УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
В 1 КЛАССЕ
«ПОЧЕМУ ИДЁТ ДОЖДЬ И ДУЕТ ВЕТЕР»
Подготовила
учитель начальных классов
Алексутина Н.А.
Февраль 2014г
Тема: Почему идет дождь и дует ветер.
Цели:
- Расширить и уточнить представления детей о дожде и ветре
- Объяснить причины их возникновения.
- Раскрыть значение этих явлений для жизни человека, растений, животных.
Планируемые результаты:
- объяснять образование дождя, ветра.
- описывать значение дождя и ветра для природы и человека.
- высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника
Основные термины и понятия: ветер, дождь
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация; сосуд с водой, стекло; воздушный шарик; кроссворды для работы в группах
Ход урока
1. Орг. момент.
– Здравствуйте! Садитесь!
2. Постановка темы урока.
- Чтобы узнать тему урока отгадайте загадку:
СЛАЙД 1
Он пришёл, наполнил кадки,
Поливал усердно грядки,
С шумом окна промывал,
На крыльце потанцевал,
Побродил по крыше вволю.
И ушел по лужам в поле.
- Скажите, о чем будем говорить сегодня на уроке?
СЛАЙД 2
- Желаю всем на сегодняшнем уроке преодолеть новые ступеньки в познании окружающего мира и узнать что-то новое для себя.
3. Актуализация знаний, постановка проблемы.
- Но прежде вспомним, о чем говорили на прошлом уроке? (о Луне)
- Поделитесь со мной своими знаниями о Луне.
- Что вас удивило?
- Молодцы! Вы много знаете о Луне.
- Как вы думаете, может ли на Луне идти дождь?
- Почему вы так считаете?
4. Совместное открытие нового.
- А почему дождь идет на Земле? Какие у вас есть предположения?
- Давайте определим цель нашего урока.
СЛАЙД 3
- Продолжите предложение: Узнать…
- Каждый из вас предложил свою версию того, почему идёт дождь. Но опыт поможет нам выбрать правильный ответ.
(Проведение опыта с комментированием)
- Что я делаю? (нагреваю воду)
- А что в природе нагревает воду? (солнце)
- Солнце - самый сильный источник тепла в природе.
- Что мы наблюдаем дальше? (начинает подниматься пар). Но в природе пар невидим.
- Как вы думаете, что будет, если пар соприкоснется с холодным предметом? (ставлю предмет)
- Проверим, так ли это? (показываю)
- Почему образовались капельки?
СЛАЙД 4
Поднимается все выше легкий водяной пар от нагретой солнцем земли, забирается он высоко, туда, где постоянно, даже в самый знойный летний день, очень холодно, как зимой.
Пар теплый, а когда он прикасается к холодному воздуху, то превращается в крохотные капельки воды. Капельки легонькие, как пух, они отлично держатся в воздухе, парят и все время перемещаются, потому что их подталкивают все новые и новые потоки теплого воздуха, поднимающиеся с земли.
Теплый воздух подбрасывает капельки еще выше, холодный тащит их вниз; так они и летают, крохотные путешественники, то вверх, то вниз; они танцуют, сливаются вместе, становятся крупнее.
- А что же произойдет дальше? (Когда капелек набирается много, туча становится тяжелой, капельки не могут удержаться в небе и падают на землю. Вот и получается дождь.)
СЛАЙД 5
Их очень-очень много, и все вместе они образуют облако. В верхней части облака капельки замерзают — там очень холодно; они превращаются в льдинки, растут, тяжелеют, вот они уже не могут держаться в облаке и падают вниз. А падая, тают, потому что внизу куда теплее; снова становясь капельками воды, сливаются вместе — и на землю идет дождь.
СЛАЙД 6
5. Рефлексия.
- Почему же идет дождь? Ответить вам поможет вот такая схема.
СЛАЙД 7
- Откройте учебник на стр. 37. Сравним вывод, который сделали мы с выводом учёных.
