- формирование у учащихся представлений о луге, как природном сообществе; познакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью и влиянием человека на луг; определение взаимосвязи живых организмов в природном сообществе – луг;
- развитие познавательной активности у детей, интереса, умения наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы; развитие творческих способностей, коммуникативных навыков в ходе групповой работы;
| Этапы урока | Ход урока | Действия учащихся |
1 | Организационный момент 1 мин. | - Здравствуйте ребята! Меня зовут Христенко Татьяна Александровна, сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Чтоб природе другом стать, Тайны все ее узнать, Все загадки разгадать, Будем вместе развивать у себя внимательность, А поможет все узнать наша любознательность. | Настрой на работу. Дети садятся. |
2 | Мотивация к учебной деятельности | Улыбнитесь друг другу и скажите: «У меня все получится! Я все умею!». А я желаю вам удачи. | |
3 | Актуализация полученных знаний. 2 мин. | Ребята, как называется раздел, который мы сейчас изучаем? А какие природные зоны и природные сообщества уже изучили? Молодцы, правильно ответили. А как вы думаете все ли природные сообщества, мы уже изучили? | Природные зоны и природные сообщества. Арктика, тундра, лес, степь, пустыня, горы, пресные водоемы, болото. Нет, не все. |
4 | Постановка учебной задачи 5 мин. | Для того чтобы узнать какое природное сообщество еще не изучали, я предлагаю совершить небольшое путешествие и перенестись в одно замечательное место. Но при этом вам нужно закрыть глаза. Расслабьтесь и просто послушайте. Раздаются звуки луга: жужжание насекомых, пение птиц. Откройте глаза. Кто угадал, где мы только что побывали? Правильно. Это луг. Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня на уроке будем говорить? Кто сможет сформулировать тему нашего сегодняшнего урока? На какие вопросы мы должны ответить с вами на уроке? Что? Продолжите вопрос. Какие? Зачем? Ребята, вот что у нас получилось, на какие вопросы мы должны сегодня ответить. | Ребята закрывают глаза и слушают. Мы побывали на лугу. О луге. Жизнь луга Что? Какие? Зачем? Что такое луг? Какие растения растут на лугу? Какие животные обитают на лугу? Роль растений и животных в жизни луга? Как использует луга человек? Как сохранить луга? |
5 | Работа с учебником 2 мин. | Ребята, прежде чем начать отвечать на данные вопросы скажите мне, а кто знает, что такое луг? Давайте сравним ваши ответы с определением, которое дает автор учебника. Откройте учебники на странице 170 и найдите определение, что же такое луг. | Ответы детей. Отвечает один человек |
6 | Работа в группах. Выполнение мини проекта Самостоятельная работа детей в группах 5 мин. | Ребята, а вы знаете кто такие исследователи? Вот и сегодня в роли исследователей выступать будете вы сами и ответите на оставшиеся вопросы. Исследование будем проводить в группах. У каждой группы будет свой предмет исследования. У нас будет три группы. 1 группа «Ботаники»: изучает материал о растениях луга. 2 группа «Зоологи»: изучает материал о животных луга. 3 группа «Экологи»: изучает материал о значении луга для человека и роли человека в жизни луга. У вас на партах лежат инструкции, так же конверты с материалом, который вам необходим для выполнения исследования. Ознакомьтесь с инструкцией. Я вижу, что вы уже справились с заданием и предлагаю немного отдохнуть, для этого сделаем физминутку. | Ответы детей. Самостоятельная работа. |
7 | Физкультминутка 1 минута | Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась, Раз – водой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – полетела, На цветочек тихо села. | Делают физминутку. |
8 | Отчеты групп по своему исследованию 5 минут | Ребята, вы поработали в группах, немного отдохнули, а теперь заслушаем отчеты групп по своему исследованию и составим картину, которая будет называться «Луг». Ребенок наклеивает полоску с растениями на луг, рассказывает о том, какие растения растут на лугу. Ребенок наклеивает полоску с животными луга, рассказывает, какие животные обитают на нем. Ребенок рассказывает о значении луга. Посмотрите, какой красивый луг у нас с вами получился. Вот – лютик едкий. Он растет на территории нашего края. А какие еще растения есть в нашем крае? А животные? А есть ли взаимосвязь между растениями и животными луга? Какая? Кто чем или кем питается? Что мы с вами составили? Составьте цепь питания из тех живых существ, которые изображены на рисунках. Один человек выходит составляет цепь питания. | Составляют картину луга Зверобой, клевер, мятлик, люцерна Перепел, крот, ящерицы, Да. Они питаются. Мышь ест семена растений, бабочки собирают нектар с цветов Цепи питания Нектар цветов – бабочка – перепел |
9 | Просмотр мультфильма 5 минут | Ребята, вы очень хорошо поработали сейчас. Поэтому в заключении я хочу продемонстрировать вам м\ф «Как дед великое равновесие нарушил». (Просмотр м\ф) Какое равновесие нарушил дед? Какая взаимосвязь показана в м\ф? Ребята, на самом ли деле произойдет что-то страшное, если исчезнет, одно из звеньев цепи? Какую цепь питания мы можем составить, опираясь на этот мультфильм? А можем ли мы составить еще одну цепь питания. Какая это будет цепь? Один человек выходит составить цепь. Все ли персонажи мультфильма использованы в построении цепей питания? Кто не задействован? А почему мы их не задействовали? Они не столь важны? Если не будет опыления цветов – не будет семян, новых растений. А мыши питаются семенами растений. | Пищевая цепочка сообщества луга Клевер – мышь (семена клевера) – сова Клевер – корова – дед Нет не все. Шмели. |
10 | Итоги урока. 3 мин. | Давайте еще раз вспомним тему урока. Какие вопросы ставили? Получили ли мы на них ответ? Почему луг называют природным сообществом? Какие растения встречаются на лугу? Какие животные живут на лугу? А сейчас я предлагаю вам немного поиграть. Игра называется «Да» - «Нет». Я буду читать вам предложения, а вы, если отвечаете «да» - тогда хлопаете в ладоши. На лугу растет трава. На траве лежит роса. Ходит по лугу медведь. Он берлогу строит здесь. Василек, ромашка, лютик на лужочке расцвели. И береза, липа, туя рядом с ними проросли. В ясный солнечный денек пчела села на цветок. В сказке зимней очутился – луч в перину превратился. Ель нарядная стоит на лугу и ждет гостей. | Жизнь луга. |
11 | Рефлексия 1 мин. | Ребята, а сейчас я попрошу вас оценить свою работу на уроке. Для этого вам необходимо продолжить предложения. Сегодня мы узнали о … Урок заставил меня задуматься о … Для меня было открытием … Сегодня на уроке я научился… У вас на столах лежат бабочки, с помощью которых передайте свое настроение от урока. Если вам было интересно и понятно (показываю бабочку). Если же урок был не интересным или что-то было не понятно (показываю бабочку). Прикрепите выбранную бабочку на наш луг. По прикрепленным бабочкам я делаю вывод, что урок был полезным и интересным. | |
12 | Домашнее задание | Домашним заданием вам будет материал, который находится в учебнике на страницах 170-173. Задание записано на доске. | |
| | На этом наш урок закончен. Вы все очень хорошо поработали на уроке. Большое спасибо за работу. | |