Урок окружающего мира в 4 классе
(УМК «Начальная школа ХХI века»)
учитель начальных классов первой категории Карпова Валентина Дмитриевна
2021 г.
Тема урока
«Соседи России: Япония»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели урока: формирование первичных представлений о восточных соседях России – Японии.
Задачи урока:
Образовательные:
познакомить с культурой и традициями народа Японии;
расширить представления о географии стран мира, в частности Японии;
Развивающие (предметные):
(УУД): развивать креативность, творческое мышление;
Воспитательные:
повышать мотивацию к учебно-познавательной деятельности;
воспитывать бережное отношение к культуре Японии;
воспитывать бережное отношение к природе.
План проведения урока
Организационный момент. Вход в урок.
Актуализация знаний учащихся. Деление на группы.
Работа над новым материалом.
Создание проблемной ситуации.
Поиск информации. Работа в группах.
Обмен информацией. Отчёты групп о проделанной работе.
Обобщение знаний.
Рефлексия.
Домашнее задание.
Оборудование урока
Мультимедийное оборудование.
Интерактивная доска.
Интернет.
Конверты с заданиями.
Веер японский (настенный).
Веера (маленькие).
Столик низкий (для чайной церемонии).
Чайник китайский, 4 вытянутые чашки, 4 пиалы.
Кимоно.
Палочки деревянные (для еды).
Палочки для волос.
Монетки (талисман).
Энциклопедии.
Картинки.
Мягкие тапочки.
Ход урока
Организационный момент. 2 мин.
Дети стоят на входе в класс.
-Ребята проходите!
- Я Карпова Валентина Дмитриевна проведу у вас урок окружающего мира. Встаньте пожалуйста полукругом.
(Разуваюсь и становлюсь на коврик).
-Коницива!
- Вас что-то удивило?
- Я поприветствовала вас на языке одной из восточных стран. Эта древняя традиция символизирует чистоту души, уважение к гостям.
Актуализация знаний. 3 мин.
- Обратите внимание на эти предметы. Они вам подскажут о какой стране на уроке пойдет речь.
Чтобы определить страну предлагаю поиграть в игру «Да-нет»:, вы можете
задавать мне вопросы. Я могу отвечать только Да или Нет.
дети задают вопросы
Как вы уже догадались речь пойдет о Японии.
Создание проблемной ситуации.
Учебно-мозговой штурм. 2 мин.
- А что бы хотели узнать об этой стране? (дети отвечают)
Слайд цель урока
Сегодня на уроке мы познакомимся с географическим положением, традициями, природой Японии.
Прошу вас выбрать понравившийся камушек и занять свое место за рабочим столом.
Слово учителя: Япония страна очень удивительная. Ее называют страной наоборот. Здесь пальто подают не мужчины, а женщины. Руль с правой стороны, а не с левой. Письменность сверху вниз. Кошки без хвостов, а сады из камней.
Креатив бой. 7 мин. ролик геогр.положение
Внимание на экран.
В Японии часто бывают землетрясения. Какие должны быть дома в этой стране? Предлагаю вам поработать в группах и представить идеи о том, какие должны быть дома в этой сейсмически активной стране.
Работаем в группах 3 минуты.
Обратите внимание на памятки по правилам работы в группе. При завершении работы дайте сигнал.
Опрос по группам
Традиционные одноэтажные дома в Японии строились из тростника и бамбука. А как же строят высотные здания? Сразу включить видео о танцующих
высотках в Японии
Внутри здания огромный ствол на резиновой прослойке, а внутри ствола приспособление, которое гасит все вибрации. Такое решение было найдено благодаря ученым и конструкторам.
Таким образом: здания и сооружения в Японии приспособлены к землетрясениям.
Отразим итог выполнения этого задания на силуэте страны.
(я вывешиваю картинку на силуэт страны)
Метод Робинзона. 5 мин.
Ребята, скажите пожалуйста, 2021 год в России это год…? Слайд!
Да 2021год-это год науки и технологий.
Япония страна изобретений. Именно в Японии были придуманы видеокамера, DVD-диски, плеер, селфи-палка, роботы-андроиды. (на экране)
У вас на столах лежат предметы. Ваша задача придумать как мы можем применить эти предметы в жизни, кроме их прямого назначения. Работаем 2 минуты
(ответы групп – селфи-палка, DVD-диск, флешка)
Сделаем вывод: Япония страна научных открытий и передовых технологий. Отразите пожалуйста итог выполненной работы на силуэте страны.
