Этап/время | Цель этапа (планируемый результат) | Деятельность учителя (прямая речь + действия) | Сопровождение (методические материалы) | Деятельность обучающихся (действия +примерные ответы) |
Организационный этап 1 мин | Организация внимания всех учащихся; создание комфортной атмосферы для успешной работы. | Здравствуйте дети! Меня зовут Евгения Юрьевна, рада приветствовать вас на уроке окружающего мира. Проверьте наличие учебных принадлежностей, вспомните правила посадки. Улыбнитесь друг другу и настройтесь на рабочий лад. | | |
Актуализация 5 мин ПР: создание ситуации для успешной деятельности по обмену своими мыслями, впечатлениями, доводами. | Повторение изученного материала необходимого для "открытия нового знания"; выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. | Откройте учебники на 85стр. Мы начинаем работать над новым разделом. Прочитайте про себя его название. Предположите, чему мы будем учиться, изучая этот раздел? С какой страны мы начнём наше путешествие? Назовите мне главный город России. Верно, это Москва.(учитель выводит на экран фотографию красной площади). Если дети затрудняются, учитель выводит на экран фотографию Красной площади. Учитель переключает на фотографию Золотого кольца. Как думаете, что это? Причем здесь кольцо и путешествие по России? | Учебник, презентация. | В разделе «Путешествие по городам и странам» мы будем…(дети выдвигают свои предположения). С Российской Федерации. Столица России-Москва. Предположения детей Города в маршруте расположены в форме некой окружности. |
Целеполагание 3 мин ПР: понимание учебной задачи урока и стремление её выполнять; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления | Обсуждение затруднений; проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить. | Рассмотрите карту Золотого кольца в учебнике. Путешествие по Золотому кольцу начинается с Москвы по следующему маршруту(учитель указкой показывает направление). Замыкает путешествие столица. Почему же кольцо называется золотым? Сформулируйте тему урока. Сформулируйте цель урока. | Карта З.К.(см. в приложении) | Дети работают с картой Золотого кольца. Потому что города, входящие в состав Золотого кольца, имеют свою неповторимую культурную ценность для страны. Золотое кольцо России. Познакомиться с городами, входящими в состав Золотого кольца. |
Открытие нового знания 6 мин ПР: Формирование чувства гордости и восхищения своей Родиной и её культурными ценностями; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование интереса к культуре и истории своего народа, родной стране. Формирование представления о Золотом кольце России; формирование представления о городах и достопримечательностях Золотого кольца. Создание ситуации для успешной деятельности по обмену своими мыслями, впечатлениями, доводами. | Построение проекта выхода из проблемной ситуации; выбор вместе с учащимся оптимальный способ действий для решения затруднения. | Посмотрите на карту на 86стр. 1. Поставьте палец на Москву. Из Москвы мы отправляемся на северо-восток, в какой город? На карте, на доске, учитель отмечает флажком названный город. Как вы думаете, почему такое название у города? Он назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь – Троице-Сергиева лавра. Слово «лавра» означает главный, самый важный монастырь. И он действительно признан главным монастырём России. На территории Троице – Сергиевой Лавры располагается Московская Духовная академия – старейшее высшее учебное заведение России. В прошлом столетии здесь жили и работали сотни первоклассных мастеров – игрушечников. Не случайно, именно здесь находится единственный в России “Музей игрушки”, в котором насчитывается около 30000 экспонатов. Предлагаю вам посмотреть на игрушки и вспомнить их названия. | Карта З.К. в учебнике, на доске. Слайды презентации. Слайд с Плешковской игрушкой Слайд с Матрешками Слайд с Дымковской игрушкой Слайд Олимпийским мишкой | Дети работают с картой. Двигаются на северо-восток в Сергиев Посад. Город назван в честь исторической личности. Плешковская игрушка Матрешка Дымковская игрушка Олимпийский мишгка. |
