Допускаю________________
Оценка за урок: _____________
План-конспект
урока окружающего мира
в _3б__классе
____17.10.2017____
дата
Консультация учителя________________
План-конспект урока по программе: УМК «Школа России» Плешаков А.А.
Окружающий мир: Учебник: 3 класс, 1 ч., рабочая тетрадь №1
Школа: г. Черняховск, МАОУ СОШ №6
Студентка-практикантка: Рубанова Лилия Евгеньевна, СПО-31 шк.
Организационно-деятельностный компонент:
Дата:17.10.2017
Время:17:05-17:45
Место: МАОУ СОШ № 6 класс № 1
Класс: 3б
Целевой компонент урока:
Тема: «Разнообразие веществ»
Тип урока: комбинированный
Цель: создание благоприятных условий для ознакомления детей, с разнообразием веществ, их характеристиками и свойствами.
Задачи:
Образовательные: : научить сравнивать и классифицировать вещества по основным признакам, расширять кругозор учащихся, дать представления о многообразии веществ в окружающем мире.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к продуктам питания, аккуратности в быту, знание их характеристик и свойств.
Развивающие: развивать умения работать со схемами и таблицами, развивать наблюдательность, познавательный интерес к материалу, память.
Здоровье сберегающие: соблюдение гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминуток.
Планируемые результаты:
Личностные: формировать действия смыслообразования и самоопределения, развитие мотивов учебной деятельности, формирование адекватной, позитивной самооценки и само приятия, проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире.
Метапредметные:
Познавательные: формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, проблему урока, выполнять действия по алгоритму, логически рассуждать и доказывать, моделировать, сформировать представление о деятельности исследователя; развивать умение использовать информацию.
Регулятивные: формировать умение выполнять и контролировать свои действия по заданному образцу или правилу, оценивать свою деятельность, давать оценочную характеристику деятельности других, ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, усвоено учащимися и того, что еще неизвестно.
Коммуникативные: развитие речи, умения работать в паре, слушать собеседника и вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем.
Предметные: учащиеся научатся различать вещества, их свойства, характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты; различать сахар, соль, крахмал по их характерным признакам; описывать изученные вещества, доказывать предположения, делать выводы.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Основные образовательные ресурсы: проектор, презентация, раздаточный материал (цветные карандаши, карточки с телами, карточки с заданиями, листы с тестом) практическая работа (картофель, яблоки, печенье).
Содержательный компонент урока:
Ход урока:
I. Организация начала урока.
1) Приветствие.
У.:- Здравствуйте, дети! Меня зовут Лилия Евгеньевна, и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Садитесь.
2) Проверка готовности к уроку.
У.:- Посмотрите, все ли у вас готово к уроку: учебник, дневник, рабочая тетрадь, пенал с цветными карандашами.
3) Мотивация к обучению и познанию.
Слайд №1
У.:- Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
II. Актуализация умений и знаний.
1. Индивидуальное задания.
(Раздаются учащимся карточки с заданиями.)
У.: - Подчеркните красным карандашом твердые вещества, синим - жидкие, зеленым - газообразные.
Углекислый газ, соль, железо, медь, туман, серебро, молоко, вода.
(После выполнения задания проводится взаимопроверка)
Слайд №2
У.: - На слайде написано определение, что такое тело, и на какие составы они делятся (искусственные и природные), я буду показывать вам карточки с телами, ваша задача, назвать к какой группе они относятся.
(Показ карточек с телами.)
У.: - Вы знаете, какая наука занимается изучением веществ?
О.: - Нет. (Да)
У.: - Тогда на этот вопрос, мы узнаем ответ в ходе урока.
III. Открытие новой темы. Целеполагание .
1. Введение в тему. Целеполагание.
У.: - Чтобы узнать тему нашего урока, нам предстоит разгадать кроссворд. Я буду загадывать вам загадку, а ваша задача отгадать. Кто знает ответ, поднимает руку, и говорит ответ, если он правильный на слайде появится это слово.
1. Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. (Дерево.)
2. На Земле он всех сильнее,
Потому что всех умнее. (Человек.)
3. У нее во рту пила,
Под водой она жила,
Всех пугала, всех глотала,
А теперь в котел попала. (Щука.)
4. Что это за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат!
А порой такой красивый,
Кружевной и синий-синий. (Небо.)
5. Белый снег во рту тает. (Сахар.)
6. Летит орлица по синему небу, крылья распластала. (Туча.)
7. Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает. (Воробей.)
8. Над домами у дорожки
Висит кусок лепешки. (Луна.)
Слайд №3 (кроссворд на слайде)
1. | д | е | р | е | в | о | | | | | |
| | | 2. | ч | е | л | о | в | е | к | |
| | | | 3. | щ | у | к | а | | | |
| | | 4. | н | е | б | о | | | | |
| | | | 5. | с | а | х | а | р | | |
| | | | 6. | т | у | ч | а | | | |
| | | | 7. | в | о | р | о | б | е | й |
| 8. | л | у | н | а | | | | | | |
У.: - Какое слово получилось, в выделенной строке кроссворда?
