Тема урока: Отечественная война 1812 года.
Цели урока: Сформировать представления учащихся о войне 1812 года, развивать познавательный интерес, умение делать выводы, воспитывать чувство патриотизма.
Ход урока.
1. Проверка домашнего задания. Кроссворд.
1. | п | о | ж | а | р | с | к | и | й |
| 2. | к | а | л | и | т | а |
| | 3. | п | е | т | р |
п | у | г | а | ч | е | в |
е | л | и | з | а | в | е | т | а |
л | о | м | о | н | о | с | о | в |
| 7. | е | к | а | т | е | р | и | н |
8 | у | ш | а | к | о | в |
| 9 | с | у | в | о | р | о | в |
1. Кто возглавил народное ополчение против польских захватчиков в 1612 году? (Дмитрий Пожарский )
2. Как прозвали Московского князя Ивана Даниловича? (Иван Калита. Он решил объединить разрозненные княжества на Руси)
3. Какой император сказал: «Морским судам быть»? (Петр 1)
4. Предводитель крестьянского движения ( Емельян Пугачев)
5. Императрица, при которой в Москве открыли первый университет (Елизавета Петровна)
6. О ком сказал Пушкин: «Он создал первый русский университет… Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом»? (Ломоносов)
7. Кому без книги и пера было также трудно, как Петру Первому без топора и токарного станка? (Екатерина)
8. Русский флотоводец, не проигравший ни одного морского сражения. (Ушаков)
9. Кому принадлежит фраза, дошедшая до наших дней: «Тяжело в учении, легко в бою»? (Суворов Александр Васильевич)
- Что вы можете рассказать об Александре Васильевиче Суворове?
- Определите ключевое слово. (Отечество)
- Что мы называем Отечеством? (Свою Родину, свою страну, где родился и гражданином которой являешься)
-Как можно назвать людей, о которых мы сегодня говорили? (Патриоты – люди, которые преданы своей стране, родине, своему народу)
2. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы с вами перелистывая трагические страницы истории нашей страны, нашего Отечества поговорим о патриотах, участвующих в военных действиях страны. Любая война – трагедия для народа. Это всегда смерти, потери близких. В каждой войне выделяются люди, которые встают на защиту Отечества. В истории нашей страны две Отечественные войны. Какие?
О первой Отечественной войне, войне 1812 года мы с вами будем говорить на этом уроке. Тема нашего урока так и называется: «Отечественная война 1812 года» (На доске тема урока « Отечественная война 1812 года» и определение: Отечественная война – всенародная, справедливая, освободительная борьба с захватчиками. )
- Какую войну называют отечественной?
3. Работа по теме урока.
_ - В начале 19 века армия императора Франции Наполеона завоевала почти всю Европу, так как 10 лет непрерывно воевала с соседними странами. Наполеон решил завоевать весь мир. «Через 3 года я буду господином всего мира.., остается одна Россия, но я раздавлю ее»- заявил он перед вторжением в Россию (Обращение к карте)
Громадная армия, состоящая из французских, немецких, польских, итальянских и других солдат завоеванных стран в 1812 году вторглось на российскую территорию и стала с боями продвигаться в глубь страны. Но, прежде чем узнать о том, что было дальше, послушаем о том, кто такой Наполеон Бонапарт.
Доклад ученика:
Наполеон Бонапарт-человек необычной судьбы. Он родился 15 августа 1769 года на небольшом острове Корсика. Сын бедного дворянина Наполеон окончил военную академию в Париже, когда ему было 16 лет. Бонапарт много работал без отдыха, запоминал каждого солдата, заботился о каждом из них. Солдаты любили своего командира. В 24 года он уже был генералом. Армия помогла ему совершить переворот и стать императором. Имея в своем распоряжении лучшую армию в Европе, Наполеон стал захватывать европейские страны. Французская армия была численностью более 600 000 человек, а у России к началу войны было только 240 000 солдат. Французы были уверены, что Россия вскоре погибнет. «Я иду в Москву, - говорил Наполеон, - и в одно или два сражения все кончу». В самом деле все предвещало французам победу: это громадность сил, гениальность полководца, его удача и непобедимость. В русском народе имя Наполеона распространяло какой-то таинственный страх, но народ говорил: «Лучше погибнуть, чем покориться ненавистному врагу».
