СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира "Невидимые нити в живой природе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок предназначен для учащихся 3 класса по ФГОС, УМК "Перспектива".

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира "Невидимые нити в живой природе"»

Урок окружающего мира

Учитель Демкина Г.А.

Класс: 3

Тема: «Невидимые нити в живой природе».

Цель: знакомство с классификацией животных по типу пищи, формирование умения составлять цепи питания.

Планируемые результаты:

Предметные:

-рассказывать о разнообразии животных;

-определять различные группы животных;

-составлять схему цепи питания животных;

-определять невидимые связи в живой природе.

Метапредметные:

Регулятивные:

-выполнять задание в соответствии с целью;

- проводить самопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные:

-формулировать собственное высказывание, используя термины;

-адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Познавательные:

-различать группы животных и обосновывать своё мнение;

- устанавливать невидимые связи между животными по особенностям питания и обосновывать своё мнение.

Личностные:

-проявлять интерес к изучению темы;

-позитивное отношение к результатам обучения при изучении темы.

Ход урока

  1. Организационно – мотивационный этап.

Скажите, какое время года сейчас?

- зима.

Кому нравится это время года? Почему?

Назовите праздник в эти зимние декабрьские дни?

- Новый год.

Новый год – это чудесный праздник, пахнущий ёлкой и мандаринами, вспоминая о нём, мы невольно начинаем улыбаться. Но мне кажется, что каждый из вас вспоминает лето. И я сегодня хочу, чтобы на какое то время к нам вернулось лето.

Летом цветут цветы, летают бабочки, поют птицы, слышен шум детворы. И мне хочется, чтобы вы помогли мне определить, кто эти животные.

Повторение изученного:

  1. Жук божья коровка – насекомое, т.к. у него 6 ног.

  2. Краб – ракообразное, т.к. у них 10 ног.

  3. Рыба – т.к. тело покрыто чешуёй.

  4. Осьминог – моллюск, т.к. имеет мягкое тело.

  5. Петух – птица, т.к. тело покрыто перьями.

  6. Ящерица – пресмыкающееся, т.к. тело покрыто сухими чешуйками.

Молодцы! Правильно определили. А как вы думаете, к какой группе вы отнесете бабочку и почему вы так решили?

Подумайте и скажите, существуют ли в окружающем мире невидимые нити? Какие? Назовите.

Дети: неживая природа- живая природа: растения – животные; человек – природа.

Ребята, попробуйте сформулировать тему урока.

Тема: «Невидимые нити в живой природе».

Какую цель вы поставите перед собой на сегодняшний урок?

Цель: познакомиться с невидимыми нитями в живой природе.

  1. Назовите животных, которых вы видите на картинках.

На доске: волк, заяц, кабан, жёлуди, сосна, жук – короед древоточец, дятел, лисица.

Как выдумаете, есть ли между этими живыми организмами какая–нибудь связь?

Давайте протянем между ними ниточки.

Дети соединяют изображения с помощью флажков.

Теперь давайте узнаем, а чем они питаются.

А можно ли за короткое время узнать все о животных?

Нет. Правильно.

Вот и учёные задумались над этим. На Земле так много животных, что если 1-2 минуты говорить о каждом, можно потратить немало времени. И они разделили их на группы по типу пищи.

Давайте вместе определим, какие это группы.

Слайд (на экране изображения животных: лошадь, корова, свиристель, заяц, пчела, зебра, слон, кузнечик).

- Какой пищей питаются эти животные?

- растениями.

Их называют… РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫМИ.

Слайд (на экране изображения животных: лисица, волк, рысь, тигр, орёл, щука, крокодил).

-А как вы назовёте этих зверушек?

- ХИЩНИКИ.

-Кто такие хищники?

- животные, которые питаются другими животными.

Слайд (на экране изображения животных: ласточка, лягушка, кукушка, трясогузка).

- они питаются насекомыми, значит, НАСЕКОМОЯДНЫЕ.



Слайд (на экране изображения животных: кабан, свинья, ёж, медведь.

И, наконец, последняя группа животных. Что же любят поесть они?

- ягоды, мёд, жёлуди, мелких животных, насекомых, грибы,…

То есть они едят всё. Как же мы их назовём? Верно, ВСЕЯДНЫЕ.

-А теперь давайте сделаем вывод: животные по типу питания делятся на группы:

  1. Растительноядные

  2. Хищники

  3. Насекомоядные

  4. Всеядные

Музыкальная

Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.

Учёные назвали – «сети питания». А состоит сеть из отдельных цепочек. Давайте их отыщем.

Слайд

СОСНА – ЖУК ДРЕВОТОЧЕЦ – ДЯТЕЛ

ЖЁЛУДИ – КАБАН – ВОЛК

ОСИНА – ЗАЯЦ – ЛИСИЦА (или ВОЛК)

-Как называются эти цепочки?

- цепи питания.

-Как вы думаете, что такое «цепь питания»?

Цепь питания – это ряд последовательно питающихся друг другом животных.

-Сколько звеньев в первой цепи питания? 3

-Что является первым звеном:

- растение

-Что является вторым звеном?

- растительноядное или всеядное животное.

-Кто стоит в конце цепи?

- хищник.

Как ставятся стрелки в схеме цепи питания?

- от того, кого съедают раньше.

-А что произойдёт, если уберём одно звено цепочки? Например, насекомых?

- погибнут насекомоядные или другие животные, т.д.

Это называется «экологическое равновесие». Вы сами сделали ещё одно маленькое открытие для себя. Нельзя нарушать экологическое равновесие.

Экологическое равновесие – это устойчивость видового состава живых организмов в природе.

-Всегда ли цепь питания будет оканчиваться хищниками?

- нет, потому что когда хищники погибают, их тело разлагают бактерии и другие микроорганизмы.

Работа в парах

Работать будете в парах. На ваших столах лежат конверты с картинками, белые листы, клей.

Ваша задача: составить схемы цепей питания и наклеить их на листок.



Проверка выполнения: (самопроверка по эталону)

Рефлексия

а)Продолжите предложения:

- Сегодня я на уроке узнал(л) …..

- Я понял(а), что ….

- Мне было интересно….

- Мне было трудно …

Б) Какой вопрос вы бы задали по теме урока, что ещё хотели бы узнать?

– О чем самом главном мы должны помнить?

Цель: познакомиться с невидимыми нитями в живой природе.

-Достигли ли мы этой цели?

-Какие связи вы увидели в живой природе?

-Почему их называют невидимыми нитями?

-Может ли человек разорвать эти нити? Каким образом?

-Что такое «цепь питания»?

-Зачем человеку нужно знать о цепях питания в природе?

Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке. В начале урока мы говорили о приближающемся празднике Новый год, символ Нового года – нарядная ёлка. Ёлка-то у нас есть, а вот игрушек на ней не хватает. Давайте украсим её разноцветными шарами.


Красный шар – урок интересный, всё понятно, было комфортно работать.

Зеленый – вам было интересно работать, материал, в целом, понят, но в дальнейшем вам потребуется небольшая помощь при выполнении заданий;

Голубой шар – материал урока для вас был неинтересен и сложен, вы не поняли его до конца.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!