ФМ! 2 мин.
Выйдите пожалуйста из-за парт и подойдите к столикам для песка. В Японии популярны сады камней. Я предлагаю вам создать свой сад камней. Он будет состоять из трех камней разной величины. Их нужно положить в разные места и грабельками нарисовать бороздки вокруг камней, и вдоль по всему столику.
Посмотрите как красиво у вас получилось. Полюбуемся. У японских школьников есть такой урок – урок любования.
Спасибо предлагаю вернуться на свои места.
(ПОД МУЗЫКУ СОЗДАЮТ САД КАМНЕЙ)
Работа в группах.
У вас на столах лежат зеленые листы с заданиями для работы в группе. Время работы – 6 мин. Приступаем к работе, не забываем просигналить о завершении работы.
Работа в группах завершена. Слово 1 группе.
Творческие отчёты групп. Обмен информацией.
1 группа работает над праздниками Японии.
Отразите результат работы.
2 группа над церемонией чаепития
Отразите результат работы.
3 группа над природой Японии
Отразите результат работы.
Рефлексия.
- Итак, наше 1 знакомство с Японией завершается.
Глядя на силуэт Японии выберите то с чем у вас ассоциируется эта страна.
Продолжи фразу: Япония для меня – это…
Домашнее задание.
- Всё ли вы узнали о Японии, что хотели?
-Всё знать мы, конечно же, не можем. Где вы можете найти информацию? (Дети перечисляют).
Д.З. На память о нашем уроке хочу подарить вам цветок сакуры, внутри которого вы найдете домашнее задание. Домо оригато! Сайонара!
1 группа
Откройте ноутбук, выйдите в интернет, наберите «Национальные праздники Японии», FB.ru
Прочитайте информацию о национальных праздниках Японии, перечислите их и опишите праздник «Цветение Сакуры».
Начните свой ответ так: «Мы познакомились с праздниками Японии; это….»
Самый популярный праздник это Праздник Цветение Сакуры.
2 группа
Прочитайте текст.
Вам нужно показать чайную церемонию. Выберите ученика читающего текст, а другой ученик будет показывать. Можно воспользоваться всем необходимым. (выбрать предметы для этой церемонии)
На чаепитие приглашают гостей заранее,
В японской одежде - кимоно. С собой нужно иметь веер. Входя в домик, мастер снимает обувь обязательно кланяется и садится на колени. Рядом с ним лежит посуда, необходимая при заварке чая: В абсолютном молчании Хозяин церемонии должен насыпать в чашку зеленый чай и залить его кипятком. Затем четкими движениями масса взбивается при помощи бамбукового веничка. Чайный порошок должен полностью раствориться и превратиться в пену. Все это время гости наблюдают за процессом. Далее чаша передается самому почетному гостю, и тот делает первый глоток, отпивая чай. Далее начиналась неторопливая беседа.
3 группа.
Познакомьтесь с растительным и животным миром Японии, используя предложенную информацию.
С помощью доски создайте морфологический ящик «Растения и животные Японских островов».
Растительный и животный мир Японии.
Удивителен и разнообразен растительный мир Японии. Здесь растут ель, сосна, пихта, дубы, березы, клены, бамбук, фикусы, папоротники, орхидеи, камелии.
Что касается животного мира Японии, в стране водятся бурые медведи, макаки, енотовидная панда, олени, белки, японский сероу (волк и коза в одном). Из птиц встречаются журавли, аисты, фазаны, ласточки, дятлы.
В реках страны водятся карпы, сомы, угри; в морских водах — тихоокеанская сельдь, иваси, тунец, камбала, крабы
Начните свой ответ так: «Мы изучали растительный и животный мир».
Растения Японии
Животные Японии
Енотовидная панда
Японский сероу, волк и коза в одном.
Белка Фазан Сосна Бамбук Японский клен Японская береза
Камелия Японский дуб Австралийский аотус Баобаб
Африканский слон Кенгуру Коала Жираф
Японский домик Высотные здания Робот DVD диски Праздник Сакуры
Чайная церемония Чай Енотовидная панда Макаки Японский клен
Япония
Япония
Япония
Япония