- В это опасное для России время командующим русскими войсками был назначен опытный военачальник князь Михаил Илларионович Кутузов. (Портрет на доске).
Доклад ученика:
Кутузов родился в Петербурге в 1745 году. Его отец был военным инженером и прослужил в русской армии 30 лет. Своего подросшего сына отдал учиться в Инженерно-артиллерийскую школу – Кадетский корпус. Получив офицерский чин, Кутузов стал командиром роты в полку, которым командовал Александр Васильевич Суворов. Суворов ценил и любил Кутузова. «Умен, умен, хитер, хитер, - никто его не обманет», - говорил он о Кутузова. В начале войны 1812 года Михаилу Илларионовичу Кутузову было уже 67 лет, но он был бодр и активен. Не раз его жизнь находилась в опасности, от одной раны он лишился глаза, в другой раз пуля прострелила ему шею, но судьба хранила его.
-Какого русского богатыря напоминает нам Кутузов? (Илью Муромца) Та же стать, сила, уверенность, решительность.
- Между тем войска Наполеона подходили к Москве. И опытный полководец решил дать захватчикам большое сражение. Оно разыгралось26 августа 1812 года в 110 км от Москвы у села Бородино на большом поле.
- Битва происходила на тесном пространстве, и ни одна из сторон не хотела уступать победы. В этом ужасном побоище, длившемся 15 часов, обе стороны потеряли до 50 тысяч человек каждая. Особенно кровопролитной была схватка за земляные укрепления, которые защищали русские солдаты во главе с генералом князем Петром Ивановичем Багратионом. (Портрет на доске) Наполеон был опытным и действительно до похода в Россию не знал поражений. Но Бородинскую битву он своей победой не считал. «Самое страшное из моих сражений, - признавался Наполеон, - то, которое я дал под Москвой». Кутузов же после сражения послал в Петербург донесение, в котором сообщал, что «неприятель нигде не выиграл ни на шаг земли, хотя и располагал превосходящими силами». Посмотрите отрывок из фильма.
- Ожесточенность, острота и напряженность этой битвы переданы в стихотворении Лермонтова «Бородино»
Отрывки из стихотворения Лермонтова «Бородино».
(На экране фрагменты сражений)
Перед Кутузовым и всем командованием русской армии встал вопрос: предпринимать ли новое сражение и не допускать неприятеля в Москву или же оставить город без боя?
13 сентября в подмосковной деревне Фили в избе крестьянина собрался военный совет, на котором русские военачальники во главе с Кутузовым решали, как быть: одни настаивали на продолжении сражения под Москвой, другие предлагали отступать. «Приказываю отступать »,- произнес Кутузов в полной тишине.
( на доске «Совет в Филях») Он считал, что с потерей Москвы еще не потеряна Россия. Пока будет существовать армия, до тех пор останется надежда успешно завершить войну, но если армия будет уничтожена, можно лишиться не только Москвы, но и всей России.
- Что происходило в Москве, когда туда вошел Бонапарт?
- Куда делись жители города? Кто устраивал поджоги?
На этот вопрос до сих пор нет точного ответа. Однако, известно, что московские власти взорвали воинские склады, где хранились 20 тысяч пудов пороха и эвакуировали все пожарные команды.
- В сожженном городе Наполеон ждал, что русские попросят у него мира, но шли недели, никто не появился.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Пожар продолжался почти неделю. Вот что о нем писал в своих воспоминаниях Наполеон: (на доске Иллюстрация пожара)
«Никогда все поэты, изображая сказочный пожар Трои, не могли в своем изображении представить что-либо похожее на действительный пожар Москвы. Ужасающий ветер раздувался самим пожаром и производил огненные вихри. Перед нами был буквально океан огня. Повсюду поднимались горы пламени, с невероятной быстротой вздымались к раскаленному небу и так же быстро падали в огненное море…»
Перед вами печальная статистика этого периода. (на доске)
Из 9200 домов уцелело 2600, из 8500 магазинов – 1300, из 290 храмов сгорело127, а остальные 115 были разграблены и изуродованы. На улицах валялось 12000 человеческих трупов и 12600 лошадиных.
