Методическая разработка урока окружающего мира
УМК «Школа России»
Урок окружающего мира во 2 классе
Учитель: Пляскина Л.П.
Дата проведения: 24.11.2021 года.
Тема: Про кошек и собак.
Цель: создать условия для повышения познавательной и творческо-поисковой активности детей, развития их личностно-мотивационной сферы.
Планируемые результаты
Предметные:
ученики познакомятся с породами кошек и собак;
научатся приводить примеры разных пород собак и кошек, пользуясь атласом-определителем;
смогут извлекать из дополнительных источников нужную информацию.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
ученики получат возможность самостоятельно формулировать учебную цель и задачи;
проанализируют и обобщат полученные знания.
Коммуникативные УУД:
ученики продолжат формирование умений работать в парах и группах;
получат возможность высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения.
Регулятивные УУД:
ученики продолжат развивать и контролировать свою речь;
смогут адекватно оценить свою работу и работу одноклассников, научатся исправлять ошибки.
Личностные результаты:
осознают необходимость бережного отношения к домашним животным и необходимость нести ответственность за них;
продолжат формирование адекватной самооценки и положительной мотивации к обучению.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Прозвенел для нас звонок,
Начинается урок.
Вы тихонечко садитесь
И работать не ленитесь.
II. Актуализация знаний.
Учитель: предлагаю вам ответить на вопросы теста по теме прошлого урока «Животные живого уголка».
Самопроверка по эталону.
III. Самоопределение к деятельности.
Цель этапа: формирование умения самостоятельно ставить учебную цель и задачи.
Кроссворд «Домашние животные»
1. Он зайчишкам младший брат,
И ему ребенок рад.
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. (кролик)
2. Среди двора стоит копна:
Спереди вилы, сзади метла. (корова)
3. Четыре ноги,
Пятый – хвост,
Шестая – грива. (лошадь)
4. С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
Доится, а не корова,
Лыко дерет, а лаптей не плетет. (коза)
5. По горам, по долам
Ходят шуба да кафтан. (овца)
Учитель: Отгадайте кроссворд. Какое слово получилось?
Ученик: Кошка.
Учитель: А вот еще одна загадка: «На сене лежит, сама не ест и другим не дает».
Ученик: Собака.
Учитель: Назовите тему урока.
Ученик: «Кошки и собаки».
Учитель: Какие учебные задачи поставим перед собой? Что вы хотите узнать о кошках и собаках?
Ученики: Как правильно за ними ухаживать? Могут ли домашние животные прожить без человека? А человек без них? Узнать о породах кошек и собак. Как узнать настроение кошек и собак? Для чего люди заводят домашних животных?
Учитель: В какой последовательности рассмотрим вопросы?
Ученик: Для чего люди заводят домашних животных? Какие породы кошек и собак известны? Как правильно за ними ухаживать? Как узнать настроение своего питомца? Могут ли кошки и собаки прожить без человека?
Учитель: Сегодня мы познакомимся с животными, которые живут рядом с нами, узнаем об ответственности за них, о бережном отношении к тем, кого приручили. Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Как вы понимаете смысл этих слов?
IV. Работа по теме.
Цель этапа: развитие умения анализировать и обобщать полученные знания; осознание необходимость нести ответственность за домашних животных; развитие умения приводить примеры разных пород собак и кошек, пользуясь атласом-определителем.
Беседа о кошках
Учитель: Есть один прекрасный зверек, который живет в наших домах. У кого дома есть кошка?
Кошка живет рядом с человеком не одну тысячу лет. Но до сих пор она остается существом во многом таинственным. В Древнем Египте кошку боготворили. Смертная казнь ждала того, кто убьет кошку.
В Европе не везло черным кошкам: люди полагали, что они приносят в дом несчастье.
А вот в Японии кошек любят.
В Древней Руси хозяйственные качества кошки впервые оценили церковнослужители.
Вот видите, к кошкам относились по-разному. Кошка имеет особые качества. Какие именно? Назовите их.
Ученики: У кошки тонкий слух. Она часто умывается. У нее острое зрение, она хорошо видит ночью. Она ловко лазает по деревьям. Кошка падает всегда на лапы.
Учитель: На свете около шестидесяти пород кошек. Любые из них нуждаются в заботе и добром отношении человека.
Помните! Если вы взяли в дом маленького котенка, то должны быть за него в ответе.
V. Физкультминутка (музыкальная).
VI. Продолжение работы по теме урока.
Беседа о собаках
Цель этапа: развитие наблюдательности, внимания, памяти, речи учеников.
Учитель: Очень часто в семьях заводят собаку. Собака – наш самый верный и преданный друг. Родоначальниками собак был волк. Всех собак можно разделить на три большие группы: служебные, охотничьи и декоративные. А есть и беспородные собаки –
дворняжки.
Учитель: Как вы думаете, сколько пород собак существует? Найдите ответ в учебнике.
Учитель: Как ухаживать за собакой? Какие личные вещи нужны вашим питомцам?
«Собака – друг человека». Как вы понимаете это высказывание? Какую же роль играет каждая из пород для человека?
VII. Работа в группах.
Цель этапа: формирование умения слушать и понимать других, строить речевое высказывание в устной форме.
Группа №1 готовит сообщение о служебных собаках.
Группа №2 готовит сообщение о декоративных собаках, группа №3 – об охотничьих. (Учащиеся пользуются атласами-определителями для подготовки сообщений.)
VIII. Рассказ о породах собак.
Цель этапа: выслушать сообщения участников групп по теме.
IX. Итог урока. Рефлексия.
Цель этапа: учить задавать вопросы по теме, обобщить все сказанное на уроке, оценить свои достижения.
Учитель: Наш урок подошел к концу. Какие задачи мы ставили перед собой? Все ли выполнено?
Учитель: Оцените свои достижения на уроке, используя «Лесенку успеха».
Учитель: Я хочу, чтобы вы всегда помнили: «Человек в ответе за тех, кого приручил».
X. Домашнее задание: приготовить рассказ о своих питомцах или подобрать загадки о домашнем животном (по выбору учащихся).