СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира по теме "Почему идёт дождь и дует ветер?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока в 1 классе. УМК "Начальная школа". Конспект + презентация

Просмотр содержимого документа
«Конспект yрока»











УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

В 1 КЛАССЕ



«ПОЧЕМУ ИДЁТ ДОЖДЬ И ДУЕТ ВЕТЕР»









Подготовила

учитель начальных классов

Алексутина Н.А.









Февраль 2014г

Тема: Почему идет дождь и дует ветер.

Цели:

- Расширить и уточнить представления детей о дожде и ветре

- Объяснить причины их возникновения.

- Раскрыть значение этих явлений для жизни человека, растений, животных.



Планируемые результаты:

- объяснять образование дождя, ветра.

- описывать значение дождя и ветра для природы и человека.

- высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника



Основные термины и понятия: ветер, дождь



Оборудование: мультимедийный проектор, презентация; сосуд с водой, стекло; воздушный шарик; кроссворды для работы в группах























Ход урока

1. Орг. момент.

– Здравствуйте! Садитесь!



2. Постановка темы урока.

- Чтобы узнать тему урока отгадайте загадку:

СЛАЙД 1

Он пришёл, наполнил кадки,

Поливал усердно грядки,
С шумом окна промывал,
На крыльце потанцевал,
Побродил по крыше вволю.
И ушел по лужам в поле.

- Скажите, о чем будем говорить сегодня на уроке?

СЛАЙД 2

- Желаю всем на сегодняшнем уроке преодолеть новые ступеньки в познании окружающего мира и узнать что-то новое для себя.



3. Актуализация знаний, постановка проблемы.

- Но прежде вспомним, о чем говорили на прошлом уроке? (о Луне)

- Поделитесь со мной своими знаниями о Луне.

- Что вас удивило?

- Молодцы! Вы много знаете о Луне.

- Как вы думаете, может ли на Луне идти дождь?

- Почему вы так считаете?



4. Совместное открытие нового.

- А почему дождь идет на Земле? Какие у вас есть предположения?

- Давайте определим цель нашего урока.

СЛАЙД 3

- Продолжите предложение: Узнать…

- Каждый из вас предложил свою версию того, почему идёт дождь. Но опыт поможет нам выбрать правильный ответ.



(Проведение опыта с комментированием)

- Что я делаю? (нагреваю воду)

- А что в природе нагревает воду? (солнце)

- Солнце - самый сильный источник тепла в природе.

- Что мы наблюдаем дальше? (начинает подниматься пар). Но в природе пар невидим.

- Как вы думаете, что будет, если пар соприкоснется с холодным предметом? (ставлю предмет)

- Проверим, так ли это? (показываю)

- Почему образовались капельки?

СЛАЙД 4

Поднимается все выше легкий водяной пар от нагретой солнцем земли, забирается он высоко, туда, где постоянно, даже в самый знойный летний день, очень холодно, как зимой.

Пар теплый, а когда он прикасается к холодному воздуху, то превращается в крохотные капельки воды. Капельки легонькие, как пух, они отлично держатся в воздухе, парят и все время перемещаются, потому что их подталкивают все новые и новые потоки теплого воздуха, поднимающиеся с земли.

Теплый воздух подбрасывает капельки еще выше, холодный тащит их вниз; так они и летают, крохотные путешественники, то вверх, то вниз; они танцуют, сливаются вместе, становятся крупнее.



- А что же произойдет дальше? (Когда капелек набирается много, туча становится тяжелой, капельки не могут удержаться в небе и падают на землю. Вот и получается дождь.)


СЛАЙД 5

Их очень-очень много, и все вместе они образуют облако. В верхней части облака капельки замерзают — там очень холодно; они превращаются в льдинки, растут, тяжелеют, вот они уже не могут держаться в облаке и падают вниз. А падая, тают, потому что внизу куда теплее; снова становясь капельками воды, сливаются вместе — и на землю идет дождь.

СЛАЙД 6


5. Рефлексия.

- Почему же идет дождь? Ответить вам поможет вот такая схема.

СЛАЙД 7

- Откройте учебник на стр. 37. Сравним вывод, который сделали мы с выводом учёных.

- Из чего состоит туча?

- Почему капли падают на Землю? (Капли тяжёлые и не могут долго держаться в небе и падают.)

- Мы поднялись на одну ступеньку в познании окружающего мира.



Электронная физминутка для глаз

СЛАЙД 8



- Давайте послушаем, как идёт дождь.

СЛАЙД 9

- Ударила одна капелька, две, три, четыре, пять… И вот дождь уже льёт, как из ведра. Какой дождь вы услышали? (Ливень)

- Почему его так назвали?



- Еще в природе бывает косой дождь и ситничек.

- Как вы думаете, почему эти дожди так называются?

- Посмотрите на картинку и скажите, какой дождь изображён?

СЛАЙД 10, 11

Бывают совсем особенные летние дожди, короткие, веселые; идут они удивительным образом — с ясного неба, при свете яркого солнца!

