СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира в 3 классе. Тема: Почва.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:  формировать у учащихся понятие “почва”;ознакомить с составом почвы, ее свойствами; продолжать учить детей выделять существенные признаки предметов (почвы ), делать выводы, обобщения, сопоставления на основе наблюдений, развивать исследовательский подход к изучению природных объектов; воспитывать заботливое отношение к природе.   

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира в 3 классе. Тема: Почва.»

Урок окружающего мира в 3 "В" классе.

Дата проведения:19.10.18.

Учитель: Шангина С.М.

Тема урока: Что такое почва.

Цели:

формировать у учащихся понятие “почва”;ознакомить с составом почвы, ее свойствами; продолжать учить детей выделять существенные признаки предметов (почвы ), делать выводы, обобщения, сопоставления на основе наблюдений, развивать исследовательский подход к изучению природных объектов; воспитывать заботливое отношение к природе.

Задачи урока.

1.Выявить основные свойства почвы.

2.В процессе опытов установить состав почвы.

3.Развивать наблюдательность, мышление, умение анализировать, делать выводы.

Формирование УУД.

Познавательные УУД. Осуществлять запись информации; использовать модели и схемы для решения задач; строить сообщения в устной и письменной форме; устанавливать причинно-следственные связи; обобщать.

Личностные УУД. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения; способность к самооценке.

Регулятивные УУД. Умение планировать деятельность; оценивать правильность выполнения действия; проявлять познавательную инициативу.



Ход урока.



1.Организационный момент.

-Начинаем наш урок .

Психологическая установка на работу.

Орешек знаний тверд, но все же.
Мы не привыкли отступать,
Нам расколоть его поможет.
Стремленье вечно познавать.



2. Актуализация знаний .



- Сейчас проверим домашнее задание . Если вы правильно ответите на все вопросы, то получите оценку «5», допустите 1 ошибку, получите «4», 2 ошибки «3», а 3 ошибки – это уже «2», но надеюсь, что у вас такого не случится и вы все получите положительные оценки. Если же вы всё-таки плохо подготовились, то у вас есть возможность в течение урока её повысить.



Тест «Как разрушаются камни?»

1.Твёрдые тела при нагревании

А) сжимаются

Б) расширяются

В) лопаются



2.Твёрдые тела при охлаждении

А) сжимаются

Б) расширяются

В) лопаются



3.Что образуется в камнях из-за изменений температуры?

А) полоски

Б) глина

В) трещины



4.Что ещё играет роль в разрушении камней?

А) воздух, ветер, дождь

Б) Вода, ветер, растения

В) Вода, ветер, животные



5.Что образуется в результате разрушения камней?

А) песок и глина

Б) Слюда и гранит

В) глина и гранит

Проверка детьми своих работ(самоконтроль)

-Кто не допустил ошибок? Молодцы, 5.

3.Постановка проблемы.

-Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в мешок картофеля. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Чудесная кладовая есть на самом деле. Как она называется?

Это Земля. Это слово имеет несколько лексических значений. Назовите мне их.

Сегодня на уроке мы остановимся на последнем значении этого слова

-Что мы должны сегодня узнать?

Мы узнаем, что такое почва и из чего она состоит.


Физминутка:

Вот мы деревце сажали,

Семя в землю зарывали. (Выпрямиться, потопать ногами и присесть.)

Вырос тоненький росток, (Встать, потянуться (проверить осанку).)

Он и строен, и высок, (Руки в стороны.)

И другие распустились,

Дружно так зашевелились. (Пальцы в стороны и пошевелить ими.)

Налетел веселый ветер

И раскачивает ветки.





4.Открытие нового знания.

Учитель: Что мы называем почвой?

Работа в учебнике .

-Рассмотрите рисунок, прочитайте определение.

Запись определения в рабочую тетрадь

-Какое же её главное свойство?

-Что это значит , как вы думаете?

Чтение определения в толковом словаре



-Вы были когда-нибудь в лаборатории? Там работают учёные-исследователи. Они проводят опыты. У нас сегодня выдалась такая счастливая возможность, представить себя в роли учёных. Мы сейчас проведём несколько опытов и выясним: из чего состоит почва и почему она плодородна.

