Здравствуйте, ребята! Посмотрите на своего соседа по парте, поделитесь улыбкой. И с хорошим настроением начинаем нашу работу. Звучит песня «С чего начинается Родина?» А ещё Родина начинается с истории. Каждый человек должен знать историю своего государства. И сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с историей развития нашей страны-России. Ребята, давайте вспомним имена русских князей, правителей, которые оставили след в истории. Что можете сказать про каждого из них? Князя Ивана Даниловича москвичи любили за милосердие к нищим. Он всегда носил с собой кошель (калиту) и раздавал из него деньги бедным. При нём владения Московского княжества значительно расширились; многие из них он скупил. (Иван Калита)(СЛАЙД 3) Князь Александр разбил на реке Неве полчища шведов(Александр Невский)(СЛАЙД 4) Князь Ярослав Владимирович составил для Руси первый свод законов: правила наказания за убийство, оскорбление, кражу. Его умом и стараниями Русь прославилась(Ярослав Мудрый)(СЛАЙД 5) 4)Князь Дмитрий прославился битвой с монголо-татарами на Куликовом поле, где река Непрядва впадает в Дон(Дмитрий Донской) (СЛАЙД 6) 5) Юрий, сын Владимира Мономаха, стремился завладеть Новгородом и даже Киевом. При Юрии появилось много новых городов(Юрий Долгорукий) (СЛАЙД 7) 6) Один из первых русских князей – Владимир был заботлив к своему народу. Любой житель мог прийти к праздничному княжескому столу(Владимир Красное Солнышко) (СЛАЙД 8) -Какой правитель стал первым именовать себя «Царем Всея Руси»? (Иван IV Грозный) (СЛАЙД 9) Каждый из этих людей оставил след в истории нашей страны. Рассмотрите изображения. На каком рисунке по вашему мнению изображён русский царь?Кто на первом рисунке изображён? Почему человека на втором рисунке вы не назвали царём? В чём его необычность? (Царь Иван Грозный изображён в царских одеждах и с символами власти,а Пётр I одет необычно) -На основании сказанного сформулируйте тему урока.(Необычный царь).Сформулируйте цели урока ? Сегодняшний урок будет посвящён изучению особенностей правления и нововведений Петра I,этого необычного русского царя. -Как бы необычно ни выглядел Пётр, он был законным наследником царя Алексея Михайловича и Натальи Кирилловны Нарышкиной. Звучит аудиозапись духовной музыки «Ростовские звоны» -Вспомните, почему в момент рождения Ивана Грозного заговорили о божественном предзнаменовании грядущих больших несчастий на Руси?( Была страшная буря, колокола звонили сами собой, один колокол упал и разбился) -Появление на свет Петра I также было связано с таинственным предсказанием. Два монаха, Симеон Полоцкий и Дмитрий по звёздам предсказали царю Алексею Михайловичу, что у него родится сын Пётр и что именно он из всех детей наследует его престол и станет таким героем, с которым не сравнится никто из современников. Аудиозапись отрывок из С.В.Рахманинова «Колокола» Итак, в ночь на 30 мая 1672 года над Москвой засияла большая звезда. В это время появился на свет царевич, которого назвали Петром. Ранние детские годы Петра протекали беззаботно и весело, но на четвёртом году жизни Пётр потерял отца. -Прочитайте текст , закончите его последнее предложение, найдя в тексте подсказку. Текст на столах . После смерти своего старшего брата царём был провозглашён Пётр. Но так как ему было 10 лет, то власть перешла в руки старшей сестры Софьи. Она была дочерью царя Алексея Михайловича от первого брака. Софья была властной, умной и очень честолюбивой женщиной. Итак ,государством российским реально стала управлять Софья, так как Пётр….( Петр был ещё маленьким) -Подумайте и выберите правильный вариант развития событий: 1.Софья стала управлять государством, во всём советуясь со своей мачехой, матерью Петра. 2. Софья стала управлять единолично,а Пётр с матерью были удалены подальше от кремля. (Мнения детей) Действительно, Пётр с матерью вынуждены были преселиться в подмосковное село Преображенское. Ради забавы ему построили крепость со стенами, башнями ,рвом и подъёмным мостом -Вы узнаете название крепости, которую построили Петру, если с помощью стрелочек найдёте пару к слову «забавный». Необычный реформа Забавный потешный Преобразование,изменение странный,непривычный Итак, как называлась крепость в селе Преображенском?(Потешная) -Прочитайте следующий текст. Однажды Пётр в усадьбе своего родственника обнаружил брошенную без употребления лодку, вовсе не похожую на те, какие делались в России.Это был английский бот, предназначенный для плавания в море. Любопытный царь заставил отремонтировать для него этот ботик и спустил его в реку Яузу. Плавания на боте пробудили в нём , царе государства, не имеющего в то время выхода к незамерзающим морям, страстную любовь к мореплаванию. Впоследствии ПётрI называл этот старый английский ботик «Дедушка русского флота» Но это будет ещё не скоро, а что было тем временем, вы узнаете решив задачу: Между 17-летним Петром и правительницей Софьей назревал конфликт. В этом же году Петру удалось устранить от власти сестру-соперницу. Определите год устранения Софьи от власти.(1689.Пётр родился в 1672+17=1689) -Придя к власти Пётр не сразу начал свои преобразования. Ещё несколько лет у него ушло на потехи и увеселения. Вблизи от Преображенского располагалась Немецкая слобода. Там жили иностранцы. И поэтому все в ней было непривычно для русского человека: и язык, и обычаи, и наряды. (Работа в словаре: значение слова СЛОБОДА.) Рассмотрите и сравните внешний вид русского боярина и жителя Немецкой слободы. -Действительно, её жители брили бороду, носили парики и небольшие удобные кафтаны; в то время как русские люди париков не носили, бороды не брили , а домотканые кафтаны были с длинными рукавами, закрывающими руки. Проживали в слободе и механики, и военные, и врачи. Они с большим почтением относились к мастерству и науке. Общаясь с ними, молодой царь понимал, насколько он необразован. -Каие последствия это имело , вы узнаете , подслушав разговор двух купцов. Мини-сценка . САВЕЛИЙ:Кузьма,узнал я намедни неслыханную весть.Царь отправляется в чужие края, да ещё под именем и в одежде простого дворянина. КУЗЬМА: Скажи, Савелий, а на что ему это? САВЕЛИЙ: Да, говорят, учиться всем ремёслам: плотницкому делу, и кузнечному, и корабельному, и морской науке. КУЗЬМА: Не царское это дело, а мужицкое. - Итак, в чём же необычность поступка Петра I? -Зачем царь Пётр I отправился заграницу? -Сразу после возвращения царя из-за границы русских людей ждали большие перемены и преобразования. Пользуясь схемой, расскажите о переменах и преобразованиях , которые произошли сразу же по возвращении Петра I из-за границы. Пётр I Заставил запретил Мужчин есть пить мужчинам женщинам брить картофель кофе жениться сидеть дома бороду не получив образования обрезать рукава и полы кафтанов -Опираясь на предыдущую схему, достройте следующие предложения. 1.Некоторые до суеверия набожные люди думали, что остаться без … - значит испортить образ божий.(БОРОДЫ) 2.Общегосударственной нормой стало ношении кафтанов без длинных...(РУКАВОВ) 3.Царь издал специальный указ: если дворянин не закончит «цифирную»(начальную школу), ему не разрешалось …(ЖЕНИТЬСЯ) 4.Утрення трапеза превращалась в своеобразную пытку ,потому что предписывалось на европейский манер по утрам пить ненавистный …(КОФЕ) 5.Чтобы молодые люди могли познакомиться и жениться по согласию, Пётр I приказал мужьям и отцам приезжать на все праздники при дворе , на все обеды и вечера со своими … и ….(ЖЁНАМИ и ДОЧЕРЬМИ) -Пётр ещё не раз выезжал за границу ,и каждый раз по его возвращении из Европы, Россия всё более и более становилась похожей на европейскую страну. -А сейчас давайте сыграем в игру «Веришь- не веришь?» -Верите ли вы, что в допетровской России Новый год встречали осенью, 1 сентября? -И зря не верите, именно Пётр 1 ввёл в 1700 году новый календарь, по которому год начинался 1 января. -Верите ли вы ,что со времён Петра 1 в нашей стране появилось телевидение? -Верите ли вы, что , как и во многих европейских странах, в России петровских времён стали выпускать газету? -Действительно, первая русская газета появилась при Петре 1 и носила название «Ведомости». -Верите ли вы, что царь Пётр за границей за большие деньги покупал кости вымерших животных, древние грамоты и книги, заспиртованных уродов, старинное оружие и т.д.? -Таким образом , были созданы : первый русский музей, который назывался Кунсткамера, и публичная библиотека. Они существуют и по сей день в Санкт-Петербурге. -В конце урока выполним несколько заданий на закрепление изученного материала. -Рассмотрите следующие изображения предметов: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 -Выберите и обведите те предметы, которые вам помогли вспомнить о нововведениях, которые были введены во время правления Петра 1-необычного царя. В чём необычность царя-Петра1? |