Урок окружающего мира в 2 классе
Тема: Весенние изменения в жизни животных.
Цели: способствовать формированию знаний учащихся о признаках весны в неживой и живой природе, о связях и отношениях этих признаков, создать условия для формирования УУД
1) личностных: мотивация учения, нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей);
2) познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей;
3) коммуникативных: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценка действий партнера; развивать речь, правильное произношение звуков в словах.
4) регулятивных: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии; воспитание интереса и любви к природе, бережного отношения к ней.
Оборудование: проектор, экран, картинки на тему «Птицы», листики для записей, дополнительный текст.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Прозвенел для нас звонок,
Начался для нас урок.
Проверим готовность к уроку.
2. Актуализация знаний.
Сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие, а куда узнаете, отгадав загадку.
Весной веселит, осенью питает,
Летом холодит, зимой согревает.
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Нам в дождь и в зной
Поможет друг,
Зелёный и хороший -
Протянет нам десяток рук
И тысячи ладошек. ( Лес).
- А как вы догадались, что говорится в загадке о лесе?
Скучной была бы жизнь человека без пения птиц, без шелеста листьев, без журчания ручьев, без животных. Но природа не всегда одинакова. Она изменяется по временам года.
- Отгадайте загадки. О каком времени года говорится?
Снег чернеет на полянке,
С каждым днем теплей погода.
Время класть в кладовку санки.
Это, что за время года
Я раскрываю почки
В зеленые листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю.
Движения полна,
Зовут меня …
- Какие слова помогли понять, что речь идёт о весне?
- Давайте назовём признаки весны в неживой природе.
С наступлением весны солнце поднимается выше над землёй, при таком положении солнца день становится длиннее. За такой длинный день воздух лучше прогревается, и температура воздуха становится выше. Поэтому выпадают на землю и водоёмы такие осадки, как тёплый дождь и постепенно согреваются и оттаивают водоёмы и почва. Наступает потепление.
_ Как вы думаете, если в неживой природе наступило потепление, изменяется ли жизнь живой природы?
- Давайте проследим. Набухли почки и появились листочки на деревьях.
А почки, листочки, цветочки для кого являются пищей? (для насекомых)
С приходом тепла насекомые выбираются из своих укрытий.
- Каких вы знаете насекомых?
- Если появились насекомые, то кто появляется следом?
По весне то там, то тут
Песню весело поют:
«Ах, качи, качи, качи,
Прилетели к нам (грачи).
Возвращаются перелётные птицы, строят гнёзда, откладывают. яйца, выводят птенцов) -Стало больше корма. Многие птицы питаются насекомыми.
- Давайте назовём тех птиц, кто первыми прилетают в наши края.
Они прилетают к нам потому, что появилась для них пища.
- А кто из животных спал зимой и просыпается с весенними лучами солнца?
(медведи, барсуки, ежи, бурундуки)
3. Постановка темы и целей урока.
- Как вы думаете, какая тема нашего урока сегодня?
- Какую цель поставим на уроке. Чему должны научиться, что новое должны узнать?
Тема нашего урока «Изменения в жизни животных с наступлением весны».
На уроке мы узнаем, какие животные просыпаются с наступлением весны.
Узнаем что такое линька.
Узнаем, у каких животных появляются детёныши.
- А вы знаете, как животные проводят зиму?
Поиграем в игру «Кто, где зимует».
Медведь зимует …
Заяц зимует …
Белка зимует ….
Барсук зимует …
Лиса зимует ….
Ёж зимует ……
Волк зимует ….
Лось зимует ….
А почему, кто – то из животных спит, а кто – то всю зиму бродит?
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (белка)
- Посмотрите внимательно на две фотографии белки. Что интересного вы заметили?
- Чем отличается одна белка на одном снимке от другого?
- Что произошло с белкой?
- Белка сменила окрас шерсти.
- А для чего белка сменила окрас?
- Кто знает, как это в природе называется?
Линька - это приспособление к окружающей среде, подготовка к жаркому времени года. Животные меняют теплую шубу на более редкий, короткий и не такой теплый шерстяной покров. Некоторые животные в процессе линьки меняют цвет своей шкуры.
Весенняя смена шерсти у белки начинается с головы. Появление новых волос, окрашенных в рыжий цвет, можно заметить сначала на мордочке, затем рыжие пятна появляются в области глаз, потом на лапах, и в самом конце – на спине и по бокам. Смена шерсти происходит на протяжении 2 месяцев.
- А это, о каком животном говорится?
Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех …
Весенняя смена шерсти начинает происходить в феврале. Полная смена меха происходит к маю. Весной появляются волчата.
Внешне волк похож на большую крупную собаку. Он имеет мощное телосложение. Длина его тела достигает до 1,5 метра. Масса колеблется от 30 и до 45 килограмм. Самки, как правило, меньше самцов. У волков сильные и выносливые лапы. Они являются бегунами на большие дистанции. Вообще это высокоорганизованное животное и к тому же очень умное. Глядя друг на друга, волки обмениваются информацией.
В лесу это животное охотится практически за всеми обитателями, начиная от лося и заканчивая бурундуком и полевкой. Конечно, излюбленной его добычей, в зависимости от места обитания, является изюбр, северный олень, косуля. Однако волк не побрезгует и лисой, енотом, крысой, хорьком, поросенком, зайцем. Охотничьи повадки волков разнообразны. Они могут поджидать свою добычу в засаде, а могут долгое время загонять ее. А уж их коллективная охота - это вообще сложный слаженный механизм, где все друг друга понимают без слов.
