Урок окружающего мира по теме: «Как рождалось имя»
3 класс ( УМК «Начальная школа XXI века» )
Форма проведения: урок - исследование
Цели:
Образовательные
Познакомить детей с историей возникновения имён, отчеств, фамилий; объяснить их происхождение.
Расширить знания детей о многообразии имён, о понятиях: тезки, однофамильцы; “раскрыть” тайны имени ребенка.
Воспитательные
Воспитывать чувство гордости за свою фамилию, за свой край.
Воспитывать в детях положительные качества личности (внимание друг к другу, умение слушать товарищей);
Развивающие
развивать позитивную мотивацию на работу и общение в группе; содействовать формированию коллектива класса;
Опережающее домашнее задание:
- выучить стихотворение З. Александровой “Восемь Тань”;
- расспросить родителей о своём имени (его значение и в честь кого назван ребенок).
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Ребята, сегодня мы с вами поговорим на очень интересную тему, а вот на какую мы с вами сейчас выясним…
Представьте, пожалуйста, себе такую ситуацию. Вы оказались в незнакомой компании или вспомните ту ситуацию, когда вы пришли в нашу школу впервые в первый класс.
Что в первую очередь сделала учительница, чтобы вы не чувствовали себя одиноким, чтобы вам было комфортно в новом коллективе? Она вас познакомила друг с другом, чтобы вы побыстрее освоились и нашли себе друзей.
Отгадайте загадку - что принадлежит вам, однако другие пользуются этим чаще, чем вы? Ответ – имя.
Каждый малыш при рождении от своих родителей в первую очередь получает ИМЯ.
Мы с вами все живем в мире имён. Недаром ещё Гомер в своей “Одиссее” писал:
Между живущих людей безымянным никто не бывает вовсе;
В минуту рождения каждый, и низкий, и знатный,
Имя своё о родителей в сладостный дар получает…
3. Создание проблемной ситуации.
1. Итак, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? Да, как вы уже догадались, мы будем говорить об имени человека, а ещё о фамилии и отчестве. То есть поближе познакомимся с вами, узнав тайны ваших имен.
4. Работа по теме.
В народе говорят:
Не имя красит человека, а человек – имя (русская пословица)
Лучше глаз лишиться, чем доброго имени (русская пословица)
А в Японии мудрецы говорят: тигр бережет свою шкуру, а человек – имя.
Ребята, сегодня к нам пришли гости, и они не знают нас. Давайте им представимся…
Итак, вы называете свое имя, и рассказываете, кто и почему вас так вас назвал. (Дети называют имя и кратко рассказывают о себе. Читают по карточкам значение имени.)
У вас у всех очень красивые имена. Наши с вами имена можно называть по-разному; мы в своей речи употребляем полные и сокращенные имена. Как вы думаете, какими именами, полными или сокращенными называют взрослых людей? А детей? А почему в зависимости от возраста мы так обращаемся?
К взрослым, так как хотят подчеркнуть свое уважение, сделать свое обращение к человеку более вежливым. К детям, потому что называют уменьшительными именами и лаской.
Вот полное имя – Татьяна. Как вы думаете, как могли называть родители, когда девочка была маленькой?
Дети отвечают – Татьянка, Танечка, Танюша, Танюшка, Танюся, Таня…
А теперь вы образуете полные имена от сокращенных имен:
Саша — Александр
Алеша — Алексей
Коля — Николай
Ксюша — Ксения
Оля — Ольга
Вика — Виктория
Игорь — Эти имена остались без пары. А почему?
Нина — Потому что они употребляются только в одной форме.
А теперь поговорим о мужских и женских именах. Определите в один столбик имена девочек, а во второй имена мальчиков.
СВЕТА, КОЛЯ, ЖЕНЯ, ПЕТЯ, ЛЮДА
- Чем интересно имя ЖЕНЯ? Его можно отнести и к мужскому и к женскому имени. Так как сокращенное имя ЖЕНЯ не указывает нам, о ком идет речь.
- Как будет звучать полное мужское имя? -Евгений.
- А женское – Евгения.
- Какие имена “двойные” вы еще можете привести в пример?
ВАЛЯ — ВАЛЕНТИН, ВАЛЕНТИНА
САША — АЛЕКСАНДР, АЛЕКСАНДРА
А как вы думаете, есть ли женская пара у мужского имени Федор?
