ΙI. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. III. Совместное открытие знаний. ΙV. Самостоятельное применение знаний. V.Рефлексия. | – Откройте, пожалуйста, конверт №1, посмотрите, что в нём находится? (пластмассовые солдатики). - Можем ли мы назвать солдатиков предметами окружающего мира? - Какое общее понятие существует для окружающих нас предметов? –Скажите, а может ли ваш солдатик быть героем сказки Г.Х. Андерсена? Почему? - Так чем же отличается сказочный солдатик от ваших? - Какое понятие существует в предмете окружающего мира, слово синоним? - Давайте обратимся к 1 части сказки Андерсена, в которой он называет множество различных тел, а у некоторых указывается даже вещество, из которого они состоят. Найдите примеры таких связей и занесите данные в таблицу. - Каждая группа озвучивает свой результат, остальные внимательно слушают и корректируют свои записи по необходимости. - Итак, мы установили связь между телом и веществом:  ТЕЛО ВЕЩЕСТВО ? - Кто может определить тему урока? -Какую цель мы можем перед собой поставить? -Сейчас вы поработаете с картой самооценки: оцените свои умения. Закрась кружок синим цветом – очень хорошо, жёлтым – хорошо, красным – не очень хорошо. - Как вы думаете, где мы можем найти ответ на данный вопрос? (в учебнике, спросить у взрослых, в энциклопедии, в интернете). - У каждой группы есть конкретное задание по источнику информации. На работу вам даётся 3 минуты. - Итак, каждая группа поработала и готова дать ответ. -В зависимости от того, как частицы соединяются и на каком расстоянии друг от друга находятся, образуются разные вещества: твердые, жидкие, газообразные. - Давайте попробуем определить, на каком расстоянии находятся частицы в твердых веществах. - Возьмите карандаш и попробуйте разъединить его. Получилось? - Даже если придется сломать карандаш, нужно приложить силу, порой немалую. Значит, пока не сломаем предмет – кубик останется кубиком, карандаш – карандашом. Твердое тело сохраняет свою форму. - Какой вывод можем сделать? -А теперь тоже самое проделаем с водой.
-Удалось разъединить частицы воды?
- Какой вывод можем сделать? - А вот в газообразных веществах частицы находятся далеко друг от друга. Между ними нет никакого сцепления. Частицы при малейшей возможности разлетаются кто – куда… - А сейчас мы проведём физкультминутку.
- Ребята, вы хорошо запомнили, как расположены частицы в разных веществах? На слайде изображены схемы, определите, какие состояния вещества изобразил художник. -Каким предметам соответствует данные схемы? - На карточках изображено превращение воды из одного состояния в другое. Объясните, каким образом, при каких условиях оно происходит.
- А в сказке есть пример переход одного и того же вещества в разные состояния? У вас есть опорная схема, которая поможет вам справиться с заданием. Ложка (нагревание) – олово (охлаждение) солдатики (нагревание) – олово (охлаждение) сердечко - Вернёмся к таблице, у нас остался незаполненным последний столбик, как вы думаете, как его озаглавим? - Какие данные мы должны занести в таблицу? - Что объединяет все тела в данной таблице? (находятся в твёрдом состоянии). - Приведите примеры тел, находящихся в других состояниях. - Как вы думаете, ответили ли мы на вопрос, который поставили в самом начале урока: - из чего состоит вещество? -На какой ещё вопрос мы ответили в ходе урока? (о состоянии вещества) - Как располагаются частицы в зависимости то состояния вещества? - Сейчас мы с вами поиграем в игру, мы все превращаемся с вами в частицы, группы №1,2,3 показывают вещество в том состоянии, которое я вам назову, а все остальные – определяют это состояние. - А теперь мы вернёмся к карте самооценки. Ещё раз оцените свои умения. -Какую новую информацию сегодня вы узнали? -Оцените свою работу в группе: квадрат синим цветом – очень хорошо, жёлтым – хорошо, красным – не очень хорошо. | Фронтальная беседа
Приводят примеры тел и веществ. Обсуждают в группе примеры связей и презентуют результат. Сравнивают свои ответы с ответами одноклассников, вносят корректировки
Определяют тему урока
Работают с картой самооценки
Работа в группах. Извлекают информацию из учебника и дополнительных источников.
Практическая работа
Исследуют свойства веществ
Делают вывод Исследуют свойства веществ
Делают вывод
Исследуют свойства веществ
Работа в карточках Анализируют схему, устанавливают условия превращения.
Анализируют схему,
Заполняют таблицу
Приводят примеры тел в жидком и газообразном состоянии
Ролевая игра «Частицы»
Отвечают на вопросы, опираясь на полученные знания
Оценивают работу в группе
| Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться в учебнике. 7. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрации. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в группах. Личностные результаты 1. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |