СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира по теме :" Кто такие рыбы?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с общими признаками и разнообразием рыб

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира по теме :" Кто такие рыбы?»










ОКРУЖАЮЩИЙ МИР


Открытый урок в 1-Б классе по теме:


«Кто такие рыбы?»


(УМК «Школа России», автор А. Плешаков)






Урок подготовила и провела:

учитель начальных классов

МБОУ «Заозерненская СШ»

Дудник Наталья Васильевна














2021 г



Предмет: окружающий мир

Класс:1-Б

Название темы: Кто такие рыбы?

Цели: познакомить с общими признаками и разнообразием рыб; приводить примеры речных и морских рыб.

Задачи:

Изучить внешнее строение и отличительные признаки рыб.

Развивать коммуникативные качества детей: умение слушать и понимать речь одноклассников, сотрудничать с ними, оформлять свою мысль в устной речи.

Развивать интерес к предмету через использование ИКТ, систему оценивания.

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Тип: изучение нового материала.

Форма проведения: урок-исследование.

Методы: проблемный, частично-поисковый, практический, иллюстративный, словесный, наглядный.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре.

Планируемые результаты:

Метапредметные

Познавательные

Умение:

находить нужную информацию, анализировать ее,

находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;

сравнивать и группировать предметы по заданному признаку;

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные

Умение:

принять учебную задачу, сохранить ее, действовать в соответствие с ней,

работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;

формулировать вопрос (проблему, затруднение) с которым столкнулись учащиеся, оценивать сложившуюся учебную ситуацию.

давать оценку своим действиям, оценивать результат.

Коммуникативные:

Умение:

оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;

сотрудничать с одноклассниками, договариваться о последовательности и результате действий, учиться представлять одноклассникам процесс работы и результат их действий, слушать их мнение .

Предметные:

Усвоение характерных признаков рыб, умение их описывать, называя отличительные признаки, сравнивать, находить общее и различия, объединять рыбы в группы.

Личностные:

Проявление творческого отношения к процессу обучения, оценка своей работы в этой роли.

Межпредметные связи на уроке: литературное чтение, технология, краеведение.

Оборудование:

Персональный компьютер, мультимедийный проектор, система контроля и мониторинга качества знаний, презентация «Кто такие рыбы?»,

УМК « Школа России», учебник Плешакова А. А. «Окружающий мир», электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир», 1 класс, демонстрационный и раздаточный материал.


ХОД УРОКА:

I Организационный момент.



-Скажите, Ребята, какой у нас сейчас урок? ( Окружающий мир)

II Актуализация знаний.

  1. Беседа.

Я предлагаю вам вспомнить ,о какой группе животных мы говорили с вами на прошлом уроке? ( о насекомых)

- Что нового вы узнали о насекомых? (Насекомое-это животное, у которого 6 ног.)

- Приведите примеры насекомых, которые вам известны…

2. Проверка знаний.

- Мудрая Черепаха приготовила вам вопросы для проверки. Если вы согласны, то хлопаем в ладоши 1 раз, если нет – то встаём из-за парты.

1. Тело насекомого состоит из головы, груди и брюшка? (да)

2. Муха – это насекомое? (да)

3. У насекомого 8 ног? (нет)

4. Божья коровка спасает растения от тли? (да)

5. Паук – это насекомое? (нет)

6. Гнездо осы похоже на большой шар? (да)

7. У бабочки 6 крыльев? (нет)

III Самоопределение к деятельности.

- А в какое время года насекомых много? (Летом)

1. Релаксация

- Положите руки на стол, опустите на них голову, закройте глаза. Представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнце. И мы с вами оказались на зеленой лужайке среди множества насекомых.

Утром стрекоза проснулась,

Полетела, улыбнулась.

У реки остановилась,

Над водою закружилась. – Стрекоза это насекомое? (Да)

Настрой на изучение нового материала.

2. Введение в тему урока.

- Наш помощник – Муравей Вопросик отправился вслед за стрекозой. Очень уж ему интересно было наблюдать за ней. А стрекоза долго кружилась над водоёмом. Вопросику стало интересно - что же она там разглядывает? А вы, ребята, хотите это узнать? (Да)

- Тогда отгадаем загадку, которую приготовила нам Мудрая Черепашка. Поможем Муравьишке?

По земле не ходят,

На небо не смотрят,

Звёзд не считают,

Людей не знают?

(Рыбы) (Слайд 2)

- Как вы думаете, о чём или о ком пойдет речь на уроке. ( о рыбах).На какие вопросы мы ответим: -Кто такие рыбы? –Где жвут рыбы? – Чем отличаются рыбы от других животных?

- Сегодня на уроке узнаем, каких животных называют рыбами. Научимся приводить примеры речных и морских рыб.

- Героями каких сказок являлись рыбы?

- Где могут жить рыбы? (В воде, в речке, в озере, в море.) ( Слайд 3)

- В любой ли воде могут жить рыбы?

- А в какой воде им трудно будет жить, они могут погибнуть?

- Что должен сделать человек, чтобы они не погибли?


Вывод делают дети: Мы должны помнить, что нельзя отдыхая у водоемов загрязнять воду. В ней живут рыбы.

IV Организация исследовательской деятельности по решению проблемы.


  1. Работа с учебником в парах (исследование строения рыб, определение функций частей тела)

- Муравьишка Вопросик заглянул в водоем и увидел там вот такую рыбу. (Слайд 4)

- Кто знает как называется эта рыба? (красноперка)

- Кто догадался, почему эта рыба называется красноперка? (красные плавники похожие на перышки).