СЛАЙД 12

Туч на небе нет, только висит в воздухе легкая белая дымка. Это водяной пар. Он низко над землей попал в холодный поток воздуха, превратился в капельки воды, они начали быстро сливаться, тяжелеть и падать на землю редкими крупными каплями.

СЛАЙД 13

Он быстро проходит, этот дождь, сияет солнце, и нет больше в воздухе белой дымки, она пролилась на землю «слепым дождиком» — так почему-то называют этот летний дождь без облаков.

Полная противоположность слепому, летнему, — дождь осенний, моросящий.

СЛАЙД 14

Тот как зарядит сыпать маленькими капельками на землю, словно его кто-то там наверху распыляет из пульверизатора, так и будет идти день, два, три, неделю не переставая. И тогда становится очень скучно. Под ногами слякоть, небо свинцовое, и моросит холодный, нудный дождь...

СЛАЙД 15


6. Совместное открытие нового (продолжение).

- О каком природном явлении говорится в моей следующей загадке?

СЛАЙД 16

Летит без крыльев и поёт,

Прохожих задирает.

Одним проходу не даёт,

Других он подгоняет



- Ребята, откуда появляется ветер? Почему он дует? (свободные высказывания детей).

- Давайте определим цель второй части нашего урока.

СЛАЙД 17

- Продолжите предложение: Узнать…



- Давайте попробуем ответить на эти вопросы после небольших опытов.



(Проведение опыта с комментированием)

- Сейчас мы сами сделаем ветер. Помашите рукой у себя перед лицом.

- Что вы чувствуете? (Ветерок.)

- А откуда он взялся? (Мы заставили рукой воздух колебаться, двигаться.)


Вся наша планета Земля окутана про­зрачной шубой - воздухом. Мы её обычно не замечаем. Но если она вдруг исчезнет, мы не сможем про­жить даже нескольких секунд!

Воздух не мешает нам передвигать­ся: он расступается перед нами и сразу занимает то место, которое мы осво­бодили. Но если двигаться в воздухе быстро, он не успевает расступиться, и его можно ощутить. Вспомните, как что-то давит на ладонь, высунутую в окно поезда.

Воздух нужен и человеку, и живот­ным, и растениям, чтобы дышать, а значит, чтобы жить.

Воздух постоянно находится в движении из-за того, что он по-разному нагрет. Теплый воздух, более легкий, поднимается вверх, а холодный, более тяжелый, стелется понизу, занимая освободившееся место. Это можно увидеть даже у нас в классе.


- Посмотрите на подоконник. На нем лежит воздушный шарик. Давайте ненадолго откроем окно. Что вы увидели?

Шарик был подхвачен потоком воздуха и полетел. Куда он полетел? Вверх, вместе с теплым воздухом.

Так что теплый воздух поднимается вверх, а его место занимает холодный воздух. Это движение происходит постоянно, поэтому на земле дуют ветры.

- Что же такое ветер?

СЛАЙД 18

Ветер – это воздух, который приходит в движение. Это движение воздуха!


- Давайте, сравним наш вывод с выводом ученых в учебнике на стр. 37.

- О чём рассказали нам учёные?

Солнце греет землю, и от земли нагревается воздух. Но вода, растения, дома и почва неодинаково нагреваются, а значит, и воздух над ними разной температуры. Над речкой он более холодный, чем над асфальтом или каменными домами.

Над широкими тёплыми морями, над снежными полями, над лесами и жаркими пустынями всё время движется воздух. Вокруг всей Земли воздух кружится. То сильнее, то слабее дует ветер.



Физминутка «Ветер дует нам в лицо»


- Мы с вами знаем из жизни, что ветер бывает разный. А какой – разный? Как мы его может охарактеризовать?


Работа в парах.

СЛАЙД 19

- Прочитайте слова и продолжите предложение: «Ветер бывает …»

СЛАЙД 20

- Ветры на Земле бывают разные. Бывают легкие и теплые, приносящие освежающую прохладу.

СЛАЙД 21

- Ветер способен двигать предметы, а лёгкие даже поднимать и переносить на некоторое расстояние. Обрывать провода, валить деревья, срывать крыши с домов. Сильные и опасные ветры называются ураган, тайфун, смерч. Они приносят людям несчастья.

- Но ве­тер может быть и другом челове­ка. Люди научились пользоваться силой ветра.

- Рассмотрите рисунок на стр. 37.

СЛАЙД 22

Ветер приводит в движение вет­ряные двигатели, которые вращают жернова мельниц, качают воду из колодцев или пруда, вырабаты­вают электричество.

Ещё в древности человек научился строить лодки и кораб­ли, и чтобы они двигались быст­рее, на корабли поставили мач­ты с парусами. Ветер надувал паруса и тол­кал корабль вперёд.

Ветер переносит теплый воздух из жарких стран в холод­ные, а холодный воздух в жар­кие страны. Ветер перегоняет облака с места на место, разносит воду по всей земле. Если бы не ветер, там не было бы дождей и снега. Пересохли бы ручьи, реки, озера, колодцы.

Ветром на большие расстояния переносятся семена трав, кустарников и деревьев, споры грибов.

Ветер не даёт застояться плохому воздуху в боль­шом городе, очищает воздух. Отработанные автомобильные газы, дым от заводов и фабрик ветер уносит из населённых пунктов.