Вот поэтому волк не ложится на зиму в спячку. Для него много еды вокруг. Вот и пословица «Волка ноги кормят» тому подтверждение.
- О каком зверьке говорится: летом серый, а зимой белый?
- Почему заяц разной окраски зимой и летом?
- Природа позаботилась о маскировке зайчика. В траве серого трудно заметить хищникам, а зимой на снегу белого зайца совсем не заметят.
Но не столько спасает зайцев их хитрость, как они берут своим количеством. Ежегодно у них по четыре-пять пометов. В каждом из которых может быть от двух и до пяти зайчат. Наиболее известны зайцы русаки и беляки. Они весят до семи с половиной килограмм и в длину достигают 70 сантиметров. Основным их отличием является цвет шерстки. Русаки зимой не меняют своей окраски. А вот летом эти разновидности отличить гораздо сложнее.
Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала.
- Что вы можете рассказать о жизни ежей?
Когда пригреет тёплое весеннее солнышко и побегут ручейки. Растает снег, ёжик выйдет из своей норки. Весной у ежихи появляются детёныши.
Ёж животное ночное, но весной целый день занят поисками пищи. Еж всеядный, но основу рациона составляют взрослые насекомые, уховертки,, жужелицы, жуки, гусеницы, слизни, мокрицы, дождевые черви. Также ежи любят кушать жаб, , яйца птиц,
Ёж – пожиратель змей.
Как у большинства ночных животных, зрение ежей слабое, зато прекрасно развиты слух и обоняние. Растительная пища лесного ежа – это грибы, мох, желуди, злаковые семена и любые сладкие ягоды — клубнику, малину, ежевика.
- А это о каком зверьке говорится?
Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её?..
По весне лисы сбрасывают «тяжелую шубку», так как им не зачем париться в зимней шубе.
В конце весны у лисы появляются в норе лисята. Иногда их бывает больше десятка. Лисята очень похожи на волчат. Через две недели лисята начинают видеть, слышать, появляются первые зубы.
Бурый, косолапый
По лесу бредёт.
Любит "одолжить" он
У лесных пчёл мёд.
У медведей наступает линька.
Маленькие медвежата появляются на свет ещё в берлоге. Они маленькие, с рукавичку, всю зиму питаются молоком медведицы. Весной, вместе с медведицей выползают из берлоги и греются на тёплом солнышке.
Рождаются они в берлоге. Как правило, на свет появляются по два малыша весом до полу килограмма. К тому времени, когда семейная чета выходит из берлоги, потомство достигает размера собаки и уже начинает питаться вместе со взрослыми. С мамой медвежата живут пару лет. Половой зрелости они достигают в три-четыре года. А вообще медведи живут в дикой природе до тридцати лет.
Лесной зверь медведь Бурый медведь - наиболее известный лесной житель. Он является непременным героем большинства народных сказок. Причем он всегда выступает в качестве доброго персонажа. Однако следует отметить, что медведи – хищные звери лесной чащи.
Питается медведь практически всем, что можно только кушать. это растительная пища: травы, грибы, ягоды, орехи. Когда животному не хватает еды, он может поедать насекомых и личинки, грызунов, пресмыкающихся и даже падаль. Крупные представители могут позволить себе охотиться на копытных. Это только на первый взгляд эти лесные звери кажутся очень неповоротливыми. На самом деле медведи, преследуя добычу, показывают чудеса ловкости. Они способны развивать скорость до 55 километров в час. Любят медведи полакомиться и рыбой.
- А это, про какое животное в загадке говорится?
На лугу по кочкам
Прыгают листочки!
Выпуклые глазки
И кривые лапки.
Только где же ушки?!
Кто это?
Жабы и лягушки, а так же змеи просыпаются после зимней спячки и начинают петь свои брачные песни.
4. Первичное усвоение новых знаний.
- Каких животных мы сейчас исследовали?
- Что нового вы о них узнали?
- Какие изменения с наступлением весны произошли в жизни этих животных?
У зверей происходит линька – смена зимней шубки на летнюю.
Линька - это приспособление к окружающей среде, подготовка к жаркому времени года. Животные меняют теплую шубу на более редкий, короткий и не такой теплый шерстяной покров. Некоторые животные в процессе линьки меняют цвет своей шкуры.
- Почему звери сменяют тёплую зимнюю шубу на лёгкую летнюю?
А для чего меняют окрас шерсти?
5. Закрепление.
У многих диких зверей весной появляются детёныши.
Поиграем в игру: «Назови детёныша».
Белка – бельчата, лиса – лисята, ёж – ежата, заяц – зайчата, медведь – медвежата, лось – лосята, т.д.
- Кто из этих животных линяет?
- У каких животных меняется окрас шерсти?
- Для чего происходит линька у животных?
С наступлением весны ярче светит солнце, хорошенько припекает, поэтому животным не надо оставаться с густым зимним мехом. В это время они его меняют на более короткий и редкий мех.
6. Первичная проверка понимания новых знаний.
- Ребята, выберите тех животных, которые проснулись весной?
(Дети выбирают картинки тех животных, которые проснулись от спячки)
- А почему эти животные проснулись и вылезли из нор, из берлоги?
7.Подведём итог урока:
- Как изменилась жизнь диких животных с наступлением весны?
- Что такое линька?
- Что нового узнали на уроке?
8. Рефлексия:
- На уроке мне было …
На уроке я узнал ….
На уроке мне понравилось …
Я бы ещё хотел на уроке ….
На уроке я сам смог ….
Отметка:
Руководитель практики: Шутова А.Н.
Практикант: Белоусова Е.Г.