Чуть больше месяца простояли французы в Москве. Их стали одолевать голод и болезни. Наполеон приказал отступать из Москвы.
Французская армия вынуждена бала отступать по той же дороге, по которой она шла к Москве. Селения были пусты, разграблены Наполеоновской армией, жители покинули свои дома. Голодных, больных, замерзших французов преследовали партизанские отряды и армия Кутузова. Прочитаем об этом на с. 116 «Большой урон…». Весной 1814 года Наполеон подписал свое отречение от престола и был сослан.
В Санкт-Петербурге на Дворцовой площади стоит Александровская колонна. Это памятник русскому народу, победившему в Отечественной войне 1812 года. Спустя 200 лет после победы русской армии в Москве был сооружен памятник Михаилу Илларионовичу Кутузову.
Весной 1814 года Наполеон подписал свое отречение от престола и был сослан на маленький остров, где и провел свои последние годы жизни.
4. Физминутка. Активизируя работу правого полушария мозга очертим левой рукой «восьмерку»,
Активизируя работу левого полушария, очертим в воздухе «восьмерку» правой рукой, а теперь глазками в правую и в левую сторону.
5. Закрепление.
-Где произошло решающее сражение? (Под Москвой, на Бородинском поле)
- Почему Кутузов решил отступать?
- Почему Наполеон оставил Москву?
- Кто наносил значительный урон отступающим французам? (партизаны)
- За весь период истории нашего Отечества Россия принимала участие во многих войнах. К сегодняшнему уроку вы написали сочинения, где высказали свое отношение к военным действиям. Лучшие из них мне хотелось бы прочитать.
6. Тест.
- А сейчас выполним тест и проверим, насколько вы внимательно слушали на уроке. (работа с пультами)
1. Во Франции в 18 веке к власти пришел полководец…
А). Багратион
Б). Наполеон
В). Де Толли
2. Главнокомандующим русскими войсками был назначен…
А). М. И. Кутузов
Б). А. В. Суворов
В). Ф. Ф. Ушаков
3. Бородинская битва произошла в …
А). 1821 году
Б). 1818 году
В). 1812 году
4. Какое решение принял Кутузов после Бородинского сражения?
А). оставить Москву
Б). Дать под стенами Москвы еще одно сражение.
В). Признать наполеона победителем
5. Война с французами называется Отечественной, потому что…
А). Главное сражение произошло под Москвой
Б). На защиту отечества поднялся весь народ
В). Вторжение Наполеона принесло России огромное бедствие
6. Кому принадлежат слова: « Я буду господином мира, остается одна Россия, но я раздавлю ее»?
А). Наполеону
Б). Кутузову
В). Суворову
7. О ком Суворов говорил: «Хитер, хитер! Умен, умен!»?
А). Об Ушакове
Б). О Багратионе
В). О Кутузове
8. В память о победе русского народа в Отечественной вой не был сооружен в Москве…
А). Храм Христа Спасителя
Б). Медный всадник
В). Петропавловский собор
Подведем итог теста
9-8 б. – оценка «5»
7-6 б. – «4»
5 б. – «3»
4 - 1 б. – «2»
7. Итог урока.
– Какой можно сделать вывод? (В 1812 году Россия вела освободительную войну против французских захватчиков, но русским войскам под командованием Кутузова удалось разгромить армию Наполеона.)
- Почему война 1812 года называется Отечественной? (Сражалась не только армия, но и весь народ).
- В сражении русские воины проявили огромную стойкость, героизм, мужество. Высокую оценку подвигу русских воинов на Бородинском поле дал М.И. Кутузов: «Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия, артиллерия дрались отлично, желание каждого было умереть на месте и не уступить неприятелю. Французская армия под предводительством самого Наполеона, будучи в превосходящих силах, не превозмогла твердости духа российского солдата, жертвовавшего с бодростью жизнью за свое отечество».
- Что, по вашему мнению, нужно сделать, чтобы никогда не было войны?