7. Рефлексия.

- Так почему же дует ветер?

- Как вы думаете, преодолели мы ещё одну ступеньку?



7.1. Работа в группах.

- Впишите слова в клеточки кроссворда и прочитайте выделенное слово:






М









1

Д

О

Ж

Д

Ь







2

Л

И

В

Е

Н

Ь




3

В

О

З

Д

У

Х



4

Г

Р

А

Д






5

С

О

Л

Н

Ц

Е










Ы








1. С тучки, как из решета,
Кап-кап – капает вода!
Рады ей цветы и птички,
Что же это за водичка? Дождик.



2. Очень сильный дождь. Ливень.

3. Что вокруг нас всегда, но мы это не видим? Воздух.

4. Туча с ветром пошалили -
Солнце яркое закрыли.
Сыплет с неба виноград –
Необычный крупный… Град.



5. Что нагревает землю и способствует испарению воды? Солнце.



- Вы все молодцы!

СЛАЙД 23



8. Итог урока

- Давайте подведём итог нашего урока. Продолжите предложения:

Я узнал…

Мне было интересно…

Я хотел бы…



- Спасибо за работу. Урок окончен.






































М









1












2










3









4










5
















Ы








1. С тучки, как из решета,
Кап-кап – капает вода!
Рады ей цветы и птички,
Что же это за водичка?



2. Очень сильный дождь.

3. Что вокруг нас всегда, но мы это не видим?

4. Туча с ветром пошалили -
Солнце яркое закрыли.
Сыплет с неба виноград –
Необычный крупный



5. Что нагревает землю и способствует испарению воды?

















6


Просмотр содержимого презентации
«Электронные физминутки»

Галкина Инна Анатольевна, учитель начальных классов МОУ «Водоватовская СОШ» Арзамасского района, Нижегородской области

Галкина Инна Анатольевна, учитель начальных классов

МОУ «Водоватовская СОШ» Арзамасского района,

Нижегородской области

Просмотр содержимого презентации
«почемyидёт дождь»

Почему идёт дождь и дует ветер? Подготовила учитель начальных классов МБОУ СОШ 4 г. Шатуры Алексутина Н.А.

Почему идёт дождь и дует ветер?

Подготовила

учитель начальных классов

МБОУ СОШ 4 г. Шатуры Алексутина Н.А.

Он пришёл, наполнил кадки, Поливал усердно грядки,  С шумом окна промывал,  На крыльце потанцевал,  Побродил по крыше вволю  И ушел по лужам в поле.

Он пришёл, наполнил кадки,

Поливал усердно грядки, С шумом окна промывал, На крыльце потанцевал, Побродил по крыше вволю И ушел по лужам в поле.

Цель урока: узнать …  почему идёт дождь?

Цель урока: узнать …

почему идёт дождь?

Ливень – проливной дождь

Ливень – проливной дождь

Косой дождь (косохлёст)

Косой дождь (косохлёст)

Ситничек – мелкий дождь, как из сита

Ситничек – мелкий дождь, как из сита

«Слепой» дождь

«Слепой» дождь

Летит без крыльев и поет, Прохожих задирает. Одним проходу не дает, Других он подгоняет.

Летит без крыльев и поет, Прохожих задирает. Одним проходу не дает, Других он подгоняет.

Цель урока: узнать … почему дует ветер?

Цель урока: узнать …

почему дует ветер?

Ветер – это движение, поток воздуха Что же такое ветер?

Ветер – это движение, поток воздуха

Что же такое ветер?

ПЁСТРЫЙ СИЛЬНЫЙ ПОРЫВИСТЫЙ ЗЕЛЁНЫЙ СЛАБЫЙ ХОЛОДНЫЙ ШИРОКИЙ СЫРОЙ СЛАДКИЙ Какой бывает ветер?

ПЁСТРЫЙ

СИЛЬНЫЙ

ПОРЫВИСТЫЙ

ЗЕЛЁНЫЙ

СЛАБЫЙ

ХОЛОДНЫЙ

ШИРОКИЙ

СЫРОЙ

СЛАДКИЙ

Какой

бывает ветер?

Ветры на Земле бывают разные. Бывают легкие и теплые, приносящие освежающую прохладу.

Ветры на Земле бывают разные. Бывают легкие и теплые, приносящие освежающую прохладу.

А бывают сильные и грозные — ураганы, тайфуны и смерчи. Они приносят много разрушений.

А бывают сильные и грозные — ураганы, тайфуны и смерчи. Они приносят много разрушений.

Ветры помогают работать мельницам, плыть парусникам; они переносят семена многих растений. А еще ветер приносит летом прохладу, очищает воздух от пыли, гари и копоти, выбрасываемых в воздух фабриками, заводами и машинами. Зачем нужен ветер живущим на Земле?

Ветры помогают работать мельницам, плыть парусникам; они переносят семена многих растений. А еще ветер приносит летом прохладу, очищает воздух от пыли, гари и копоти, выбрасываемых в воздух фабриками, заводами и машинами.

Зачем нужен ветер живущим на Земле?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!