СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира по теме : " Глаз - орган зрения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по окружающему миру в 4 классе по ПНШ.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира по теме : " Глаз - орган зрения"»

Урок окружающего мира в 4 классе на тему: «Глаза – орган зрения».

Цели: ознакомить со строением глаза, его функционированием, правилами гигиены зрения.

Форма проведения: презентация проекта.

При подготовке к уроку класс делится на 5 групп и получает задания. На уроке дети отчитываются о проделанной работе.

1-я группа “справочная” (найти материал о строении глаза)

2-я группа “информационная” (найти материал о функциях глаза)

3-я группа “нельзя.... ” (придумать правила: что нельзя делать, чтобы не испортить зрение)

4-я группа “надо… ” (что надо делать, чтобы зрение не испортилось)

5-я группа творческая ” (найти любой материал о глазах: загадки, пословицы, поговорки) 



Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний. Постановка цели урока.

Отгадайте загадку:

Два брата живут рядом, а сойтись не могут. (Глаза.)

– С помощью какого органа чувств, человек воспринимает большую часть всей информации? (Глаза.)

Сформулируйте тему нашего урока.

Тема нашего урока: “Орган зрения – глаза”.

III. Знакомство с новым материалом.

– Как же устроен наш глаз? Рассказ ребят “справочной” группы (строение глаза).

– Узнаем, а как же устроен глаз (показ по рисунку).

Глазное яблоко состоит из трех оболочек. Наружная оболочка образует каркас. Задняя часть этот оболочки – склера (от греч. «склерос» – «плотный») более плотная и имеет белый цвет. Склера хорошо видна между веками по обе стороны прозрачной передней части – роговицы. Роговица очень тонка и прозрачна. В роговице нет кровеносных сосудов, поэтому она хорошо пропускает солнечный свет.

В передней части глаза находится радужная оболочка – это вырост сосудистой оболочки, благодаря которой глаз снабжается всеми питательными веществами. В центре радужной оболочки есть зрачок, за которым находиться хрусталик.

И третья важная оболочка глаза – сетчатая оболочка или сетчатка. В сетчатке содержится огромное количество светочувствительных клеток, которые в свою очередь являются окончаниями зрительных нервов, связывающих глаза и мозг.

- Глазное яблоко покрыто прозрачной оболочкой – роговицей. Цвет глазам придает радужная оболочка. В ее центре находится отверстие – зрачок. Через него свет попадает на выпуклый хрусталик. Мышцы радужной оболочки, изменяя размер зрачка, регулирует поступление света на сетчатку. Здесь располагаются чувствительные нервные волокна, которые отвечают за черно – белое и цветное зрение.

- Давайте подпишем в тетради ( стр. задание ) строение глаза.

1.  – ресницы, 2 – брови, 3 – веко, 4- радужная оболочка, 5 – зрачок, 6 – роговица.

Вот такое строение глаза человека. Органа, благодаря которому, мы получаем информацию об окружающем нас мире.

– Каковы функции глаза? Об этом нам расскажет “информационная” группа....

Функции органа зрения включают в себя:
– светоощущение,
– цветоощущение,
– центральное или предметное зрение,
– периферическое зрение.

- стереоскопическое зрение.

Прежде всего, это стереоскопическое зрение, то есть способность получать представление об объектах, находящихся в динамичном состоянии, расположенных на определенном расстоянии друг от друга, возможность трехмерного восприятия. Данная функция осуществима только при взгляде ан мир одновременно двумя глазами.

Другой тип оптической работы окуляров – периферическое зрение. Он позволяет видеть то, что происходит вокруг центрального статичного предмета, на котором фокусируется взгляд. Эта функция облегчает ориентирование в пространстве.

Если человеку нужно определить размер и форму воспринимаемых объектов, на помощь приходит центральное зрение. Также посредством данной функции глаза мы имеем возможность детализировать увиденные предметы. Попросту говоря, центральное зрение обусловливает остроту зрения, являющуюся предметом проверки офтальмологом. При этом специалист пользуется знаменитыми таблицами Головина-Сивцева, на которых изображены буквы, цифры и другие символы разной величины.

Важный процесс, протекающий в глазах под воздействием солнечного или искусственного света – светоощущение. Как только свет попадает на сетчатку, возникает реакция на него колбочек и палочек. Содержащиеся в рецепторах химические вещества распадаются до простых составляющих и провоцируют появление сигналов, которым суждено из сетчатки попасть в кору головного мозга для обработки и обобщения информации.

