СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира "Кто что ест?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира "Кто что ест?"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

МАОУ «Воздвиженская ООШ»




Конкурс

«Мой педагогический опыт»




ТЕМА:

Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе УМК «Школа России» А.А.Плешаков «Кто что ест» .












Выполнил(а):

учитель начальных классов

Ф.И.О. Артамонова Ольга Александровна

место работы МАОУ «Воздвиженская ООШ»















с.Воздвиженка 2019г

Технологическая карта урока

Предмет, класс

Окружающий мир, 3 класс

УМК, автор программы

«Школа России» А.А.Плешаков

Учитель

Артамонова Ольга Александровна , учитель начальных классов МАОУ «Воздвиженская ООШ»

Тема урока,

урока в рабочей программе

19: «Кто что ест».


Цель урока

Сформировать у учащихся общее представление об особенностях питания разных животных; создать условия для развития креативных способностей младших школьников через познание окружающего мира

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

- познакомить с классификацией

животных по типу питания, с защитными приспособлениями

растений и животных

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

-ставить проблему, обсуждать с одноклассниками способы её решения;

-выбирать нужную информацию из учебного текста.

-формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

-воспитывать чувство красоты и мудрости природы.


Планируемые результаты урока

Предметные знания и умения

Личностные качества, метапредметные УУД


Сформированность основных понятий урока:

классификация животных по способу питания, цепь питания, приспособление животных к добыванию пищи, к защите от врагов

Сформированность предметных умений:

Умение классифицировать животных по группам, приводить примеры животных разных групп, анализировать схемы цепей питания, умение моделировать цепи питания

-осознание целостности окружающего мира ,освоение основ экологической грамотности, правил поведения в лесу (ЛУУД)

-определять цель и этапы работы, преобразовывать практическую задачу в познавательную(РУУД)

-сотрудничать с другими в поиске необходимой информации ,осуществлять взаимный контроль(КУУД)

-узнавать, называть и определять объекты, выделять группы существенных признаков(ПУУД)

Методическое обоснование урока

В основу урока положен системно- деятельностный подход, формирующий универсальные учебные действия. Данный урок способствует развитию у обучающихся первоначальных навыков исследовательской работы, стимулирует познавательный интерес к теме урока с помощью разнообразных заданий.  Работа в группах формирует у учеников разнообразные компетенции, направленные на развитие творческой личности. Структура урока обусловлена спецификой технологии организации учебного исследования (по Н.Б. Шумаковой).

На этапе рефлексии используется приём технологии критического мышления

ИОС урока

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ресурсы сети Интернет)


Необходимое аппаратное и программное обеспечение ( мультимедийный компьютер, программные средства)


Учебник – с. 94-97

Рабочая тетрадь – с.43-45 задания1-5 .








Организационная структура урока

Название этапа

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Создание эмоционального настроя на урок.

-Здравствуйте , ребята!

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

-Мы рады сегодняшнему дню!

Мы рады встрече друг с другом!

Мы рады познавать себя и окружающий мир!

И это здорово!

-Вы готовы открывать что-то новое?

Тогда вперёд.


2. Проверка домашнего задания

Учитель организует обсуждение выполненных дома заданий.

-На предыдущем уроке мы с вами разделили царство животных на группы по их строению и внешнему виду.

-Сейчас я вам предлагаю ответить на вопросы, тем самым проверить на сколько хорошо вы запомнили эти группы.

Тест по теме: «Разнообразие животных» (Прилож.1)


1. Как называется наука о животных?
а) ботаника б) зоология в) астрономия


2. Животные, у которых шесть ног называются:

а) насекомые              б) птицы             в) звери


3. К какой группе относится лягушка?

а) класс рыб              б) класс земноводных     

   

4. Животные, тело которых покрыто перьями – это …

а) насекомые              б) птицы              в) звери


5. Какое животное относится к земноводным? 
а)Ящерица б)жаба в)носорог г)сазан 


6. За что пресмыкающиеся получили своё название?

а) за то, что они бегают         б) за то, что они прыгают         в) за то, что они ползают


7. Чем покрыто тело у земноводных?

а) перьями           б) чешуёй             в) шерстью


8. Подчеркни названия животных, которые относятся к пресмыкающимся.
Тритоны, жабы, ящерицы, крокодилы, лягушки, змеи, черепахи.


