Урок окружающего мира 3 класс
УМК «Перспектива»
Тема урока: Озеро Байкал
Цель: ознакомление с природным объектом Всемирного наследия озером Байкал.
Задачи урока:
- образовательные: определить особенности географического положения, особенности вод, природного и животного мира озера; выявить закономерности взаимосвязей компонентов природы на примере Байкала;
- развивающие: формировать умение работать с различными источниками информации, умение выделять главное, систематизировать материал, умение видеть причинно-следственные связи; умение работать в группах;
- воспитательные: вырабатывать самостоятельность в пополнении знаний, воспитание патриотизма (через воспитание любви к природе), экологического сознания, интереса к предмету.
Тип урока: урок-исследование.
Форма урока: путешествие с исследованием.
Технологии, используемые на уроке: исследовательская, развивающая, образовательная, здоровьесберегающая.
Предполагаемые результаты обучения (УУД по ФГОС):
Предметные:
- знать местонахождение озера Байкал;
-показывать его на карте;
- перечислять особенности озера Байкал как объекта Всемирного природного наследия.
Метапредметные:
- рассказывать об уникальных особенностях озера Байкал, флоре, фауне и особых экологических проблемах;
Личностные:
- понимать значение озера Байкал как уникального природного явления не только России, но и мира;
- проявлять интерес к ландшафту, флоре и фауне озера, к его экологическим проблемам, к знакомству с ним на основе книг, альбомов, циклов теле и радиопередач, с помощью Интернета и других электронных носителей информации.
Ход урока:
I Организационный момент. Создание психологического комфорта
Учитель:
- Здравствуйте ребята! Начинаем наш с вами урок.
-Что обозначает этот знак? Знаком ли он вам? (Всемирного наследия)
-Как называется тема раздела над которой мы работаем?
-О чем мы говорили на прошлом уроке? (о Кремле).
Сегодня мы продолжим знакомство с объектами Всемирного наследия и отправимся в далекую Сибирь. А вот куда, узнаем отгадав загадку:
Древен род его в природе,
Кличут озером в народе,
Волны моря плещут в нем -
Как его мы назовем?
Да, ребята, именно так звучит наша тема. Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? Чему должны будем научится, что узнать, что понять? (Ответы)
Что вам известно о Байкале? Запишите свои сведения в таблицу в колонку
И так ка мы на прошлом уроке проходили тему «Кремль», то сегодня весь наш класс будет Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Мы разделились на 5 групп:
- Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет)
Каков климат Прибайкалья? Назовите климатический пояс, тип климата, средние температуры воздуха зимой и летом. Какие местные ветры возникают на озере? В чем их различие (баргузин, верховик, сарма, култук)?
- Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор)
В чем уникальность фауны озера Байкал? Какую роль играет планктон озера? Чем уникальна рыбка голомянка? Назовите представителей фауны озера? Какие животные имеют промысловое значение? Что такое эндемики? Назовите эндемиков Байкала. Каков тип растительности Прибайкалья? В чем значение озера для человека и для природы?
-Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы)
В чем уникальность воды Байкала? Прозрачность воды. Химический состав воды. Реки, впадающие в озеро. Реки, вытекающие из озера. Ледовый режим, температуры воды Движение воды.
-Федеральное агентство по геодезии и картографии (Роскарта)
Определить возраст котловины озера Байкал. Какие очертания имеет озеро и почему? Почему озеро является самым глубоким? Каков характер берегов озера? Какими породами сложены берега? Какие острова находятся в озере?
- Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз)
Какие экологические проблемы возникли и требуют срочного решения? В чем причины изменения природы озера Байкал? Каковы пути решения проблем Байкала? Байкал – объект Всемирного наследия.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (видео Байкала)
На Байкале красота (руки вперёд)
Посмотри туда (руки к плечам)
Посмотри сюда(вправо)
Наклонились вниз к ногам (руки на пояс, наклон вперёд)
Потянулись к небесам (руки вверх)
Над Байкалом чайки кружат
Полетим за ними дружно (руки на пояс)
Брызги пены, шум прибоя (ходьба на месте)
Над Байкалом мы с тобою!
Дети защищают свои исследования (остальные фиксируют всё в рабочий лист ученика)
Что обозначают эти цифры?
А/ 40 м. 1. Длина озера Байкал.
Б/ 1637 м. 2. Степень прозрачности Байкала.
В/ 15-20 млн.лет 3. Возраст Байкала.
Г/ 332 4. Глубина озера.
5. Время для полной смены воды
Д/ 650 км 6. Столько % всех пресных вод содержится в Байкале.
Проверьте правильность своих ответов. Оцените работу.
0 ош – 5; 1ош – 4; 2-3 ош – 3; 4-5 ош – 2.
Рефлексия
Все ли ваши вопросы раскрыты?
Что нового вы узнали об озере?
Заполните эту информацию в третьей колонке таблицы.
Ребята, мы живем в уникальном уголке нашей планеты, где находится объект мирового значения – озеро Байкал. Каждый из нас по-своему видит Байкал, любит его, гордится им. Именно от нас, людей, зависит его будущее, его первозданность, его чистота.