СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира по теме "Мой край"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока окружающего мира с презентацией по теме "Мой край (Владимирская обл., Юрьев-Польский)"

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по окружающему миру Твой край родной»









Твой родной край


Окружающий мир

УМК «Перспективная начальная школа»

4 класс









учитель

Емельянова Татьяна Борисовна









2017 год



Цель: Формирование представлений о родном крае.

Задачи:

Образовательные:

Помочь учащимся уточнить название родного края и его границы; обобщение и расширение ранее усвоенных знаний; работа с Толковым словарем, анализ карты Владимирской области, умение определять, в каком направлении от Москвы находятся города Владимир и Юрьев-Польский, вспомнить природу и климатические условия зоны лесов.

Развивающие:

повышение мотивации к обучению, интерес к окружающему миру, к родному краю; применение полученных ранее знаний в новых условиях; совершенствование умения ориентироваться в информационном материале; развитие творческих способностей учащихся, умение передавать полученные знания.

Воспитательные:

Воспитание любви к малой Родине; формирование нравственно-этической ориентации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир.

Тип урока: комбинированный

Универсальные учебные действия:

  • личностные

    • смыслообразование (мотивация; границы собственного знания и “незнания”)

    • самоопределение (внутренняя позиция школьника; самооценка)

    • морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм работы в группе)

  • метапредметные

    • регулятивные (управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность)

    • коммуникатвные (речевая деятельность; навыки сотрудничества)

    • познавательные (работа с информацией; анализ; обобщение; подведение под понятие)

  • предметные

    • основы системы научных знаний

    • опыт “предметной” деятельности по получению, преобразованию и применению знаний

    • предметные и метапредметные действия с учебным материалом


Медиаматериалы: Физическая карта Владимирской области; карта природных зон Владимирской области.

Звуковой ряд: песня «Наш край» стихи А.Пришельца, музыка Д.Кабалевского

Ход урока:

  1. Оргмомент. Проверка готовности к уроку.

  2. Учитель читает стихотворение

Жура-жура-журавель!

Облетел он сто земель.

Облетал, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

- Где же лучшая Земля?

Отвечал он пролетая:

- Лучше нет Родного края!

(Г.Граудин) (слайд №2)



  1. Работа с Толковым словарем

- Как вы понимаете выражение «наш край»?

Найдите значение этого слова в «Толковом словаре».

Сначала дети ищут значение слова в толковом словаре «Русского языка 2 части» с. 172, а потом читают выдержку из словаря Ожегова на слайде (слайд №3)

  1. Обучающиеся определяют тему урока, ставят задачи урока

- Какова же тема нашего урока? (РОДНОЙ КРАЙ)

- Какие задачи нам нужно решить на уроке? (дети отвечают, потом читаем на слайде) (слайд №4,5)

При изучении раздела « Родной край – часть великой России» мы будем говорить о том, какой наш край, как живут и чем занимаются люди, что нас окружает, чем богат наш край.

  1. Работа над новым материалом в группах

- Сейчас каждый из вас будет работать в группе или в паре. У нас будут две исследовательские группы, которые поработают с картами и учебником, а остальные будут работать в парах.

1 группа

- рассмотреть физическую карту России

- определить в каком направлении от Москвы находится Владимирская область (к северу)

- перечислить крупные города других областей, граничащих с Владимирской областью

- сопоставить административную карту с физической,

- определить в каком округе находится Владимирская область,

- как называют жителей Владимира и Юрьев-Польского

2 группа

- рассмотреть физическую карту России,

- определить, в какой природной зоне расположена Владимирская область,

- рассказать о климате,

- какие животные и птицы живут на территории Владимирской области.




В помощь группам различные карты России и Владимирской области.

Две группы работают с картами, остальные уч-ся работают в парах – собирают герб нашего города из пазлов.


Любимый Владимир на Клязьме стоит,
И солнце его купола золотит.
Здесь древние соборы, и церкви, и палаты,
Широкие просторы древностью богаты.



(Первая группа рассказывает)

Возможные ответы детей и уточнения учителя:

- В какой стороне от Москвы расположен наш край? (к востоку)

- Как называют людей, проживающих в нашем крае? (Владимирцы). А в Юрьев-Польском? (юрьев-польчане)

Влади́мир — город в Россииадминистративный центр Владимирской области и городского округа город Владимир. В XII—XIV веках — столица Великого княжества Владимирского. Один из крупнейших туристических центров европейской части России. Входит в Золотое кольцо России.

Расположен преимущественно на левом берегу реки Клязьмы, в 176 км к востоку от Москвы

ПРОСМОТР И НЕБОЛЬШОЙ АНАЛИЗ КАРТ НА СЛАЙДАХ 7-11.



Юрьев-Польский – край родной.

Дивный, чудный, неземной.

Ты живёшь в нём и растёшь,

Малой Родиной зовёшь!

Город Юрьев-Польский расположен на реке Колокша (приток Клязьмы), в 68 км к северо-западу от Владимира и в 180 км к северо-востоку от Москвы.

Учитель читает стихотворение

Город Юрьев – Польский (автор Сомова С.А)

Город Юрьев – Польский. Знаете такой?

Город Юрьев – Польский – это край родной.

Город Юрьев – Польский – родина моя.

В город Юрьев – Польский приглашаю я.

Вот весна в разгаре, вишня вся в цвету.

По знакомым улочкам я вас проведу.

Как невеста ,в белом, родина моя.

Каждым лепесточком восхищаюсь я.

Приезжайте летом, отдохнёте здесь,

Голубое небо, свежий воздух, есть

Уголок природы – и такая тишь –

Ветерок гуляет, трогает камыш.

Осень – время года – собирать плоды,

Приезжайте в гости, всё поймете вы,

Вишня груша, яблоки и лесной орех –

Город Юрьев – Польский угощает всех.

И зимой холодной в гости я вас жду,

Много интересного я вам покажу:

Храм – душа народа, музей – добро и свет,

Памятники – ценность, истории завет.

Город Юрьев – Польский – родина моя.

В город Юрьев – Польский приглашаю я.

Город Юрьев – Польский – это край родной!

Город Юрьев – Польский. Знайте, есть такой!




Стихотворение «Юрьев-Польский читает ученица

Александр ДЕМИДОВ
ЮРЬЕВ-ПОЛЬСКИЙ




Далеко, на родине моей,
На Руси, за синими лесами,
Городок родной, среди полей,
Сотни лет живёт под небесами.

Долгорукий Юрий основал,
В честь его и назван этот город,
Оградил стеной, насыпал вал,
Для врагов — подумать лишний повод.

Появился он на белый свет,
На слиянье двух спокойных речек,
Восемьсот и шесть десятков лет,
Мирный дым идёт из русских печек.

Вырос в поле воин молодой,
Охраняя земли наших предков,
Летописец с длинной бородой,
Этот факт поставил на заметку.

Там стоит Георгиевский храм,
Возвели при князе Святославе -
Гимн великим русским мастерам,
Что шедевр из камня создавали.

Пережил нашествия татар,
Гнёт Литвы и грабежи поляков,
Хорошо, имеет память дар,
Всё забыть и дальше жить, поплакав.

А когда напал Наполеон,
Помогал, чем мог, и сам сражался,
Там герой войны Багратион
От смертельных ран в селе скончался.

Небогатый скромный городок,
Не минуло пламя революций,
Затопило, словно островок,
Океаном разных резолюций.

Началась гражданская война,
Беспризорность, бандитизм, разруха,
Непростой история была,
Как горнило для закалки духа.

Пригодился он в большой войне,
Самой страшной изо всех, что были,
Не вернулись в дом, к своей семье,
За отчизну головы сложили

Миллионы русских мужиков,
Но остались в памяти народа,
Не услышат благодарных слов,
Кто для нас добыл в боях свободу.

От фашизма Родину спасли
И не только Родину, Европу.
До Берлина земляки дошли,
За волной кровавого потопа.

Разогнало ветром чёрный дым,
Вал зарос и речки обмелели,
Да и воин стал уже седым,
Ведь века, не годы пролетели.

Изучая летописца труд,
Пусть узнают жизнь родного края,
Поколенья, что сейчас живут,
Добрым словом предков вспоминая.

Пусть увидят в глубине веков,
Как трудился, жил народ геройский,
Как сражался, бил своих врагов
Городок с названьем Юрьев-Польский.



(Вторая группа рассказывает)

(Заслушиваются ответы детей, если надо, корректируются)

6. Домашнее задание : (слайд № 16) Работа с трафаретом Владимирской области (подписать названия городов Владимирской области и раскрасить территорию Юрьев-Польского района.

8. Итог урока.

Все ли задачи урока, поставленные в начале урока, выполнены?