9. Среди перечисленных животных найди зверей.

А) лиса, белка, заяц

Б) бабочка, муравей, лягушка, черепаха

В) сом, окунь, ласточка


10.Среди перечисленных животных найди птиц.

А) кролик, рысь, волк

Б) стрекоза, пчела, карп

В) курица, соловей, жаворонок, иволга



11.Среди перечисленных животных найди насекомых.

А) медведь, лещ, ёрш

Б) таракан, комар, оса

В) ящерица, змея, черепаха


12. Среди перечисленных животных найди земноводных.

А) жаба, лягушка Б) бобёр, пингвин В) змея, крокодил


13. Среди перечисленных животных найди пресмыкающихся.

А) муравей, таракан, цапля, клёст

Б) жаба, лягушка

В) змея, ящерица, крокодил, черепаха


14. Как называется группа животных, которые вскармливают детёнышей молоком?

а) земноводные б) иглокожие в) звери г) рептилии

-Обменяйтесь с соседом по парте работой и проверьте тест.

-Оцените.( слайд 2)

Нет ошибок-«5»

1-2 ошибки-«4»

3-4ошибки-«3»

Более 4 ошибок- поработать над темой










Работа с тестом

























































Взаимопроверка

Оценивание

3. Актуализация знаний


Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.


-Сегодня мы свами – исследователи и продолжаем открывать тайны животного мира.(слайд 3)

-Вспомним признаки животных.





-Как вы считаете, что необходимо для роста и развития животных?





Дышат, питаются . размножаются,

умирают, растут, двигаются.



питание

4. Мотивация


На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к учебной деятельности, происходит совместное открытие тему урока. Учитель подводит учащихся к осознанию учебной задачи урока.

Постановка учебной задачи

Целеполагание

-Кто догадался, какое исследование мы будем проводить на уроке?(слайд 4)

-Какие задачи поставим?

-Как будем группировать животных?

-Я предлагаю поработать в группах. Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе.

-Давайте вспомним эти правила(слайд 5)

-Кто что ест.

Отвечают на вопросы учителя.


Разбиваются по группам.


Смотрим слайд и читаем правила

-Работаем тихо, дружно

-Говорим по очереди, не перебивая друг друга

-Чётко высказываем своё мнение, уважаем мнение товарища.

5. Исследование в малых группах


На данном этапе организуется исследование:

- учащиеся распределяются по группам;

- выбирают капитана;

- получают задание;

- в коммуникативной форме определяются, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить;

- распределяют обязанности;

- выполняют исследования;

- заполняют карту исследования..

-Каждая группа выбирает себе командира. Он отвечает за дисциплину и распределяет обязанности.

-А я буду вашим помощником.

-Сначала составим план ваших действий(слайд 6 )

1.Прочитать задание.

2.Распределить обязанности.

3.Выполнить задания.

4.Рассказать об исследовании.

-При выполнении заданий используете учебник стр.94-95

-Командиры подойдут и возьмут задания.

Задания для групп

-Собираем разрезную мозаику(это иллюстрация животного и его питания)

Для каждой группы одно животное: медведь, заяц, волк, стриж

-Расскажите чем питается это животное; приведите примеры животных, которые питаются такой же пищей; как называются такие животные по особенностям своего питания;

прочитайте в учебнике рассказ «Цепи питания» и изготовьте модель цепи питания для своей группы животных.

Приготовьте шаблон страницы для Лэпбука.

-Ваше исследование будет оцениваться по таким критериям:

-слаженность и быстрота работы группы;

-аккуратность выполнения по изготовлению моделей цепи питания.

-А теперь приступаем! Когда вы выполните задание, поднимаете руку.


Группы представляют командиров



Составляют план действий



Командиры получают задания для исследования






Учащиеся в группах выполняют задания

6.Обмен информацией, организация фактов

Обсуждение выполненных исследований

-Во время выступления других групп, полученную информацию записываете в таблицу, которая лежит у вас на столах. (Прилож.2)

Заполняете шаблоны Лэпбука и все вместе склеиваем страницы.

Выступление групп

Заполнение таблицы

Склеивание страниц лэпбука

7. Связывание информации, формулирование выводов

На данном этапе происходит обсуждение итогов проведенных исследований.