О.: - Вещества.
У.: - Молодцы! Тема нашего урока «Разнообразие веществ».
Слайд №4
У.: - Сейчас определим его цель. С помощью слов написанных на доске, мы должны поставить цель нашего урока:
(Мы узнаем о …., будем рассуждать о, их ….)
О: - Мы узнаем, о разнообразие веществ, будем рассуждать о, их свойствах.
У.: - Правильно! Какие вещества окружают нас в жизни?
О.: - Разные.
У.: - Всё ли мы знаем о веществах?
О.: - Нет.
У.: - Что бы вы хотели узнать о них?
О.: - Узнать их свойства.
У.: - Сегодня на уроке мы будем говорить о веществах, научимся их описывать, узнаем, какие вещества опасны для человека и получим ответы на некоторые свои вопросы.
2. Лекция с элементами беседы.
У.: - Первое вещество, которое мы сегодня рассмотрим, - поваренная соль. Кто-нибудь знает о поваренной соли?
Слайд №5
О.: - Поваренная соль - это одна из минеральных солей, встречающихся в природе.
У.: - Правильно! Некоторые из них люди добывают и используют как удобрение для растений. Самое важное для человека свойство поваренной соли - то, что она соленая на вкус. Поэтому ее используют для подсаливания пищи.
У.: - Вы знаете, где можно встреть соль еще?
О.: - Воде.
Слайд № 6
У.: - Да. Много ее содержится в морской воде, а также в воде соленых озер. Есть она и в почве, и в телах живых организмов.
У.: - Следующее вещество, которое мы рассмотрим - это сахар.
Слайд №7
У.: - Что вы знаете о сахаре? Назовите его главное свойство.
О.: - Сладкий вкус.
У.: - В Индии детишки сегодня, как и много лет назад, любят сосать сахарный тростник. Его стебель на редкость сладкий и для лакомок все равно, что наши леденцы.
Слайд №8
Правда, у нас сахар варят не из сахарного тростника, который в наших краях не растет, а из сахарной свеклы.
У.: - Кто из вас знает, как выглядит сахарная свекла?
О.: - Как обычная свекла.
Слайд №9
У.: - Вы почти сказали верно, только это свекла: не красная, а белая и очень сладкая. Наши прапрадедушки, бывало, нарежут ее дольками и с ней чай пьют. Как мы - с белыми кусочками сахара.
У.: - Как вы считаете, где продавался раньше сахар?
О.: - В лавке.
У.: - Раньше сахар продавали не в лавке, а в аптеке, вместе редкими снадобьями. Его и принимали только как лекарство: очень дорого стоил. Чтобы было много тростникового сахара, надо много тростника. Недаром же наши друзья-кубинцы высаживают у себя на острове целые тростниковые рощи. Ну и чтобы было много свекольного сахара, надо много сахарной свеклы.
У.: -Правильно! И еще одним веществом, про которое вам расскажу я, будет крахмал.
Слайд №10
У.: - Кто-нибудь знает, что такое крахмал?
О.: - Крахмал это белый порошок, который содержится во многих продуктах растительного происхождения.
У.: - Правильно! Его еще обычно используют, когда варят кисель. Это одно из важнейших питательных веществ, необходимых человеку. И сегодня мы с вами проведем одну работу, о которой вы скоро узнаете.
IV. Физминутка.
Лебеди летят,
(Ходьба на месте с подниманием рук через стороны вверх и вниз)
Крыльями шумят,
(Наклон вперед, прогнувшись, руки в стороны)
Прогнулись над водой,
Качают головой,
(Повороты головы)
Прямо и гордо
Умеют держаться.
(Выпрямиться, руки за спину-проверить осанку, пауза 3-4 с.)
И очень бесшумно
(Руки вниз-потянуться вверх)
3. Работа по учебнику: стр. 43-44.
У.: - Прочитайте в учебнике текст на стр. 43- 44.
У.: - Как называется большая группа веществ, встречающихся на кухне?
О.: - Кислоты.
У.: - В каких продуктах, и какие содержатся кислоты?
Слайд №11
О.: - В лимоне – лимонная кислота, в яблоке – яблочная кислота, в листьях щавеля – щавелевая кислота, в прокисшем молоке – молочная кислота.
У.: - Назовите главное свойство кислот.
О.: - Кислый вкус.
У.: - Какие кислоты вы знаете?
У.: - Любую ли кислоту можно пробовать на вкус?
О.: - Нет.
У.: - Почему этого нельзя делать?
О.: - Кислоты едкие. Они разъедают кожу человека, ткани, древесину.
У.: - Правильно! Неизвестное вещество или даже то, которое вы знаете, не следует пробовать на вкус, так как оно может оказаться ядовитым.
У.: - Как образуются кислотные дожди? Вы знаете?
О.: - Нет.