Мы гордимся своим краем, его природой. Но необходимо еще помнить, что природу надо охранять.

ПЕСНЯ «НАШ КРАЙ» - дети слушают и подпевают.

Если остается время, заслушиваем сообщения детей по домашнему заданию.



Н. ЛОСЕВА

МОЙ ГОРОД


В мой город самолёт не прилетит,
Для пароходов нет реки широкой,
По рельсам лишь примчит локомотив -
И унесёт тебя куда-нибудь далёко.
Мой город и на карте не найти, 
Коль ищешь не по атласу большому,
Но все на свете для меня пути,
Где б ни была, ведут к родному дому.
А самый краткий путь, что в отчий край лежит,
Тот путь, где не потребуют билета, -
Им я иду, пока я буду жить, -
Тот путь - любовь, от сердца тропка это.
Мой городок, ты - родина моя.
Здесь мой исток, здесь все мои начала,
Здесь мир через тебя узнала в детстве я,
Здесь в колыбели мать меня качала.
Ты мал, о город мой,
Но ты растёшь в труде.
Растят и вширь, и ввысь
Тебя простые люди.
Так пусть же знак и твой,
По воле тех людей,
На малой ли, большой -
На каждой карте будет!



Просмотр содержимого документа
«задания группам»

1 группа

- рассмотреть физическую карту России

- определить в каком направлении от Москвы находится Владимир,



- перечислить крупные города других областей, граничащих с Владимирской областью,



- сопоставить административную карту с физической,

- определить в каком округе находится Владимирская область,



- как называют жителей Владимира и Юрьев-Польского.





2 группа

- рассмотреть физическую карту России,

- определить, в какой природной зоне расположена Владимирская область,



- рассказать о климате,



- какие животные и птицы живут на территории Владимирской области.

-

Просмотр содержимого презентации
«презентация»

Урок окружающего мира в 4 классе «Перспективная начальная школа» составила учитель начальных классов Емельянова Татьяна Борисовна

Урок окружающего мира в 4 классе

«Перспективная начальная школа»

составила учитель начальных классов

Емельянова Татьяна Борисовна

Жура-жура-журавель! Облетел он сто земель. Облетал, обходил, Крылья, ноги натрудил. Мы спросили журавля: - Где же лучшая Земля? Отвечал он, пролетая: - Лучше нет Родного края!  (Г.Граудин )

Жура-жура-журавель!

Облетел он сто земель.

Облетал, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

- Где же лучшая Земля?

Отвечал он, пролетая:

- Лучше нет Родного края!

(Г.Граудин )

Край Страна, область . Тёплые края. В наших краях (у нас, в нашей местности).  Из края в край (повсюду). В России: крупная административно-территориальная единица, обычно имеющая в своём составе автономную область.  (Ожегов «Толковый словарь»)

Край

  • Страна, область .
  • Тёплые края.
  • В наших краях (у нас, в нашей местности).
  • Из края в край (повсюду).
  • В России: крупная административно-территориальная единица, обычно имеющая в своём составе автономную область.

(Ожегов «Толковый словарь»)

Тема урока Родной край

Тема урока

Родной край

Задачи

Задачи

  • повторить, что такое родной край
  • уточнить название родного края и его границы;
  • работать с толковым словарем и условными обозначениями,
  • работать с географическими картами,
  • определять, в каком направлении от Москвы находится наш административный город,
  • уточнить, что такое малая Родина.
Работа в группах и в парах

Работа в группах и в парах

Физическая карта России

Физическая карта России

Федеральные округа РФ

Федеральные округа РФ

У каждого есть Родина своя, У каждого есть маленькое солнце На родине заботы не томят, На родине и радостней поется. У каждого есть Родина своя, У каждого есть дом, где он родился, А где родился, там и пригодился,- Вот так у нас в народе говорят. У каждого есть Родина своя, А Родина солгать не позволяет, И если я встречаюсь с негодяем То Родина мне силы умножает. У каждого есть Родина своя, А Родина для каждого святая.

У каждого есть Родина своя,

У каждого есть маленькое солнце

На родине заботы не томят,

На родине и радостней поется.

У каждого есть Родина своя,

У каждого есть дом, где он родился,

А где родился, там и пригодился,-

Вот так у нас в народе говорят.

У каждого есть Родина своя,

А Родина солгать не позволяет,

И если я встречаюсь с негодяем

То Родина мне силы умножает.

У каждого есть Родина своя,

А Родина для каждого святая.