Функцию, что делает нашу жизнь ярче, дарит возможность наслаждаться многоцветьем окружающего мира, называют цветоощущением. В ее основе лежит «улавливание» базовых тонов:  синего, зеленого и красного. Ввиду сложных процессов, протекающих в сетчатке, у человека формируется представление о различных оттенках, спектр которых насчитывает несколько тысяч цветов различной интенсивности. Но случаются в этой области и отклонения от нормы: например, дальтонизм – врожденное игнорирование красного цвета. Независимо от формы проявления расстройства исправить ничего нельзя.




Человек видит не глазами, а посредством глаз: информация передается через зрительный нерв в определенные области затылочных долей головного мозга, где формируется картина внешнего мира, которую мы видим.



– Мы поняли, что глаз – важный орган чувств. Но как же защищен глаз?

- Глаза находятся во впадинах черепа – глазницах.  Поворачивают глаза в разные стороны глазные мышцы. Веки защищают глаза от ветра и пыли, от яркого света. Моргание век защищает глаза от высыхания. Брови преграждают путь капелькам дождя и пота. Слезы вымывают соринки и микробов.

- Давайте попробуем выяснить, какие свойства предметов нельзя определить с закрытыми глазами.

Опыт: Попробуйте с закрытыми глазами узнать о цвете предмета, о форме и размерах (если предмет не ощупывать), о движении и расположении предмета (если он не издает звука).

VI. Физминутка.

Все движения разминки повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе - хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Завтра будет вновь урок!



V. Правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств.

Учитель:

- Что же  может навредить глазам? Об этом нам расскажет 3-я группа.

-Плохое или недостаточное освещение, чтение лежа, многочасовое просматривание телевизионных передач, засорение глаз, длительная работа за компьютером.

- Как сохранить зрение? Об этом нам расскажет 4-я группа.

-Как правильно читать и писать?

- Свет должен освещать книгу или тетрадь слева. Книга или тетрадь должны находиться от глаз на расстоянии наилучшего зрения – 25 – 30 см.

- Не трите глаза грязными руками.

-Сколько часов в день можно смотреть телевизор или работать на компьютере?

  • Дефицит витамина А и D ослабляют зрение. Иногда слабое зрение передается по наследству. Если у вас близорукость, не стесняйтесь носить очки или контактные линзы. Кроме того, очки - очень стильный и актуальный аксессуар, а правильно подобранная оправа только подчеркнет красоту вашего лица. Если проблемы со зрением вызваны дефицитом в организме витаминов А и D, кроме приема лекарственных препаратов, следует увеличить потребление яиц, молока, сыра и зеленых овощей - известных источников этих витаминов. Некоторые заболевания глаз, например, конъюнктивит и ретенционное слезотечение, требуют лечения под наблюдением врача-офтальмолога



VI. Зарядка для глаз.

О том какие упр. помогут нам сохранить зрение расскажет группа № 4.

Интенсивное развитие органов зрения выпадает на первые 12 лет жизни. И, как это ни прискорбно, именно в этот период детские глаза страдают от повышенных нагрузок в в иде компьютера, телевизора, непомерно долгого сидения над книгами. Кроме того, инфекции, травмы, экология и другие внешние факторы могут негативно повлиять на зрение ребенка. Как же справиться с проблемой ухудшения зрения? Самый простой и эффективный способ улучшить или сохранить зрение – ежедневная зарядка для глаз для детей.

Обычно дети этого возраста много смотрят телевизор. Результат – уставшие и покрасневшие глаза. Чтобы снять напряжение, сделайте вместе с ним следующие упражнения:

  • Быстро поморгайте глазами, закройте веки и посидите тихо 5-10 секунд.

  • Сильно зажмурьтесь на 5 секунд, откройте глаза, посмотрите вдаль и задержите взгляд на 5 секунд.

  • Вытяните правую руку перед собой, медленно поводите указательным пальцем вправо и влево, вверх и вниз, следя за движениями пальца взглядом.

  • Медленно вращайте глазами влево и вправо, несколько раз по кругу.

  • Осторожно нажимайте указательными пальцами на закрытые веки, бережно массируя их.

Такую зарядку для глаз детей рекомендуется проводить каждый день, предпочтительно на уроках и в вечернее время, повторяя каждое упражнение по 5-6 раз.