В сказке Корнея Чуковского “Федорино горе”героиню зовут Федора.
Сейчас это имя редкое.
А сейчас объявляется конкурс скороговорок, в которых присутствуют мужские и женские имена.
Как вы думаете, кого называют тезками? Людей, у которых одинаковые имена. Прочитайте про тезок в отрывке из стихотворения Зинаиды Александровой “Восемь Тань”.
В первом классе восемь Тань –
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда ни глянь,
Всюду Таня, Таня, Таня!
Если скажут: “Таня, встань!”
Сразу встанут восемь Тань.
А ведь можно очень просто
Разобраться в новичках…
Как же можно различить этих девочек? По фамилиям.
А в нашем классе есть тезки?
Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию, которую носят все члены его семьи. Однако, одинаковые фамилии бывают не только у родственников. Как называют таких людей? (Дети отвечают – однофамильцами).
А каких писателей однофамильцев вы знаете? (Дети отвечают – Лев Толстой и Алексей Толстой)
Физкульминутка
У меня для вас есть музыкальные загадки. Мы будем танцевать под музыку и будем угадывать, о каком имени идет речь в песне.
А теперь обратите внимание на доску и обратите внимание, почему я написала два этих разных слова по-разному. (На доске: Лев и лев).Приходилось ли вам слышать такое имя? С древности в понимании людей имя было не простым словом, а способом определить характер человека, его судьбу. И если родители называют сына Львом, то они очень хотят, чтобы он обладал качеством царя зверей, был храбрым и сильным. С раннего детства людей называли: во-первых, по внешности (Мал, Бел, Черныш), во-вторых, по черте характера (Добр, Храбр, Несмеяна), в-третьих, по месту в семье (Ждан, Третьяк, Другая), в-четвёртых, по названию животных, растений, явлений природы (Баран, Дуб, Волк).
Подумайте, какие из названий цветов могут быть именами?
РОМАШКА, ЛАНДЫШ, ГВОЗДИКА, РОЗА, ЛИЛИЯ
Подумайте, почему некоторые родители названия цветов использовали как женские имена? Наверно потому, что хотели видеть своих девочек красивыми и нежными.
Распределите по соответствующим колонкам фамилии, которые образовались от: профессий, черт характера, названий животных и растений (работа в паре)
( Курносов, Мельников, Перепёлкин, Жуков,Белоголовый, Зайцев, Виноградов, Мышкин,Кузнецов, Беспалов, Токарев, Усатов, Водовозов,Цветков, Дроздов, Носов, Широков).
Детям раздаются карточки с именами.
Малинка | Дорога | Ненаш | Будилко | Зима | Некраса | Май | Суббота | Найден |
|
Перед вами имена простых русских людей, живших в XIV, XV, XVI веках. Подумайте, почему их так назвали? (работа в группах)
Представим себе такую ситуацию: 2 человека являются тезками и к тому же, однофамильцами. Как же их тогда можно различить?
Правильно, по отчеству. Это слово означает “имя по отцу”. Когда вы повзрослеете, к вам будут обращаться по имени-отчеству. Скажите вслух, а как вас будут называть? (Дети по очереди называют вслух свое имя и отчество).
Назовите имена и отчества ваших родителей, бабушек или дедушек. (Дети также по очереди называют имена и отчества своих бабушек и дедушек).
А вы читали былины о богатыре Илье Муромце?
А как вы думаете, Муромец – это фамилия или отчество? Давайте вспомним слова былины:
В чистом поле пыль поднимается,
Илья Муромец, сын Иванович,
Ко гнезду Соловьеву приближается…
Как же звать героя по имени-отчеству? Илья Иванович. А фамилия Муромец произошла от названия города, откуда он был родом. Илья Муромец из города Мурома.
Существуют названия фамилий, которые произошли от названий деревень и сел. Какие фамилии получатся от названий сёл и деревень?
с. Крылово — Крыловы
с. Богомягково — Богомяковы
с. Козлово — Козловы
с. Мазунино — Мазунины
с. Петухово — Петуховы
с. Драчево — Драчевы
5. Рефлексия.
Что нового узнали на уроке? Что понравилось и что запомнилось?
Имя у тебя одно.
Навсегда оно дано.
Жизнь длинна, и оттого
Ты побереги его…