Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
I. Этап мотивации Цель этапа: вовлечение учащихся в постановку цели на уроке, обязательная организация понимания и принятия цели урока учащимися, мотивация ее достижения. Методы: словесный, мотивации учебной деятельности. Форма деятельности: чтение учителем стихотворения. Методические приемы и их содержание: игровой прием. Средства обучения: образные представления. Способы организации деятельности: фронтальный. | Прозвенел для нас звонок, Начинаю я урок. Гости к нам пришли сегодня. К ним сейчас вы повернитесь, Улыбнитесь, поклонитесьтесь, Будем отвечать активно, Хорошо себя вести, Чтобы гости дорогие Захотели вновь прийти. А теперь за парты сели И на доску посмотрели. | Приветствуют гостей. Занимают свои места за партами, проверяют готовность к уроку. | Формирование познавательного интереса (Л.) Умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других(К) Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. (Р) |
II. Актуализация знаний Цель этапа: Воспроизвести знания, умения, навыки, достаточные для построения нового способа действия. Методы: наглядный, словесный, познавательный. Средства обучения: наглядно- дидактический материал. Способы организации деятельности: индивидуальный, фронтальный. | Составление кластера на доске «Животные» (На доске изображения животных: вороны, утки; пчелы, кузнечика; щуки, карася; лисы, зайца) - Кого мы видим на доске? -На какие группы можно разделить данных животных? | -Животных Ворона и утка– птицы, потому что их тело покрыто перьями; Пчела и кузнечик - насекомое, потому что у них 6 ног; Щука и карась –рыбы, потому что их тело покрыто чешуей | Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о различных видах зверей; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.) |
III. Самоопределение к деятельности. Создание проблемных ситуаций и открытие новых знаний. Цель этапа: развивать умение самостоятельно находить новый способ действия. Методы обучения: словесный, мотивации учебной деятельности Форма деятельности: наблюдение, дискуссия. Методические приемы и их содержание: приемы создания проблемной ситуации и ее решения. Средства обучения: наглядно- дидактический материал. Способы организации деятельности: фронтальный. | - К какой группе отнести лишних животных? - Кто догадался и назовет тему урока? - А какую цель мы поставим перед собой? | Ответы детей - Рассказать Муравьишке Вопросику о том, кто такие звери и как их отличить от других групп животных.) | Фиксирование, какого знания недостает для решения задачи (Р,) Умение объяснять процессы, выявленные в ходе наблюдения (П.) Умение самостоятельно формулировать цель, умение проговаривать последовательность действий на уроке (Р.) |
IV. Работа над новым материалом Цель этапа: организовать коммуникативное взаимодействие для определения отличительных особенностей зверей; учить выделять основные признаки млекопитающихся. Методы обучения: словесный, мотивации учебной деятельности Форма деятельности: наблюдение, дискуссия. Методические приемы и их содержание: приемы создания проблемной ситуации и ее решения, частично-поисковый, работа в парах. Средства обучения: наглядно- дидактический материал. Способы организации деятельности: фронтальный, парный. | 1. Работа по учебнику. Знакомство со строением тела зверей. - Муравей Вопросик предлагает нам прочитать вопрос и рассмотреть рисунок. -Чтобы ответить: кто на рисунке зверь, надо установить – кто точно не зверь. -К какой группе относится орел? - К какой группе относится жук? - К какой группе относится щука? -Кто остался? - К какой группе относится мышь? -Чтобы ответить на этот вопрос, надо точно знать признаки зверей. -Итак, начнем наше исследование, познакомимся со строением тела зверей. Но вначале отгадайте загадки Он ходит голову задрав, Не потому, что важный граф, Не потому, что гордый нрав, А потому, что он……..(жираф) - Рассмотрим тело жирафа.