Первичное закрепление 2 мин ПР: понимание учебной задачи урока и стремление её выполнять; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. П: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; | Закрепление усвоенных новых знаний и способов действий на уровне. | Откройте рабочие тетради на 53 странице. Выполните №1 частично. Подпишите тот город, о котором вы только что узнали. Выполните №2 на 54 странице. Напишите достопримечательности города, с которыми мы сейчас познакомились. | Рабочая тетрадь. | Дети подписывают название города-Сергиево Посада на карте рабочей тетради. Дети вписывают ряд достопримечательностей: Троице-Сергиева лавра, Московская Духовная академия, Музей игрушки. |
Открытие нового знания 5 мин ПР: Формирование чувства гордости и восхищения своей Родиной и её культурными ценностями; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование интереса к культуре и истории своего народа, родной стране. Формирование представления о Золотом кольце России; формирование представления о городах и достопримечательностях Золотого кольца. Создание ситуации для успешной деятельности по обмену своими мыслями, впечатлениями, доводами. | Построение проекта выхода из проблемной ситуации; выбор вместе с учащимся оптимальный способ действий для решения затруднения. | 2. Переславль-Залесский. Найдите город на карте учебника. На карте, на доске, учитель отмечает флажком названный город. Этот город, также как Москва, был основан князем Юрием Долгоруким. Он раскинулся на берегу древнего живописного Плещеева озера. Возраст озера целых 150тыс. лет! Переславль считается одним из заповедных и привлекательных городов Золотого кольца, а также считается родиной русского флота. Здесь сохранились старинные церкви и другие творения русского зодчества: Спасо - Преображенская церковь, уникальные Музей Утюга и Музей Чайника. Плещеево озеро нередко называют «колыбелью» русского военно-морского флота. Здесь, в Переславле-Залесском, в конце XVII века юный царь Пётр I создал свою потешную флотилию. С музеем рядом стоит памятник Петру Великому - основателю военного флота России. Переславль- Залесский – впервые упоминается в летописи под 1152г.. как город Переславль, основанный князем Юрием Долгоруким, позже добавлено слово Залесский, т.е. находится за лесом. Благодаря Плещееву озеру город вошёл в историю России. | Слайды презентации. | Находят город на карте учебника. |
Первичное закрепление 2 мин ПР: понимание учебной задачи урока и стремление её выполнять; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. П: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; | Закрепление усвоенных новых знаний и способов действий на уровне. | Откройте рабочие тетради на 53 странице. Выполните №1 частично. Подпишите тот город, о котором вы только что узнали. Выполните №2 на 54 странице. Напишите достопримечательности города, с которыми мы сейчас познакомились. | Рабочая тетрадь. | Дети подписывают название города-Переславля-Залесского на карте рабочей тетради. Дети вписывают ряд достопримечательностей: Спасо - Преображенская церковь, Музей Утюга и Музей Чайника. |
Физминутка 1 мин | Смена деятельности детей с целью предупреждения и снятия утомления, повышения активного внимания и работоспособности. | Наше путешествие ещё не закончилось. Встаём. Проверю насколько внимательно вы меня слушали. Я задаю вам утверждения, а вы переходите в разные стороны класса. Если вы согласны с утверждением-переходите на 1 ряд. Если не знаете, верно утверждение или ложно-на 2 ряд. Если считаете, что утверждение ложно-переходите на 3 ряд. Начинаем! 1. В Сергиевом Посаде находится самый важный монастырь России-Троица-Сергиевой лавры. 2. Музей игрушки находится в Москве. 3. Плещееву озеру 150 тыс. лет. 4. Плещеево озеро находится в Сергиевом Посаде. Присаживайтесь! | | Дети перемещаются на 1 ряд. Дети перемещаются на 3 ряд. Дети перемещаются на 1 ряд. Дети перемещаются на 3 ряд. |
Открытие нового знания 5 мин ПР: Формирование чувства гордости и восхищения своей Родиной и её культурными ценностями; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование интереса к культуре и истории своего народа, родной стране. Формирование представления о Золотом кольце России; формирование представления о городах и достопримечательностях Золотого кольца. Создание ситуации для успешной деятельности по обмену своими мыслями, впечатлениями, доводами. | Построение проекта выхода из проблемной ситуации; выбор вместе с учащимся оптимальный способ действий для решения затруднения. | 3. Чтобы узнать, в какой город мы отправляемся дальше – разгадайте анаграмму в парах. На карте, на доске, учитель отмечает флажком названный город. Этот город – один из самых древних в Золотом