VII .Проверка полученных знаний. Заполните кроссворд. Самопроверка.





























1





3








г


2



х






5

г

л

а

з



р








а

6

р

а

д

у

ж

к

а





з


а



с








н


ч



т

4







и


о



а

в







ц


к

7

с

л

е

п

о

т

а



а





и

к












к

о




















Самостоятельная работа в группах(на парте распечатанный текст к кроссворду)
Разгадайте кроссворд.


По горизонтали:


5. Орган зрения.

6.Цветное кольцо в центре глаза.

7. . Отсутствие зрения.


По вертикали:


1.Специальное углубление в черепе для глаза.

2.. Отверстие в радужной оболочке глаза, через которое в глаз проникает свет. 
3..Часть глаза, находящаяся за зрачком.

4. Подвижный кожный покров глазного яблока.

Х. Подведение итогов урока. Вывод.

- Что нового узнали на уроке?

- Какой вывод можно сделать?

Вывод: Глаза – орган зрения. От них мозг получает наибольшую часть информации. С закрытыми глазами человек не может узнать о цвете предмета, о форме и размерах (если предмет не ощупывать), о движении и расположении предмета (если он не издает звука). С помощью пары глаз мы умеем определять, что дальше и что ближе. Ресницы, брови, веко, радужная оболочка, зрачок, роговица – таково строение глаза. Глаза нужно беречь!

Давайте оценим работу каждой группы.

-Чем понравилось заниматься на уроке?

-Спасибо за урок.

XI. Домашнее задание.

Учебник: стр.

Подобрать интересный материал по теме «Глаза – орган зрения», оформить сообщение на альбомном листе.











Дополнительный материал.

Вопросы для беседы.

-Для чего вокруг глаз ресницы? (Ресницы защищают глаза от попадания в них сори-нок).

- Для чего мы моргаем? (Моргаем мы для того, чтобы периодически смазывать слеза-ми роговицу, когда боимся попадания чего – либо в глаз).

- Для чего закрываются веки, когда мы засыпаем? (Веки глаз на время сна закрываются, чтобы отдохнули мышцы век, отдыхал мозг – к нему не поступает новая информация от глаз).

- Когда мы щуримся? (Щуримся мы тогда, когда свет от рассматриваемых предметов через щур ярок – этим мы помогаем зрачку, который не всегда справляется с регулированием силы света, поступающего в глаз).

- Почему мы плачем, когда режем лук? (Сок лука, а также некоторые другие резко пахнущие вещества: ацетон, лак – являются раздражителями глаз, вызывая обильное слезотечение.  Глаз пытается быстрее смыть со своей поверхности молекулы этих веществ).

- Кто такие дальтоники? Можно ли им водить автомобиль? (Дальтоникам водит автомобиль опасно, особенно в темноте, когда не видно, верхний (красный) или нижний (зеленый) фонарь горит у светофора (красный или зеленый цвет они воспринимают одинаково, не различая их).

-Какие глаза можно называть внимательными? (Внимательными мы называем глаза, разглядывающие какой – то предмет или что-то разыскивающие взглядом).

- Какие приборы увеличивают возможности глаз? (Возможности глаз увеличивают изобретенные человеком приборы: очки, микроскопы, бинокли, телескопы, приборы ночного видения и другие.)

-Бывают ли глаза добрыми, злыми? (Глаза сами по себе не бывают добрыми или злыми, то или иное впечатление по выражению глаз создают расположенные вокруг них мышцы лица.)

- Связано ли зрение с мышлением? Предложите ученикам рассмотреть какой-нибудь предмет. Каждый ученик  может увидеть больше или меньше, в зависимости от его знаний и напряжения ума. Предложите одному из учеников первым рассказать о том, что он видит, а потом другие ученики дополнят описание предмета.



Процесс видения происходит следующим образом – свет от предмета проходит через зрачок, отверстие в центре радужной оболочки, далее через хрусталик, который представляет собой линзу, которая собирает солнечные лучи, и отправляет их на сетчатку. На сетчатке солнечные лучи приводят в возбуждение окончания зрительных нервов, и дальше по зрительному нерву информация попадает в мозг, где и формируется изображение. Такое устройство глаза, позволяет нам видеть.

При согласованной работе всех составляющих глаза, мы получаем четкое изображение.