(с.38). - Из каких частей состоит тело жирафа? Посреди двора стоит копна: Спереди – вилы, сзади – метла. (Корова) Мордочка усатая, Шубка полосатая, Часто умывается, Но с водой не знается. (Кошка) - Что общего у всех этих животных? - Найдите эти же части тела у кошки и коровы. - Покажите эти части у мышки. - Какой вывод мы сделаем? ВЫВОД: Тело зверей состоит из головы, шеи, туловища, ног, хвоста. -А чем же покрыто тело зверей? - Это тот признак, который является общим для всех зверей. -Рассмотрите кусочки шерсти. Из чего она состоит? - Количество шерсти у них может быть различным, например, у слона ее мало, а у белого медведя ее много. Это зависит от того, в каком месте живет зверь. -Теперь мы знаем отличительный признак зверей. ВЫВОД: Тело зверей покрыто шерстью. (Дополняю схему в кластере) - А на какие две группы можно разделить зверей. - Чем они отличаются? | Читают вопрос и рассматривают рисунок в учебнике. (ВЫСЛУШИВАЮТСЯ РАЗНЫЕ МНЕНИЯ ДЕТЕЙ) -Орел –птица, …………… -Жук –насекомое,………… -Щука- рыба,………….. - Мышь (Дети отгадывают, учитель вывешивает картинки.) (Стихотворение о жирафе читает Рита) Дети отгадывают загадки. Ответы детей. Показывают части тела на рисунках. -Мышка- это зверь, потому что у неё есть голова, шея, туловище, хвост, ноги. -Тело покрыто шерстью. Рассматривают кусочки. Дают ответы. - Домашние и дикие. (Ответы детей) | Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации. Познавательные: Логические: определение критериев для сравнения. Коммуникативные: взаимодействие с партнером, постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные: саморегуляция, способность к волевому усилию. |
V. Динамическая пауза Цель этапа : отдохнуть, восстановить силы. Методы обучения: метод фронтальной организации учащихся. Форма деятельности: учитель называет действия, учащиеся выполняют. Методические приемы и их содержание: игровой прием здоровьесбережения учащихся. Способы организации деятельности: фронтальный | Жарким днем лесной тропой Звери шли на водопой. За мамой-лосихой топал лосенок, За мамой-лисицей крался лисенок, За мамой-ежихой катился ежонок,. За мамой-медведицей шел медвежонок, За мамою-белкой скакали бельчата, За мамой-зайчихой — косые зайчата, Волчица вела за собою волчат. Все мамы и дети напиться хотят. | Дети идут по кругу друг за другом. Идут, громко топая. Идут крадучись. Передвигаются в глубоком приседе. Идут вперевалку. Скачут на носочках, согнув руки перед грудью. Скачут, сделав «ушки» из ладоней. Идут на четвереньках. Останавливаются. | |
VI. Первичное закрепление Цель этапа: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону. Методы обучения: работа с учебником. Форма деятельности: наблюдение, работа в парах, дискуссия. Методические приемы и их содержание: приемы работы у доски, в группах. Средства обучения: мультимедийная презентация. Способы организации деятельности: фронтальный, индивидуальный, парный. | - А что изображено на фотографиях внизу справа на с. 38? - Какую новую информацию о зверях вы узнали по фотографии? - На древнеславянском языке молоко звучит как МЛЕКО, поэтому второе название зверей – млекопитающие. -Объясните это название. 1) Работа по учебнику. Работа в парах. – Муравьишка Вопросик решил пойти в лес. Давайте напомним Муравьишке о правилах поведения в лесу. - Захотел он познакомиться с дикими зверями, а они спрятались от него. Помогите их найти. (Развитие внимания) Надо найти и раскрасить зверей. -Каких животных вы смогли найти на этом рисунке? 2) Рассказы учеников о зверях. – К какой группе мы отнесем этих животных? Почему? | -Собака кормит щенят молоком. -Звери выкармливают детенышей молоком. Ответы детей. Называют правила. Самостоятельное выполнение работы. -Белку, лося, медведя и зайца. Сообщения детей (Коля, Тамерлан, Варя, Ева) Лось очень крупное животное. Самца легко узнать по огромным ветвистым рогам, которые отсутствуют у самок. Лоси любят полакомиться молодыми ивами, сочными осинами и берёзами. Они щиплют траву, а также едят папоротники, грибы и другие растения. Лоси много времени проводят у водоёмов. Они хорошо плавают. Медведи – отличные охотники, но часто питаются и лесными ягодами, корнями, фруктами, выкапывают жуков и личинок, ловят лягушек и рыбу. Медведь большой любитель мёда: даже укусов пчелиных не боится, лишь бы полакомиться. Осенью зверь заботится о надёжном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Уж очень велик зверь, зимой трудно ему прокормиться, трудно и двигаться по глубокому снегу. Зайцы два раза в год меняют свою шубку. Осенью у него вместо серой шубки вырастает снежно-белая. Словно надел зайчик шапку невидимку, только кончики ушей чёрные да нос. Так заяц сливается с белым снегом и скрывается от врагов. Белки зимой и летом живут в лесах, где есть для них корм: шишки, орехи, желуди, ягоды; поедают они и насекомых. Летом они запасают на зиму корм, сушат грибы, выбирают спелые орехи. Всё это прячут они во мху или в дуплах. Летом белки носят лёгкую рыжую шубку, поздней осенью рыжая шубка становится серой, густой и тёплой. Ответы детей. | Умение строить монологическое высказывание (К.) Умение вести диалог на основе равноправных отношений (Л.) Познавательные: Ориентироваться в учебнике. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Коммуникативные УУД - умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться. Познавательные УУД - поиск, отбор и структурирование необходимой информации, моделирование изучаемого содержания Коммуникативные: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. |
VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону «Для любознательных» | 1.Знакомство с особенностями строения некоторых животных. -Читая книги, энциклопедии о природе, вы можете больше узнать о животных. (Выставка книг) -Есть очень интересные животные, которые являются зверями, но имеют необычное для этой группы строение тела. О них нам расскажут ребята (Жасмина, Адия, Мирослава). - Обратите внимание на передние лапы крота. – Что особенного в его передних лапах? Почему? – Что необычного в строении летучей мыши? – Что необычного в строении его тела? ВЫВОД: существует связь между строением тела и образом жизни животного. 2. Составление синквейна | Сообщения детей Крот Длина крота 12-15см. мех бархатистый, крошечные глаза, прекрасное обоняние. Лапы крота превратились в лопатки. У крота под землёй есть и спальня, и длинные коридоры, где он охотится. Крот роет ходы очень быстро. Он выкапывает особые ходы к воде, лужам и ручьям. На зиму кроты уходят вглубь, где земля не промерзает. -Передние лапы больше. Крот роет подземные ходы, для этого ему нужны такие лапы. Летучая мышь Летучие мыши – единственные летающие животные в группе зверей. Они питаются насекомыми. Живут в щелях домов, дуплах, расщелинах скал и пещерах. Летучие мыши охотятся ночью или в сумерки. Днём они спят, прицепившись к ветке или скале вниз головой. -У неё вместо лап крылья. Кит В группе зверей кит – самое большое животное. С помощью плавников кит плавает. Тело его скользит в воде. У кита нет шерсти, но у него есть несколько одиночных волосков на голове. Они очень чувствительны и помогают найти киту пищу. Длина самого большого кита более 20м, а вес более 100т. киты не чувствуют запахов и зрение у них слабое, но у них отличный слух, они слышат звуки, которые люди только с помощью приборов могут услышать. Китиха очень заботливая мама. Она защищает малыша, прижав его к себе плавником. За день китёнок выпивает 160 литров материнского молока, и каждый час прибавляет в весе на 2 кг. Дети составляют синквейн в тетрадях и на доске. | Познавательные УУД - поиск, отбор и структурирование необходимой информации, моделирование изучаемого содержания Коммуникативные: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Коммуникативные: Умение слушать и понимать партнера. Познавательные: Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. |
VIII. Итог урока. Рефлексия. Цель этапа :Совместно с детьми соотнести запланированные и достигнутые результаты Методы обучения: словесный. Форма деятельности: учитель задает вопросы, учащиеся отвечают. Методические приемы и их содержание: работа в парах, прием устной рефлексии. Средства обучения Способы организации деятельности: фронтальный, индивидуальный. | Тест. 1. Найди зверя. Лебедь, белка, бабочка. 2. Найди лишнее. Песец, олень, окунь. 3. Найди отличительный признак зверя. Перья, чешуя, шерсть - Что вы можете рассказать Муравьишке о зверях? -Чем отличаются они от других животных? - Что каждый из нас делал сегодня на занятиях? - Как оцениваете свои результаты? - Чего удалось достигнуть? - Что каждый понял, чему научился? | Взаимопроверка Выслушиваются ответы детей Оценивают свои работу на уроке. | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала |
Рекомендации учителя о возможности получения новых знаний. | - Если есть желание узнать о мире зверей больше и поделиться своими знаниями с другими, то предлагаю выбрать себе роль любого млекопитающего и рассказать о нем от его лица, используя материал энциклопедий о животных и план-подсказку в тетради (с.30). | |