кольце, и уже в давние времена его с уважением называли Великим. Самая замечательная часть города – Ростовский Кремль. Отражаются в воде купола-луковки белокаменных храмов, золотые кресты, терема да башенки. И плывёт над озером перезвон колокольный. Это не просто звон, а настоящая музыка. И, чтобы услышать её, приезжают люди со всех сторон, из дальних стран. За его белыми стенами видны многочисленные купола церквей, колокола которых славятся своим мелодичным звоном. Так же известны на весь мир Дмитриевский храм и Церковь Иоанна Богослова. Ростов славится знаменитой ростовской финифтью. Это очень красивые украшения с эмалью – броши, серьги, браслеты, которые хранятся в музее Финифти, и вызывают восхищение окружающих. | Слайды презентации. (на слайде анаграмма – Р С О Т О В) | На партах лежат анаграммы (Р С О Т О В). Дети передвигают буквы и называют отгаданный город. |
Первичное закрепление 2 мин ПР: понимание учебной задачи урока и стремление её выполнять; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. П: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; | Закрепление усвоенных новых знаний и способов действий на уровне. | Откройте рабочие тетради на 53 странице. Выполните №1 частично. Подпишите тот город, о котором вы только что узнали. Выполните №2 на 54 странице. Напишите достопримечательности города, с которыми мы сейчас познакомились. | Рабочая тетрадь. | Дети подписывают название города-Ростова на карте рабочей тетради. Дети вписывают ряд достопримечательностей: Ростовский кремль, Дмитриевский храм и Церковь Иоанна Богослова, музей Финифти. |
Открытие нового знания 4 мин ПР: Формирование чувства гордости и восхищения своей Родиной и её культурными ценностями; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование интереса к культуре и истории своего народа, родной стране. Формирование представления о Золотом кольце России; формирование представления о городах и достопримечательностях Золотого кольца. Создание ситуации для успешной деятельности по обмену своими мыслями, впечатлениями, доводами. | Построение проекта выхода из проблемной ситуации; выбор вместе с учащимся оптимальный способ действий для решения затруднения. | 4. Иногда в Золотое кольцо включают и город, название которого произошло от слова «угол». Как думаете, что это за город? На карте, на доске, учитель отмечает флажком названный город. Углич стоит на реке Волге. Река в этом месте изгибается, течёт “углом”. В Угличе много памятников старины: Дворцовая палата удельных князей, церковь царевича Дмитрия – на крови. Интересна Угличская гидроэлектростанция, одна из первых построенных на Волге. А ещё в Угличе работает большой часовой завод, где делают известные часы “Чайка”. Вот чем славен этот город. | Слайды презентации. | Это город Углич. Дети находят город на карте учебника. |
Первичное закрепление 2 мин ПР: понимание учебной задачи урока и стремление её выполнять; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. П: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; | Закрепление усвоенных новых знаний и способов действий на уровне. | Откройте рабочие тетради на 53 странице. Выполните №1 частично. Подпишите тот город, о котором вы только что узнали. Выполните №2 на 54 странице. Напишите достопримечательности города, с которыми мы сейчас познакомились. | Рабочая тетрадь. | Дети подписывают название города-Углича на карте рабочей тетради. Дети вписывают ряд достопримечательностей: Дворцовая палата удельных князей, церковь царевича Дмитрия – на крови, Угличская гидроэлектростанция. |
Рефлексия 4 мин | | На сегодня наше путешествие заканчивается. Подведем итоги урока. Какая была тема урока? Какая была цель урока? Мы достигли этой цели? Почему это кольцо Золотое? Объясните значения слов. Почему город Углич получил такое название? О каком городе вам было интереснее всего узнать? Откройте дневники, запишите домашнее задание. Найти дополнительный занимательный материал, подготовить доклад о любом из городов. Урок окончен, спасибо! | Дневник, презентация. Лавра-… Финифть-… | Золотое кольцо России. Познакомиться с городами, входящими в состав Золотого кольца. Потому что города, входящие в его состав представляют собой огромную культурную ценность для страны. Главный, самый важный монастырь. Украшения с эмалью Ответы детей. Река Волга в этом месте изгибается, течёт “углом”. Дети записывают домашнее задание. |
Приложение.