- словесные: беседа, чтение текста.
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. | Мотивирование к учебной деятельности | - Добрый день, меня зовут Елена Сергеевна, и сегодня на уроке окружающего мира мы будем работать вместе в группах. Вспомним правила работы в группе. Распределите роли в группе. | Называют правила работы в группе. Распределяютроли в группе. |
2. | Актуализация и фиксирование затруднения | -Что обозначает этот знак? Знаком ли он вам? (Всемирное наследие.) - Откроем учебник на странице 92 и узнаем, что включено в Список Всемирного наследия. - Всемирное наследие – это самые выдающиеся достопримечательности природы и культуры разных стран, подлежащие обязательной охране. - Россия представлена в Списке Всемирного наследия 17 культурными и 11 природными объектами. - В настоящее время статус объекта Всемирного природного наследия в России имеют: Девственные леса Коми. Озеро Байкал. Вулканы Камчатки. Золотые горы Алтая. Западный Кавказ. Центральный Сихотэ-Алинь. Убсунурская котловина. Остров Врангеля. Плато Путорана. Ленские столбы. Ландшафты Даурии. | Находят информацию в учебнике. |
3. | Выявление места и причины затруднения | - Об одном из этих Всемирных наследий мы сегодня узнаем немало интересных фактов. Определите о каком. - Это уникальное озеро. Оно древнее. Оно самое глубокое. В нём самая чистая вода. Впадает в него 300 рек, а вытекает одна Ангара. На озере есть растения и животные, которые больше нигде в мире не встречаются. - Назовите тему урока (Озеро Байкал). - Какую цель перед собой поставим? (Познакомить с природным объектом Всемирного наследия озером Байкал.) | Определяют тему и цель урока. |
4. | Построение проекта выхода из затруднения | - Чтобы стать участником викторины «Байкал – жемчужина Сибири», вам надо заполнить информационную карту. Где мы можем получить информацию об озере Байкал? (Интернет, учебник, учитель). - Откроем учебник на страницах 100-101и приступим к работе. | Работа по учебнику. Работают в группах. |
5. | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | - Поделитесь новыми знаниями с одноклассниками. | Участвуют в викторине. |
6. | Физкультминутка | На Байкале красота (руки вперёд), Посмотри туда (поворот вправо), Посмотри сюда (поворот влево). Наклонись к ногам (наклон вперёд), Потянулись к небесам (руки вверх). Над Байкалом чайки кружат. Полетим за ними дружно (махи руками)! Брызги пены, шум прибоя Над Байкалом мы с тобою! Тихо сели на песок… И продолжили урок. | Делают зарядку. |
7. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | - В 2008 году озеро Байкал названо одним из семи чудес России. Ему около 25 миллионов лет. Почему сегодня оно в опасности? - Ответить на этот вопрос мы сегодня пригласили эколога Екатерину Станиславовну. - Здравствуйте, экологи давно забили тревогу. Ведь Байкал не только уникальное природное явление России, но и мощный хозяйственный комплекс. Отрицательное влияние на него оказали сооружение Иркутской ГЭС, работа Селенгинского картонного комбината, различных промышленных предприятий в Улан-Удэ и Иркутске. - Какие экологические проблемы Байкала можете назвать вы? (Браконьерство, мусор, загрязнение воды, пожары.) - Найдём пути решения этих экологических проблем. Сделаем вывод (Только разумное, основанное на современных технологиях, освоение природных ресурсов Байкала поможет и получить экономические выгоды, и сохранить эту природную святыню для наших потомков.) | Составляют «Фишбоун». |
8. | Включение в систему знаний | - Распределите карточки с экологическими советами на игровом поле таким образом, чтобы по ходу игры “спасти” озеро Байкал от загрязнения. - Теперь мы с вами знаем, как с помощью простых действий помогать сохранять воду. -Соберем книжку-памятку об озере Байкал. | Играют в настольную игру «Сохраним Байкал вместе». |
9. | Рефлексия учебной деятельности | - Наш урок подошёл к концу и мне интересно узнать ваше мнение: Мне было интересно… Мне было трудно… Мне захотелось… - Закончить наш урок я хочу словами Михаила Пришвина: «…мы хозяева природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранять, - их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - это, значит, охранять Родину.» | Анализируют проделанную работу. |
Ласкина Л.Д., Николаева Н.В., Варламова С.И. Экологическое образование младших школьников: рекомендации, конспекты уроков, занимательные материалы. – Волгоград: Учитель. 2012.
Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2012.
Ситникова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 3 класс. – М.:ВАКО, 2014.