I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цель: Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | | Начнем с повторения. 1. Фронтальный опрос. – Чем чертеж предмета отличается от рисунка? – Что необходимо сделать, чтобы начертить план предмета? – Когда пользуются масштабом? - Какие бывают виды масштаба ? - Что такое линейный? Именованный ? – Что означает масштаб 1:100? Как его можно записать иначе? – Какими старинными мерами длины пользовались в России? (Изображены на слайде. Картинки мер дети называют) | | Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД). |
II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин) Цели: Формулирование темы урока учащимися; | Организует формулирование темы урока учащимися Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися | Создание проблемы – Рассмотрите рисунок. Какую информацию он передает? – Это картинный план местности, на нем нет точных размеров и расстояний. Картинный план дает образное представление о местности, которая изображена на нем. – Опишите эту местность. - Какое расстояние между предметами? Мы можем ответить на этот вопрос ? Почему? – Соблюдается ли здесь масштаб? (Нет.) - Что такое план предмета? А местности? - Как вы думаете, чтобы составить план местности, существуют ли какие – нибудь правила? - Какое ваше мнение? - Сформулируйте тему нашего урока. Какую цель поставим? - Что вам хотелось бы узнать? ( узнать что такое план местности и как обозначаются предметы на нем ) | С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). |
III. «Открытие» учащимися новых знаний (15 минут) Цель: знакомство с новыми понятиями « план местности», «топографические знаки». | Организует деятельность учащихся, задает вопросы. | 1.Решение проблемы - Как составляют план местности? – Чем удобен и чем неудобен картинный план для изображения местности? (По нему нельзя определить расстояние между изображенными предметами.) – Рассмотрите рисунок на стр 45 с изображением местности и попробуйте по нему определить расстояние между предметами (домами, берегами озера и т. д.). - Почему не смогли определить расстояние между предметами? Для того чтобы изобразить расположение предметов на местности и определить расстояние между ними, пользуются планом местности. Обычно на плане изображают небольшой участок местности. А что такое план местности? Давайте мы это узнаем прочитав определение в учебнике на стр 44. До точки. Так, и что же такое план местности ? - Давайте порассуждаем, как вы будете действовать, при составлении плана школьного двора? (рассуждения детей) - А теперь рассмотрите иллюстрации на с. 43. - Что вы видите на 1 иллюстрации? А на 2 - ? - На какой из них – рисунок с изображением местности, а на какой – ее план? - Сможем по плану определить стороны горизонта? - Что обозначают кружочки? И т.д. - Если бы не было рисунка, смогли прочитать, что изображено на плане? Почему? - Значит, что важно знать, чтобы изобразить план местности? Нужно ли нам знать условные знаки для обозначения предметов на плане местности ? П осмотри на слайд, на нем изображены условные знаки. которые вам помогут сегодня. - Что надо знать, чтобы изобразить план местности? | Отвечают на вопросы, работают с текстом и рисунками учебника. | Ориентироваться в тексте; анализировать его. Работать со схемами, (Познавательные УУД). Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать других, соблюдать правила общения; аргументировать высказывания. (Коммуникативные УУД) |
IV. Первичное закрепление. Практическая работа (22 минуты) Цель: прочитать текст и ответить на вопросы, упражнения в ТПО. | Обобщает и дополняет сведения учебной статьи. Задает вопросы по прочитанному материалу. | Поработаем в рабочей тетради, откройте стр. 16 найдите №38 Давайте посмотрим, что нам нужно сделать в задании? Верно. Посмотрим иллюстрации, где изображен план местности? Почему? В каком направлении приток реки? Верно, в западном, как это определили ? молодцы, записываем в тетрадь Посмотрите на стр 17№ 39 что нам нудно сделать ? Ответы: 2. Озеро. 3. Луг. 4. Просека. 5. Сад. 6. Деревья. Ключевое слово: колодец. Вы знаете, как обозначается колодец? Обратите внимание на доску. Именно таким знаком обозначается колодец на плане местности - Отложите тетради и ответьте на вопрос, а вы знаете, как изображали местность в старину? Сейчас я вам расскажу (рассказ с учебника с использованием наглядных материалов) Ответьте на вопрос, как же изображали местность в старину? Можно ли было по такому плану определить точное расстояние между предметами? Давайте посмотрим, что было изображено на плане местности (старинный план на слайде) А сейчас в наше время мы можем увидеть на плане местности солнце? Конечно нет. В тетради на странице 18 выполним № 41. Что нам нужно сделать? Давайте попробуем, начнет читать (Ярослав). Нам с вами так же предлагают нарисовать с помощью условных знаков как изменилась местность за 4 года. Давайте попробуем, работаем с текстом. Что у нас случилось с рощей? И т.д | Участвуют в обобщении, задают вопросы, если есть такая необходимость. Работают со статьей учебника, отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении | Учитывать коллективно выделенные ориентиры своих действий. Контролировать процесс и результаты деятельности (своей и чужой); оценивать правильность выполнения действий, вносить нужные коррективы. (Регулятивные УУД). |
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке, инструктаж о домашнем задании (3 мин) Цели: Оценивание качества своей работы на уроке. | Организует рефлексию, выставляет отметки за урок. Дает инструкцию по домашнему заданию. | 1. Беседа по вопросам – Кому и для чего нужен план местности? – Что надо знать, чтобы прочитать план местности? – Что обязательно указывают на плане? – Что означают следующие условные знаки? (я их распечатаю ) ДОМА: с. 43-47 пересказ | Оценивают свою работу на уроке | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |