту их обитания.















Задание одно, а мнений несколько. Почему так получилось? Чего мы не знаем?



  • Предположите, какая будет тема сегодняшнего урока?

Прочитайте тему урока на стр. 12 учебника, правильно мы её определили?

Учитель фиксирует тему на доске

«Где живут белые медведи?»

 Какие учебные задачи мы поставим перед собой?

  • Сегодня на уроке мы найдём ответы на эти вопросы. А для этого отправимся в путешествие.

Физминутка

  • Учитель произносит текст стихотворения, показывая движения.

  • В самолёт все дружно сели

  • И на север полетели.

  • Ниже, ниже опустились

  • И на льдину приземлились.

  • А кругом зима, мороз

  • Нам пощипывает нос.

  • Мы похлопаем в ладошки

  • И согреемся немножко.

  • А теперь попляшут ножки

  • По заснеженной дорожке.

  • Нам уже пора обратно,

  • Здесь гостить было приятно.

  • В самолёт все дружно сели

  • И домой мы полетели.










































Ответы детей:

«Мы все готовы!»






Формулируют правила поведения на уроке

и аргументируют их.






Ученики настраиваются на работу.


Дети заканчивают четверостишие

Мы хороший дружный класс!

Всё получится у нас!


























Ученики выбирают карточки «Дни недели» и в правильной последовательности прикрепляют на магнитную доску.


Работа выполняется на отдельных листочках, которые подписывает учитель. Учитель читает утверждения, учащиеся ставят (+) или (-) в соответствующую клеточку.
























Учащиеся проверяют.

С помощью «светофора»

выполняют самооценку.







Ответы учащихся.

















Дети отвечают: «Белый медведь и пингвин»











Участвуют в обсуждении представленного задания.

Ученики высказывают свои мнения. Часть детей расселили пингвина и белого медведя на одну льдину.

Другие говорят, что пингвины и белые медведи не могут жить вместе (читали в книгах).


Не знаем, куда расселить белого медведя и пингвина.


Где живут белые медведи и пингвины?

Работают с информацией, представленной в учебнике.

Формулируют собственное мнение и аргументируют его.





Все дети встают около парт.

Руки в стороны, наклоны влево, вправо.


Приседание.

Встали.

Прикрывают поочерёдно нос то правой, то левой рукой. Хлопают в ладоши.

Топают по очереди то левой, то правой ногой. Поднимают руку и машут «до свидания!»

Руки в стороны, наклоны влево, вправо, сели за парты.















Личностные УУД

Умение определять и высказывать самые простые, общие для всех учащихся правила поведения на уроке,

позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность.



























Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

Познавательные УУД: развитие

знаково – символических действий;

умение обобщать и классифицировать по признакам.





































Коммуникативные УУД

умение слушать и извлекать нужную информацию

Познавательные УУД:

умение на основе анализа делать выводы

Регулятивные УУД:

умение определять цель деятельности на уроке.



























Веселая физкультминутка поможет повысить или удержать умственную работоспособность детей на уроке, обеспечить кратковременный активный отдых для школьников во время урока.




























Организационный момент урока - без этого небольшого, но значительного этапа невозможны соблюдение дисциплины на уроке, выполнение заданий всеми учащимися. Иначе говоря, он определяет готовность учащихся к уроку (наличие учебника, тетради, оборудования, письменных принадлежностей и др.) и всегда занимает первое место, на него отводится не более 1 - 2 мин.

Во время организационного момента идет вступительное слово учителя, который настраивает учащихся на урок. На данном уроке постановка целей и задач урока были проведены после актуализации знаний учащихся.

В современном уроке организационный момент является предпосылкой формирования и развития мотивационной сферы учащихся: на данном уроке ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей урока. Намечались ситуации, участие в которых позволяет решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи. Развитие мотивационной сферы осуществляется тем эффективнее, чем результативнее проведен подготовительный период: качество выполнения учащимися предварительных заданий влияет на их интерес к предстоящей работе.

На данном уроке была обеспечена мотивация. Задачи, поставленная цель имели смысл и были полезными с точки зрения ученика, носили жизненный характер.


Организационный момент включает в себя:

  • Взаимное приветствие учителя и учащихся.