Практическая работа. Состав почвы.

Опыт № 1

Учитель: Возьмём стакан с водой и бросим туда комочек почвы. Что вы увидели?

Дети: Из почвы выходят пузырьки воздуха.

Учитель: Какой вывод можно сделать?

Дети: В почве есть воздух.

За правильные ответы ставить плюсики на листочках. (Дети сами, кому скажет учитель)

Если дети не могут сами сделать вывод, читаем постепенно текст учебника .

Обязательно после опыта и вывода проверяем себя по учебнику, прежде чем сделать запись в рабочей тетради.

Опыт № 2

Учитель: Посмотрите на лабораторный столик, я нагреваю немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Стекло стало влажным. Что доказывает этот опыт?

Дети: В почве есть вода.

Опыт № 3

Учитель: Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите и чувствуете?

Дети: Над почвой появился дым. В классе распространяется неприятный запах.

Учитель: Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных. Именно перегной придает почве темный цвет. Какой вывод мы с вами должны сделать?

Дети: В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, остатки насекомых, червей, из этого получается перегной.

Опыт № 4(прокалить и высыпать в воду заранее)

Учитель: прокалённую почву насыплем в стакан с водой. Что вы видите?

Дети: Песок поверх которого осела глина.

Учитель: Какой вывод можно сделать?

Дети: В почве есть песок и глина.

Опыт № 5

Учитель: Я беру несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Помещаю их на стекло и подержу над огнем .Что произошло?

Дети: Это похоже на соль.

(Дети рассматривают налет на стекле, чтение вывода, запись в тетрадь)

. Вам, наверное, случалось видеть, как на огородах, дачных участках, полях, прежде чем сеять, люди сжигают сухую траву, листья, ветки. Можно это делать?

- Этого делать нельзя. Почему? (Вредный дым)

-Что нужно сделать, чтобы принести пользу?

-Нужно закопать их в землю, чтобы вернуть те соли, которые растения поглотили из почвы.

- Как же они там образуются? Как вы думаете?

-Если бы мы могли заглянуть внутрь почвы, то увидели бы сказочную картинку. Оказывается, что в почве есть микроорганизмы, то есть очень маленькие живые существа, которые видны только в микроскоп. Они делятся на две группы: 1 группа – заготовители пищи. Они разрушают растительные и животные останки. 2 группа – повара, которые день и ночь готовят пищу растениям из сложных веществ, превращая их в минеральные соли.

Учёные установили, что в одном квадратном метре почвы находится 50 кг микроорганизмов.

Учитель: Пользуясь тетрадями, перечислите, из чего состоит почва.

Дети: Почва состоит из воздуха, воды, перегноя, песка, глины и минеральных солей

Экологический момент

-Наука установила, что миллионы лет назад Земля была безжизненна .Почвы не было, её образование идёт очень медленно. Так, в разных условиях слой почвы в 1см в природе образуется за 100, а иногда 300 лет. Значит, всеми мерами нужно беречь почву.

5.Закрепление

Игра “Хлопки”.

Учитель: А сейчас проверим, хорошо ли вы запомнили, что входит в состав почвы.

Песок, глина, стекло, вода, воздух, бумага, целлофановые пакеты, перегной.

(Дети не хлопают в ладоши, когда учитель называет стекло, бумагу, целлофановые пакеты)

Вывод: Что полезно и что вредно для почвы?

Василий Васильевич Докучаев замечательный русский учёный. Он создал науку о почвах- почвоведение.

- Объясните, почему Докучаев называл почву «живое- мёртвое»тело?

6.Подведение итогов

-О чём говорили на уроке?

-Что узнали нового?

-Что запомнилось?

-Чего вы никогда не будете делать?

-Что такое почва?

- Назовите её главное свойство.

-Из чего она состоит?

7.Выставление оценок

Подсчёт по листочкам с комментированием

8.Домашнее задание

-Напишите небольшой рассказ «Путешествие маленького червячка»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!