СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира "Жизнь луга"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме "Жизнь луга".

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира "Жизнь луга"»

Урок окружающего мира в 4 классе (УМК «Гармония»)

Тема: «Жизнь луга».

Цели:

- формирование у учащихся представлений о луге, как природном сообществе; познакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью и влиянием человека на луг; определение взаимосвязи живых организмов в природном сообществе – луг;

- развитие познавательной активности у детей, интереса, умения наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы; развитие творческих способностей, коммуникативных навыков в ходе групповой работы;

- воспитание любви к природе, бережное отношение к родине;

Задачи: создать условия для развития универсальной учебной деятельности:

Предметных:

  • Определение взаимосвязи живых организмов в природном сообществе – «луг».

Познавательных:

  • Организация побуждающего диалога с целью подведения учащихся к самостоятельному выделению и формулировке познавательных задач;

  • Организация работы по обобщению информации;

  • Формирование умения строить сообщения в устной и письменной форме;

  • Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Регулятивных:

  • Обучение учащихся выделению и осознанию того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;

  • Обучение учащихся планировать и контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания;

Коммуникативных:

  • Создание условий для общения в процессе учебного занятия через работу в группах, фронтальную работу;

Личностных:

  • Создание условий для проявления познавательной инициативы в оказании помощи одноклассникам;

  • Формирование ценностных ориентиров в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  • Создание условий для принятия ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранного поведения.

Ожидаемые результаты: Ученик знает растения и животных луга, знает связь между растительным и животным миром луга, усвоил значение лугов для человека, понимает важность экологических проблем, связанных с данным сообществом.

Оборудование: ноутбук, экран, проектор, презентация «Жизнь луга», аудиозапись, плакат «Луг», карточки заданием, конверты с изображением растений и животных луга, карточки для составления цепей питания, плакат «Значение луга для человека», учебник.



Этапы урока

Ход урока

Действия учащихся

1

Организационный момент

1 мин.

- Здравствуйте ребята! Меня зовут Христенко Татьяна Александровна, сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все ее узнать,

Все загадки разгадать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет все узнать наша любознательность.

Настрой на работу.

Дети садятся.

2

Мотивация к учебной деятельности

Улыбнитесь друг другу и скажите: «У меня все получится! Я все умею!». А я желаю вам удачи.


3

Актуализация полученных знаний.


2 мин.

Ребята, как называется раздел, который мы сейчас изучаем?


А какие природные зоны и природные сообщества уже изучили?


Молодцы, правильно ответили. А как вы думаете все ли природные сообщества, мы уже изучили?

Природные зоны и природные сообщества.


Арктика, тундра, лес, степь, пустыня, горы, пресные водоемы, болото.

Нет, не все.

4

Постановка учебной задачи


5 мин.

Для того чтобы узнать какое природное сообщество еще не изучали, я предлагаю совершить небольшое путешествие и перенестись в одно замечательное место. Но при этом вам нужно закрыть глаза. Расслабьтесь и просто послушайте.


Раздаются звуки луга: жужжание насекомых, пение птиц.


Откройте глаза. Кто угадал, где мы только что побывали?

Правильно. Это луг.

Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня на уроке будем говорить?

Кто сможет сформулировать тему нашего сегодняшнего урока?

На какие вопросы мы должны ответить с вами на уроке?


Что? Продолжите вопрос.

Какие?

Зачем?


Ребята, вот что у нас получилось, на какие вопросы мы должны сегодня ответить.








Ребята закрывают глаза и слушают.




Мы побывали на лугу.


О луге.


Жизнь луга


Что? Какие? Зачем?






  • Что такое луг?

  • Какие растения растут на лугу?

  • Какие животные обитают на лугу?

  • Роль растений и животных в жизни луга?

  • Как использует луга человек?

  • Как сохранить луга?

5

Работа с учебником

2 мин.

Ребята, прежде чем начать отвечать на данные вопросы скажите мне, а кто знает, что такое луг?

Давайте сравним ваши ответы с определением, которое дает автор учебника. Откройте учебники на странице 170 и найдите определение, что же такое луг.

Ответы детей.



Отвечает один человек

6

Работа в группах. Выполнение мини проекта









Самостоятельная работа детей в группах

5 мин.

Ребята, а вы знаете кто такие исследователи?

Вот и сегодня в роли исследователей выступать будете вы сами и ответите на оставшиеся вопросы. Исследование будем проводить в группах. У каждой группы будет свой предмет исследования. У нас будет три группы.


