СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира "Такие разные праздники"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира "Такие разные праздники"»

Тема: Такие разные праздники

Цель: сформировать представление о праздниках в России, их различиях и особенностях.

Формируемые УУД: познавательные — осознавать познава­тельную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выяв­лять известное и неизвестное; коммуникативные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регуля­тивные — принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; личностные — осознавать себя как индивидуальность и одновременно членом общества, признавать для себя общепри­нятые морально-этические нормы.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, на доске даты праздников, дополнительная литература о праздниках.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Блицопрос

• Что изображено на Государственном гербе России?

• Как выглядит Государственный флаг Российской Федерации?

• Что вам известно о Знамени Победы?

• Что вы знаете о Государственном гимне России?

2. Сообщения учащихся

— Какие символы для своего класса или своей семьи вы при­думали?

(Ученики показывают свою работу и комментируют.)

III. Самоопределение к деятельности

(На доске даты праздников: 1 сентября, 8 Марта, 9 Мая, 23 февраля.)

— Посмотрите на доску. Как назвать одним словом то, что записано на доске? (Это праздники.)

— О чем мы сегодня поговорим на уроке? (Наверное, о празд­никах.)

— Прочитайте тему урока, записанную на доске. («Такие раз­ные праздники».)

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Расширить знания по данной теме.)

— Что вам известно по данной теме? (Ответы детей.)

— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

(Учитель записывает вопросы на доске.)

IV. Открытие нового знания

1. Беседа

— А что такое праздник? (Торжество в честь какого-либо со­бытия.)

— Назовите зимний праздник, который все с радостью ждут. (Новый год.)

— Вспомните, кто из русских царей ввел новый календарь, и этот праздник стали отмечать 1 января. (Петр I.)

— А когда его отмечали до Петра I? (В Древней Руси — 1 марта, затем 1 сентября.)

— Узнайте что-то новое об этом празднике на с. 177 учебника. (Ученики читают текст, делятся новой информацией.)

— Какую песенку всегда исполняют у новогодней елки? («В лесу родилась елочка...».)

— А что стало с этой красавицей после праздника? (Лесная красавица превращается в мусор.)

— И сколько елочек каждый год так погибает? (Очень много.)

— Так как же встречать Новый год без елки? Нарушать мно­голетнюю традицию и указ самого Петра I? (Многие семьи обзавелись искусственными елками.)

— А как вы украшаете елку? (Покупаем игрушки, делаем их сами.)

— А из чего можно сделать игрушки? (Из грецких орехов, цвет­ной бумаги, фольги, ниток.)

(Учитель рассказывает о том, как празднуют Новый год в раз­личных странах. См. дополнительный материал к уроку.)

— А какие новогодние традиции существуют в России? (Укра­шают елку, приходит Дед Мороз со Снегурочкой, за празднич­ным столом в 12 ч ночи люди поздравляют друг друга, дарят подарки, вокруг елки водят хороводы. Устраивают бал-ма­скарад и т. д.)

— Какой праздник наш народ отмечает в феврале? (23 февра­ля — День защитника Отечества.)

— А как мы отмечаем этот праздник? (Проводим «рыцарские турниры», мужские игры на свежем воздухе, военно-истори­ческие викторины и т. д.)

2. Сообщения учащихся

23 февраля. Этот праздник в разные годы имел разные названия. Сегодня это День защитника Отечества. Он дает повод поздравить всех ныне живущих воинов и почтить память героев прошлых сражений. Вои­ны, защитники Отечества есть в каждой семье.

Историки и политики спорят о характере той или иной войны, а на­род просто любит воина. Кто главный герой русских былин? Богатырь.

О ком сложено множество сказок, пословиц, поговорок? О нем — рус­ском солдате, который воюет отлично, «дымом греется, шилом бреется», а при случае и кашу из топора сварит — пальчики оближешь!

День защитника Отечества - праздник всенародный. Дома и на ра­боте, в школе — везде в этот день звучат поздравления, адресованные всем, кто когда-то служил, служит сейчас или будет служить делу защиты Отечества. И пусть девочки поздравляют мальчишек-одноклассников с пока еще не заслуженным ими праздником. Придет время, потребуют обязательства — встанут и они в ряды защитников Отечества.

А в этот день они могут показать свою силу, ловкость, выносливость. В школе можно провести спортивный праздник или военную игру. Лов­кость, смелость, умение ориентироваться на местности, принимать реше­ния в самых сложных ситуациях еще ни одному мужчине не помешали.

8 Марта. Этот праздник придумала в 1910 г. немецкая революцио­нерка Клара Цеткин, борясь за равноправие женщин.

Этот праздник давным-давно потерял свою политическую окраску, и отмечаем мы его как праздник весны, любви, красоты. Женщины в этот день как-то особенно веселы, красивы, нарядны. Мужчины — галантны и мужественны. На улицах и в домах много цветов.