Слайд №12
У.: - Основной причиной возникновения кислотных дождей является - загрязнение воздуха различными вредными газами, и одним из их источников является автомобиль. Выделяющиеся при сгорании топлива химические вещества на большой высоте, но влажном воздухе превращаются в кислоты.
У.: - Как вы думаете, выделение таких кислот опасно?
О.: - Да.
У.: - Верно! Это опасные вещества, которые находятся в облаках и тучах, переносятся ветром на тысячи километров и выпадают в виде кислотных дождей. Огромный вред приносят они лесам, паркам, садам. В разгар лета у растений вдруг желтеют и опадают листья. Побеги становятся хрупкими, словно стекло, ломаются, отмирая, до половины корней, разъедает металлы, краски, башен, антенн и даже узлы самолетов.
4. Работа в тетради: стр.16 №1 -№ 2.
У.: - Откройте рабочие тетради на стр. 23 упражнение № 1. Прочитайте задание. Найдите в учебнике часть текста, где говорится о науке изучающей вещества.
У.: - Откройте рабочие тетради на стр. 23 упражнение № 2. Прочитайте задание. В выполнении этого задания вам поможет учебник, откройте его на странице стр. 42. второй абзац текста.
Слайд №
О.: - Сахарный тросик, сахарная свекла, глюкоза.…
У.: - Сейчас откройте рабочую тетрадь на странице 24, упражнение № 5. Прочитайте задание.
(Обучающиеся читают)
У.: - Цель этой практической работы: научится определять, содержится ли в крахмал в продуктах.
(На парту раздается кусочек картофеля, яблока и половинка печенья.)
У.: - У вас на партах лежат продукты, ваша задача следить за реакцией каждого продукта после того как я, капну ею на продукт, в котором содержится крахмал, настойка йода поменяет цвет на, сине-фиолетовый, следите внимательно и записывайте в таблицу результат.
V. Закрепление изученного материала.
У.: - Молодцы! Вы хорошо поработали. Сейчас я вам раздам листы с самостоятельную работу, и за короткий отрезок времени, вы должны будете выбрать правильный ответ. Учебниками можно пользоваться.
( Раздаются листы с тестом.)
У.: - Подпишите листочки каждый напротив графы с именем и фамилией.
1. При приготовлении супа используют:
а) глюкозу
б) соду
в) соль
г) крахмал
2. Как называется виноградный сахар?
а) соль
б) крахмал
в) сода
г) глюкоза
3. Какое вещество на кухне может быть опасно?
а) сахар
б) крахмал
в) сода
г) уксус
4.Как называется наука, изучающая вещества?
а) биология
б) математика
в) химия
г) экология
5.Какое вещество может быть лимонным, яблочным, уксусным?
а) соль
б) крахмал
в) кислота
г) лимонад
6.Какие дожди вредны растениям?
а) грибные
б) грозовые
в) косые
г) кислотные
Слайд №14 (На слайде показана таблица с ответами.)
У.: - Теперь обменяйтесь с соседом по парте листами. И сейчас мы с вами узнаем, кто и как усвоил сегодняшний материал.
Слайд №15 (Критерии оценивания.)
У.: - Поднимите зеленые карандаши у кого пять, желтые у кого четыре, и синий у кого три.
У.: - Сейчас мы с вами будем играть. Правила игры такие: когда я буду называть вещество, вы хлопаете в ладоши (один раз), но если то, что я назвала не вещество, вы не хлопаете в ладоши. Будьте внимательны, я буду говорить быстро.
Глюкоза, парта, туман, вода, крахмал, туча, сахар, стул, соль, линейка, яблочная кислота, щавель.
VI. Итог урока. Рефлексия.
У.: - Вы молодцы! Очень активно сегодня поработали! Подведем итог нашего урока. Продолжи фразу.
У.: - И возвращаясь к вопросу, поставленному в начале урока. Какая наука изучает вещества?
О.: - Химия.
Слайд №16 (На слайде появляются слова.)
У - узнали, о …
Р - рассуждали о чём…
О - объясняли, что…
К – как мы сегодня работали?
О.: - Узнали о веществах, узнали их происхождении, что есть сахарная свекла, что кислотные дожди вредят природе и здоровью человека.
О.: - Рассуждали о том, что есть опасные кислоты, которые нельзя употреблять.
О.: - Хорошо, увлекательно…
У.: - Достигли мы цели, которую ставили в начали урока?
О.: - Да.
У.: - Мне очень понравилось, как вы работали сегодня на уроке. Все молодцы, были внимательны и усердно работали. Я надеюсь, что вам понравился урок?
Д.: - Да.
У.: - Я с удовольствием поставлю вам высокие оценки за работу на уроке – (имена детей, которые хорошо работа на уроки).
У.: - Спасибо за урок! Вы можете быть свободны. После того как запишете домашнее задание.
Домашняя работа
Слайд №17
Учебник: прочитать текст на стр. 41—45, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на стр. 45.