Итак, сделаем вывод по данному исследованию и посмотрим слайд-шоу(слайд 7-12)

Мы узнали, что животные питаются растениями, насекомыми или другими животными. Значит, живые существа связаны между собой в цепи питания. Первым звеном в цепи питания являются растения, а последним звеном- хищники.

8. Применение


Учащиеся применяют полученные знания при решении конкретного практического задания

Предлагаю задания в ПРТ

стр.43№1

стр.44 №3

Учащиеся выполняют задания

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).


На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.


-Получилось ли у нас с вами ответить на вопрос:

-Как будем группировать животных?

«Договорите фразу»

-Животные по типу питания делятся на ...

Живые существа связаны между собой и растениями...

Цепи питания начинаются с ...

Второе звено цепи питания....

Заканчивается цепь питания...

-Составьте синквейн со словом «животные»(слайд 13)







-Как оцените работу своей группы? Заполните лист самооценки (Прилож.3)




Отвечают на вопросы






Животные

Растительноядные,насекомоядные

Растут,двигаются,питаются

Многочисленное царство

Фуна

Выполняют задания на рефлексию

10. Информация о домашнем задании

Даются разноуровневые задания

-Выполните задание на выбор: (слайд 14)

-изготовить модель цепи питания ,о которой не говорилось на уроке;

-в книге «Зелёные страницы» прочитать рассказ о божьих коровках. Ответь на вопросы: как ты относишься к божьим коровкам? Что можешь сделать для их охраны?


Записывают информацию о домашнем задании













Приложение 1


Тест по теме: «Разнообразие животных»

1. Как называется наука о животных?
а) ботаника б) зоология в) астрономия

2. Животные, у которых шесть ног называются:

а) насекомые              б) птицы             в) звери

3. К какой группе относится лягушка?

а) класс рыб              б) класс земноводных     

4. Животные, тело которых покрыто перьями – это …

а) насекомые              б) птицы              в) звери

5. Какое животное относится к земноводным? 
а)Ящерица б)жаба в)носорог г)сазан 

6. За что пресмыкающиеся получили своё название?

а) за то, что они бегают         б) за то, что они прыгают         в) за то, что они ползают

7. Чем покрыто тело у земноводных?

а) перьями           б) чешуёй             в) шерстью

8. Подчеркни названия животных, которые относятся к пресмыкающимся.
Тритоны, жабы, ящерицы, крокодилы, лягушки, змеи, черепахи.

9. Среди перечисленных животных найди зверей.

А) лиса, белка, заяц

Б) бабочка, муравей, лягушка, черепаха

В) сом, окунь, ласточка

10.Среди перечисленных животных найди птиц.

А) кролик, рысь, волк

Б) стрекоза, пчела, карп

В) курица, соловей, жаворонок, иволга

11.Среди перечисленных животных найди насекомых.

А) медведь, лещ, ёрш

Б) таракан, комар, оса

В) ящерица, змея, черепаха

12. Среди перечисленных животных найди земноводных.

А) жаба, лягушка Б) бобёр, пингвин В) змея, крокодил

13. Среди перечисленных животных найди пресмыкающихся.

А) муравей, таракан, цапля, клёст

Б) жаба, лягушка

В) змея, ящерица, крокодил, черепаха

14. Как называется группа животных, которые вскармливают детёнышей молоком?

а) земноводные б) иглокожие в) звери г) рептилии







































Приложение 2

Названия животных

Их пища

Группа по питанию





















































Приложение 3



Лист самооценки работы группы

Оцени работу своей группы:

Все ли члены группы принимали участие в работе?

А) Да, все работали одинаково;

Б) Нет, работал только один;

В) кто- то работал больше, кто- то меньше других.

Дружно ли вы работали? Были ссоры?

А) Работали дружно, ссор не было;

Б) Работали дружно, спорили, но не ссорились;

В) Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

Тебе нравится результат работы группы?

А) Да, всё получилось хорошо;

Б) Нравится, но можно сделать лучше;

В) Нет, не нравится.

4. Оцени свой вклад в работу группы.

А) Почти всё сделали без меня;

Б) Я сделал очень много, без меня работа бы не получилась;

В) Я принимал участие в обсуждении.













Список литературы :



  1. Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Ч.1/А.А.Плешаков .8-е изд.-М.:Просвещение,2018.-176 с.

  2. Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь . Ч. 1/А.А.Плешаков.-М.:Просвещение,2018.

  3. https://yandex.ru/collections/channel/zhivotnye/