1 группа «Ботаники»: изучает материал о растениях луга.

2 группа «Зоологи»: изучает материал о животных луга.

3 группа «Экологи»: изучает материал о значении луга для человека и роли человека в жизни луга.

У вас на партах лежат инструкции, так же конверты с материалом, который вам необходим для выполнения исследования. Ознакомьтесь с инструкцией.

Я вижу, что вы уже справились с заданием и предлагаю немного отдохнуть, для этого сделаем физминутку.

Ответы детей.











Самостоятельная работа.

7

Физкультминутка


1 минута

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась,

Раз – водой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела,

На цветочек тихо села.

Делают физминутку.

8

Отчеты групп по своему исследованию


5 минут

Ребята, вы поработали в группах, немного отдохнули, а теперь заслушаем отчеты групп по своему исследованию и составим картину, которая будет называться «Луг».


Ребенок наклеивает полоску с растениями на луг, рассказывает о том, какие растения растут на лугу.


Ребенок наклеивает полоску с животными луга, рассказывает, какие животные обитают на нем.


Ребенок рассказывает о значении луга.


Посмотрите, какой красивый луг у нас с вами получился. Вот – лютик едкий. Он растет на территории нашего края. А какие еще растения есть в нашем крае?


А животные?

А есть ли взаимосвязь между растениями и животными луга?

Какая?

Кто чем или кем питается?


Что мы с вами составили?

Составьте цепь питания из тех живых существ, которые изображены на рисунках.

Один человек выходит составляет цепь питания.

Составляют картину луга














Зверобой, клевер, мятлик, люцерна

Перепел, крот, ящерицы,

Да.


Они питаются.

Мышь ест семена растений, бабочки собирают нектар с цветов

Цепи питания

Нектар цветов – бабочка – перепел


9

Просмотр мультфильма


5 минут

Ребята, вы очень хорошо поработали сейчас. Поэтому в заключении я хочу продемонстрировать вам м\ф «Как дед великое равновесие нарушил».

(Просмотр м\ф)

Какое равновесие нарушил дед? Какая взаимосвязь показана в м\ф?

Ребята, на самом ли деле произойдет что-то страшное, если исчезнет, одно из звеньев цепи?

Какую цепь питания мы можем составить, опираясь на этот мультфильм?

А можем ли мы составить еще одну цепь питания. Какая это будет цепь?

Один человек выходит составить цепь.

Все ли персонажи мультфильма использованы в построении цепей питания?

Кто не задействован?

А почему мы их не задействовали? Они не столь важны?

Если не будет опыления цветов – не будет семян, новых растений.

А мыши питаются семенами растений.





Пищевая цепочка сообщества луга




Клевер – мышь (семена клевера) – сова

Клевер – корова – дед



Нет не все.


Шмели.


10

Итоги урока.


3 мин.

Давайте еще раз вспомним тему урока.

Какие вопросы ставили?

Получили ли мы на них ответ?

Почему луг называют природным сообществом?

Какие растения встречаются на лугу?

Какие животные живут на лугу?


А сейчас я предлагаю вам немного поиграть. Игра называется «Да» - «Нет». Я буду читать вам предложения, а вы, если отвечаете «да» - тогда хлопаете в ладоши.

На лугу растет трава.

На траве лежит роса.

Ходит по лугу медведь.

Он берлогу строит здесь.

Василек, ромашка, лютик на лужочке расцвели.

И береза, липа, туя рядом с ними проросли.

В ясный солнечный денек пчела села на цветок.

В сказке зимней очутился – луч в перину превратился.

Ель нарядная стоит на лугу и ждет гостей.

Жизнь луга.


11

Рефлексия

1 мин.

Ребята, а сейчас я попрошу вас оценить свою работу на уроке. Для этого вам необходимо продолжить предложения.

  • Сегодня мы узнали о …

  • Урок заставил меня задуматься о …

  • Для меня было открытием …

  • Сегодня на уроке я научился…


У вас на столах лежат бабочки, с помощью которых передайте свое настроение от урока. Если вам было интересно и понятно (показываю бабочку). Если же урок был не интересным или что-то было не понятно (показываю бабочку). Прикрепите выбранную бабочку на наш луг.

По прикрепленным бабочкам я делаю вывод, что урок был полезным и интересным.


12

Домашнее задание

Домашним заданием вам будет материал, который находится в учебнике на страницах 170-173. Задание записано на доске.




На этом наш урок закончен. Вы все очень хорошо поработали на уроке. Большое спасибо за работу.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!