-Изучите по рисунку в учебнике с.34 строение этой рыбы. Найдите указанные части у других рыб, изображенных в учебнике.( Называют части хором)


2. Первичное закрепление знаний.

- Для чего нужен хвост? Плавники? (Плавники и хвост помогают рыбам плавать.)

- Зачем рыбе нужны жабры? (Рыбы не могут жить без кислорода. Большинство рыб получают его из воды с помощью жабр. Рыба заглатывает ртом воду и сразу же плотно его закрывает. Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь. Вода выходит наружу через жаберные щели.)

- Так могут ли рыбы жить на суше? (Нет) Что необходимо им для жизни? (Они дышат кислородом, растворённым в воде) Молодцы!

- Ребята, а вы не задумывались, почему рыбы не тонут? ( Потому что внутри рыб находится пузырь, вот он и поддерживает их в воде.)


3. Исследовательская, практическая работа.

Загадка.

- Муравьишка приготовил загадку:

И у мамы, и у деток

Вся одежда из монеток. (Рыбы). (Слайд 5)

- Какое ключевое слово помогло догадаться, что это рыбы? (Монетки- чешуйки).

- Значит тело рыбы покрыто чешуёй. Зачем она? (Слайд 6)

- Отличительный признак рыб - чешуя. Рыбья чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт – и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт и колечко получается узкое. Чешуйный покров, подобно панцирю, защищает рыб от повреждений, проникновения микроорганизмов, придает телу упругость, эластичность, и благодаря этому обеспечивает рыбе большую скорость движения.

Подводит к определению нового признака рыб.

(На столах у детей лежит карточка с силуэтом рыбы, дети рисуют карандашом чешуйки Делают вывод - чешуйки в шахматном порядке).

- В какой водоём вы хотели бы выпустить свою рыбку? Сделайте это. (Дети прикрепляют свою рыбку в «чистый водоём».)

4. Работа по учебнику в парах.

- Рассмотрите рыб на картинке справа. Положите ладошку на рисунок. Эти рыбы живут в море. - Как бы вы их назвали и почему? (морские). Т.е. моря и океаны- их среда обитания.

- Рассмотрите рыб на картинке слева. Положите ладошку на этот рисунок. Эти рыбы живут в реках и озёрах. Как бы вы их назвали? (речные). Т.е. пресные водоёмы - их среда обитания.

Речные рыбы:

1 – окунь; 2 – щука; 3 – сом; 4 – карась; 5 – ёрш. (Слайды 7 – 11)

Морские рыбы:

1 –сельдь; 2 – треска; 3 – акула; 4 – морской окунь; 5 – ка'мбала. (Слайды 12 – 16)

5. Игра «Поймай рыбку».

Дети должны догадаться, о какой рыбе идет речь, и назвать её.

Читаю загадки.

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно.

(Сом.)

Правильно, это речная рыба. Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи.

На дне один

Лежит плоский блин.

(Камбала.)

Камбала - морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные живут в глубоких водах. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась в песок, камбалы засыпают себя песком, взрыхляя ее плавниками.

Драчун и забияка

Живет в воде,

Кости на спине,

И щука не проглотит.

(Ерш.)

Острые, колючие плавники защищают ерша от врагов. Иногда ерша называют речным ежом.



Хвостом виляет,

Зубастая, а не лает.

(Щука.)

Щука одна из крупных речных рыб.

Живу глубоко.

Плыву легко,

Зубастая, большая,

Я рыба морская.

(Акула.)

Акулы отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых по мере их выпадения. Китовая и гигантские акулы – самые большие рыбы.


V Физкультминутка «Разминка краба».

VI Работа в рабочей тетради с.24

  1. Игра «Узнай по силуэту как называется рыба?». Проверка (Слайд 19)

  2. Используя рисунок слева в тетради, нарисуй рыбку и раскрась ее.

VII Обобщение и систематизация знаний.

Фронтальный опрос. Методика «Дополни предложение».

- Кто такие рыбы? ( Рыбы- это…

- животные, которые живут в воде

- двигаются при помощи плавников и хвоста

- дышат с помощью жабр

- тело которых (у большинства) покрыто чешуёй.

-Где живут рыбы? ( в воде, в речке,в озере, в море)

Чем отличаются рыбы от других животных? ( тело покрыто чешуей)


VIII Дополнительный материал.

Расширение знаний по теме с использованием краеведческого материала.

- Какое море находится недалеко от школы? (Черное)

- Какие рыбы в нем живут?

- А где рыбки могут жить дома? (в аквариуме)


IX Рефлексивная деятельность. Подведение итогов.

- Какую цель мы ставили на уроке? - Достигли ли мы ее?

- Сейчас я попрошу вас оценить свои достижения на уроке: если вы хорошо запомнили названия рыб, их строение и основные признаки, то возьмите золотую (жёлтую) рыбку. Если на уроке вам было трудно, не запомнили названия, то красную.



Физкультминутки. Могут быть проведены в форме игр: 1. Учитель называет животных. Если это рыба, дети подпрыгивают, если животное другой группы, поворачиваются вокруг себя. 2. Учитель называет рыб (из числа изображенных в учебнике). Если рыба речная, дети громко хлопают в ладоши один раз, если морская — приседают.


Физминутка

Рыбки плавают, ныряют

в тихий солнечный денек.

То согнутся, разогнутся,

то зароются в песке.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!