- Из чего состоит туча?
- Почему капли падают на Землю? (Капли тяжёлые и не могут долго держаться в небе и падают.)
- Мы поднялись на одну ступеньку в познании окружающего мира.
Электронная физминутка для глаз
СЛАЙД 8
- Давайте послушаем, как идёт дождь.
СЛАЙД 9
- Ударила одна капелька, две, три, четыре, пять… И вот дождь уже льёт, как из ведра. Какой дождь вы услышали? (Ливень)
- Почему его так назвали?
- Еще в природе бывает косой дождь и ситничек.
- Как вы думаете, почему эти дожди так называются?
- Посмотрите на картинку и скажите, какой дождь изображён?
СЛАЙД 10, 11
Бывают совсем особенные летние дожди, короткие, веселые; идут они удивительным образом — с ясного неба, при свете яркого солнца!
СЛАЙД 12
Туч на небе нет, только висит в воздухе легкая белая дымка. Это водяной пар. Он низко над землей попал в холодный поток воздуха, превратился в капельки воды, они начали быстро сливаться, тяжелеть и падать на землю редкими крупными каплями.
СЛАЙД 13
Он быстро проходит, этот дождь, сияет солнце, и нет больше в воздухе белой дымки, она пролилась на землю «слепым дождиком» — так почему-то называют этот летний дождь без облаков.
Полная противоположность слепому, летнему, — дождь осенний, моросящий.
СЛАЙД 14
Тот как зарядит сыпать маленькими капельками на землю, словно его кто-то там наверху распыляет из пульверизатора, так и будет идти день, два, три, неделю не переставая. И тогда становится очень скучно. Под ногами слякоть, небо свинцовое, и моросит холодный, нудный дождь...
СЛАЙД 15
6. Совместное открытие нового (продолжение).
- О каком природном явлении говорится в моей следующей загадке?
СЛАЙД 16
Летит без крыльев и поёт,
Прохожих задирает.
Одним проходу не даёт,
Других он подгоняет
- Ребята, откуда появляется ветер? Почему он дует? (свободные высказывания детей).
- Давайте определим цель второй части нашего урока.
СЛАЙД 17
- Продолжите предложение: Узнать…
- Давайте попробуем ответить на эти вопросы после небольших опытов.
(Проведение опыта с комментированием)
- Сейчас мы сами сделаем ветер. Помашите рукой у себя перед лицом.
- Что вы чувствуете? (Ветерок.)
- А откуда он взялся? (Мы заставили рукой воздух колебаться, двигаться.)
Вся наша планета Земля окутана прозрачной шубой - воздухом. Мы её обычно не замечаем. Но если она вдруг исчезнет, мы не сможем прожить даже нескольких секунд!
Воздух не мешает нам передвигаться: он расступается перед нами и сразу занимает то место, которое мы освободили. Но если двигаться в воздухе быстро, он не успевает расступиться, и его можно ощутить. Вспомните, как что-то давит на ладонь, высунутую в окно поезда.
Воздух нужен и человеку, и животным, и растениям, чтобы дышать, а значит, чтобы жить.
Воздух постоянно находится в движении из-за того, что он по-разному нагрет. Теплый воздух, более легкий, поднимается вверх, а холодный, более тяжелый, стелется понизу, занимая освободившееся место. Это можно увидеть даже у нас в классе.
- Посмотрите на подоконник. На нем лежит воздушный шарик. Давайте ненадолго откроем окно. Что вы увидели?
Шарик был подхвачен потоком воздуха и полетел. Куда он полетел? Вверх, вместе с теплым воздухом.
Так что теплый воздух поднимается вверх, а его место занимает холодный воздух. Это движение происходит постоянно, поэтому на земле дуют ветры.
- Что же такое ветер?
СЛАЙД 18
Ветер – это воздух, который приходит в движение. Это движение воздуха!
- Давайте, сравним наш вывод с выводом ученых в учебнике на стр. 37.
- О чём рассказали нам учёные?
Солнце греет землю, и от земли нагревается воздух. Но вода, растения, дома и почва неодинаково нагреваются, а значит, и воздух над ними разной температуры. Над речкой он более холодный, чем над асфальтом или каменными домами.
Над широкими тёплыми морями, над снежными полями, над лесами и жаркими пустынями всё время движется воздух. Вокруг всей Земли воздух кружится. То сильнее, то слабее дует ветер.
Физминутка «Ветер дует нам в лицо»
- Мы с вами знаем из жизни, что ветер бывает разный. А какой – разный? Как мы его может охарактеризовать?
Работа в парах.
СЛАЙД 19
- Прочитайте слова и продолжите предложение: «Ветер бывает …»
СЛАЙД 20
- Ветры на Земле бывают разные. Бывают легкие и теплые, приносящие освежающую прохладу.
СЛАЙД 21
- Ветер способен двигать предметы, а лёгкие даже поднимать и переносить на некоторое расстояние. Обрывать провода, валить деревья, срывать крыши с домов. Сильные и опасные ветры называются ураган, тайфун, смерч. Они приносят людям несчастья.
- Но ветер может быть и другом человека. Люди научились пользоваться силой ветра.
- Рассмотрите рисунок на стр. 37.
СЛАЙД 22
Ветер приводит в движение ветряные двигатели, которые вращают жернова мельниц, качают воду из колодцев или пруда, вырабатывают электричество.
Ещё в древности человек научился строить лодки и корабли, и чтобы они двигались быстрее, на корабли поставили мачты с парусами. Ветер надувал паруса и толкал корабль вперёд.
Ветер переносит теплый воздух из жарких стран в холодные, а холодный воздух в жаркие страны. Ветер перегоняет облака с места на место, разносит воду по всей земле. Если бы не ветер, там не было бы дождей и снега. Пересохли бы ручьи, реки, озера, колодцы.
Ветром на большие расстояния переносятся семена трав, кустарников и деревьев, споры грибов.
Ветер не даёт застояться плохому воздуху в большом городе, очищает воздух. Отработанные автомобильные газы, дым от заводов и фабрик ветер уносит из населённых пунктов.
7. Рефлексия.
- Так почему же дует ветер?
- Как вы думаете, преодолели мы ещё одну ступеньку?
7.1. Работа в группах.
- Впишите слова в клеточки кроссворда и прочитайте выделенное слово:
| | | | | М | | | | | |
| | | 1 | Д | О | Ж | Д | Ь | | |
| | | | 2 | Л | И | В | Е | Н | Ь |
| | | 3 | В | О | З | Д | У | Х | |
| 4 | Г | Р | А | Д | | | | | |
5 | С | О | Л | Н | Ц | Е | | | | |
| | | | | Ы | | | | | |
1. С тучки, как из решета,
Кап-кап – капает вода!
Рады ей цветы и птички,
Что же это за водичка? Дождик.
2. Очень сильный дождь. Ливень.
3. Что вокруг нас всегда, но мы это не видим? Воздух.
4. Туча с ветром пошалили -
Солнце яркое закрыли.
Сыплет с неба виноград –
Необычный крупный… Град.
5. Что нагревает землю и способствует испарению воды? Солнце.
- Вы все молодцы!
СЛАЙД 23
8. Итог урока
- Давайте подведём итог нашего урока. Продолжите предложения:
Я узнал…
Мне было интересно…
Я хотел бы…
- Спасибо за работу. Урок окончен.
1. С тучки, как из решета,
Кап-кап – капает вода!
Рады ей цветы и птички,
Что же это за водичка?
2. Очень сильный дождь.
3. Что вокруг нас всегда, но мы это не видим?
4. Туча с ветром пошалили -
Солнце яркое закрыли.
Сыплет с неба виноград –
Необычный крупный…
5. Что нагревает землю и способствует испарению воды?
6