9 Мая. «Это радость со слезами на глазах», — сказал о Дне Побе­ды поэт. И действительно, в этот день радость и скорбь — рядом. Нет в России семьи, которую война обошла стороной. Поэтому в этот день в каждой семье вспоминают тех, кто остался на полях сражений, и тех, кто после войны налаживал мирную жизнь. А еще поздравляют тех вои­нов Великой Отечественной, которые живут сегодня. А их становится все меньше, и самым молодым солдатам последнего военного призы­ва уже за семьдесят лет. И у многих ветеранов растут не только внуки, но и правнуки.

Тогда они выстояли. А те, кого не взяли на фронт, ковали победу в тылу. Женщины, заменив ушедших мужчин, строили танки и самолеты, пахали и сеяли, а еще растили детей, спасали будущее страны. Вот почему День Победы действительно всенародный праздник.

В этот день принято бывать на местах боев, у памятников воинской славы, на могилах погибших воинов. Традиционно здесь проводятся воз­ложения венков и цветов, митинги, торжественные прохождения воин­ских частей. Ветераны встречаются со своими однополчанами, проводят свои, ветеранские, парады и шествия.

1 июня. Миллионы людей отмечают ежегодно Международный день защиты детей. Мирное счастливое детство — неустанная забота всех лю­дей доброй воли, их обязанность по отношению к человеческой цивили­зации. В этот день проводятся праздники и фестивали, выставки детского рисунка, детского технического творчества, разнообразные спортивные состязания.

V. Первичное закрепление Работа по учебнику

— Прочитаем о других праздниках на с. 175, 178.

— Все ли праздники сегодня вспомнили? (Нет.)

— Какие еще вы знаете праздники?

VI. Физкультминутка

VII. Включение нового знания в систему знаний

1. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Приведите примеры государственных праздников. (12 июня — День независимости России, 22 августа День Государственного флага, 12 декабря —День Конституции.)

— Приведите примеры школьных праздников. (День знаний, последний звонок, прощание с букварем.)

— Приведите примеры семейных праздников. (Дни рождения, свадьбы и т. д.)

— Приведите примеры профессиональных праздников. (Праздники отмечают врачи, строители, работники печати, учителя и др.)

(Записать, выполняя задание 1 на с. 64.)

— Чем отличаются от семейных, школьных, профессиональ­ных народные праздники? (Их отмечает весь народ.)

— Какие праздники среди них можно выделить? (Государ­ственные.)

— Что мы чествуем в эти дни? (Наше государство, его истори­ческие традиции, символы.)

— Назовите эти праздники. Назовите еще знаменательные даты в нашем календаре.

Конкурс «Кто больше?»

(Двое желающих по очереди называют праздники и их даты. Кто последний назовет, тот и победил.)

(Ученики высказывают свое мнение по вопросам рубрики «Обсудим!» на с. 178 учебника.)

2. Работа с CD

(Просмотр презентации.)

VIII. Подведение итогов урока

— Какова была цель урока?

— Какие знания мы открыли?

— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)

IX. Рефлексия

— Где могут пригодиться в жизни новые знания?

— Что показалось наиболее интересным?

— Что на уроке у вас хорошо получалось?

— Над чем еще надо поработать?

— Кого можно поблагодарить за урок? (Самооценка. Комментарий учителя.)

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 175—179 учебника.

2. Выполнить задания 2, 3 на с. 65 рабочей тетради.

Дополнительный материал

Новый год в разных странах

Япония. Утром 1 января все жители городов и сел выходят на улицы встречать восход солнца. С первыми солнечными лучами японцы по­здравляют друг друга с наступившим годом и обмениваются подарками.

Вьетнам. Здесь Новый год встречают ночью. С наступлением суме­рек вьетнамцы разводят костры в парках, садах или на улицах, у костров собираются несколько семей. На углях готовят особые лакомства из риса. В эту ночь забывают все ссоры, прощают все обиды.

Монголия. Новый год в этой стране совпадает с праздником ското­водства, поэтому для него характерны спортивные состязания, проверки на ловкость и смелость. Так же как и народы Европы, монголы встре­чают Новый год у елки, к ним тоже приходит Дед Мороз, но в одежде скотовода.

Болгария. Когда люди собираются у праздничного стола, во всех до­мах на три минуты гасят свет. Эти минуты называют минутами новогод­них поцелуев, тайну которых сохраняет темнота.

Румыния. В новогодние пироги принято класть различные малень­кие сюрпризы — мелкие деньги, фарфоровые фигурки, колечки, стручки горького перца. Если найдешь в пироге кольцо, то, по старинному пове­рью, это означает, что новый год принесет тебе много счастья.

Бирма. Новый год наступает в самое жаркое время года, поэтому его приход отмечается фестивалем воды. На улицах городов и сел люди при встрече поливают друг друга водой из разной посуды. При этом никто не обижается: ведь обливание водой — своего рода пожелание счастья в новом году.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!