  • Проверку внешнего состояния кабинета и проверку подготовленности учащихся к уроку; организацию внимания.

  • Готовность учителя к уроку (наличие плана урока, состояние классной доски, мел, оборудование для демонстрации опытов, ТСО и др.).

  • Формулирование темы, цели и задач урока (в некоторых случаях это может быть сделано позже).

  • Мобилизующее начало урока («исходная мотивация»).


Исходная мотивация создает готовность школьников к восприятию нового материала, возбуждает мыслительную активность. Яркая познавательная мотивация оказывает воздействие на всех учащихся класса, в том числе и слабоуспевающих. Четкое начало урока дисциплинирует учащихся, позволяет им быстро включиться в работу, способствует экономии времени.

Активизация познавательной деятельности учащихся через необычное начало урока мобилизует внимание учащихся. Для решения этой задачи урока использовала активные методы и приемы обучения.

«Активные методы» - это совокупность средств, способов, приемов, побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности.



Организационная часть.  

Основная ее задача - приведение группы в "рабочее состояние": проверка наличия учащихся на уроке, их внешнего вида, готовности рабочих мест учащихся, создание в группе деловой обстановки. Основной недостаток этого этапа - непроизводительные затраты времени. Для успешного проведения организационной части урока целесообразно сделать процедуру начала урока традиционной: приход учащихся в кабинет за 2-3 мин до звонка, четкий доклад старосты группы о наличии учащихся, заблаговременное размещение на столах учащихся необходимой учебной документации, подготовка классной доски, проекционной аппаратуры. Такая организация первого этапа урока помогает рациональному использованию учебного времени, создает хороший настрой в группе.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ ВКЛЮЧАЕТ:

  • предварительную организацию класса (проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, наличия дежурных, рабочей позы и внешнего вида учащихся, организация внимания);

  • готовность учителя к уроку - наличие конспекта или подробного плана урока, наглядных пособий, инструментов, состояние классной доски, мел, освещение;

  • мобилизующее начало урока («исходная мотивация»);

  • актуализацию знаний учащихся.

Цели данного этапа:

  • психологический настрой учащихся;

  • обеспечение нормальной обстановки на уроке.

Психологический настрой - эмоциональное состояние класса, в котором отражаются личные и деловые взаимоотношения членов ученического коллектива, определяемые их ценностями, моральными нормами и интересами.

Исходная мотивация.

На этом этапе учитель может учитывать несколько видов побуждений учащихся: актуализировать мотивы предыдущих достижений («Мы хорошо поработали над предыдущей темой»), вызывать мотивы относительной неудовлетворенности («Но не усвоили еще одну важную сторону этой темы»), усиливать мотивы ориентации на предстоящую деятельность («А между тем, это будет необходимо: например, в таких-то ситуациях), усиливать непроизвольные мотивы удивления, любознательности.

Исходная мотивация создает готовность школьников к восприятию нового материала, она концентрирует внимание на изучаемом вопросе, возбуждает мыслительную активность. Психологи утверждают, что мотивация помогает создать у школьников направленность на учебную работу, стимулировать процессы обучения и учения, делать познаваемое личностно значимым.

В ситуации обучения ученые выделяют три группы мотивов.

Оргмомент проблемного урока.

Проблемное обучение может осуществляться на всех основных типах уроков, но наибольшие возможности для проблемного обучения имеются на уроках изучения нового материала.

В оргмоменте проблемного урока особое место занимает актуализация прежних знаний.

Актуализация прежних знаний в проблемном уроке в какой-то степени занимает место опроса. Однако актуализация более широкое понятие, она может включать опрос как составную часть. Если при опросе задача учителя заключается в том, чтобы выявить объем и качество знаний, умений и навыков учащихся, то основная цель актуализации - посредством воспроизведения ранее полученных знаний подготовить почву для активного усвоения нового материала, т.е. прежние знания сделать актуальными в данный момент.

Основная задача данного этапа урока - создать соответствующий эмоциональный настрой, психологически подготовить учащихся к усвоению нового материала. Именно на этапе актуализации ставятся проблемные вопросы, возникают проблемные ситуации и ставятся учебные проблемы