1.Организационный этап. Цель: настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта. | Организую ситуацию, позволяющую настроится на положительные эмоции, проверить готовность к уроку. -А сейчас проверь дружок, Ты готов начать урок? - Давайте подарим друг другу улыбку, пожелания успеха и начнем урок. | -Проверяют готовность и самоготовность к уроку. | Личностные: самоопределение. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2.Актуализация знаний. Определение темы урока. Постановка цели урока. Цель: организовать и направить к восприятию нового материала; суметь проанализировать ситуацию и назвать тему и цель урока 3. Определение темы урока. Постановка цели урока. Цель: суметь проанализировать ситуацию и назвать тему и цель урока. | Организую проверку домашнего задания с помощью фронтального опроса и индивидуальных карточек. 1.Проверка домашнего задания: 2. Индивидуальные карточки: Карточка № 1 Вставь пропущенные слова: Почвой называют верхний ___________ слой земли. В природе существует _____________ типов почв. Самыми плодородными являются ______________ почвы. За плодородие почвы отвечает ________________. На территории нашего края преобладают ____________ почвы. Почвы ____________ в охране. | Карточка № 1 с ответами: Почвой называют верхний, плодородный слой земли. В природе существует большое число типов почв. Самыми плодородными являются черноземные почвы. За плодородие почвы отвечает перегной. На территории нашего края преобладают горно-лесные почвы. Почвы нуждаются в охране. | - Сделайте отметку в листе самооценке. - Определите тему нашего сегодняшнего урока. Загадка, стихотворение - Мы уже изучали лес как природную зону. А сегодня будем изучать лес более детально. Так что же такое лес? - Давайте познакомимся с отрывком из рассказа Юрия Дмитриева о лесе. «Один художник решил нарисовать лес. – Что такое лес? – размышлял он. – Конечно, деревья! Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да какими похожими на настоящие они получились – вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел на ней сухие стволы. – Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес! Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох. – А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья. – Нужны птицы, а еще – кусты и ягоды, – не унимался старичок-лесовичок. Нарисовал и их художник, но лес все равно чахнет. – Нарисуй жабу и ящерицу! Согласился художник и еще дорисовал много разных зверей. Было темно, и художник решил зажечь свет, но вдруг послышались треск сучьев и чье – то фырканье. – Вот это лес! – сказал старичок-лесовичок и исчез. А может, и не исчез, а притаился за кустом или деревом. Ведь прячутся же в нем тысячи жителей. И все вместе они и есть лес». У.- Что же такое лес? Д. Лес – целый мир, в котором обитают множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Многое мы видим, но еще больше скрыто от наших глаз. У. Мы с вами определили тему нашего урока, а сейчас давайте определим его цель. - Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? - Что мы будем делать для достижения этой цели? - Сделайте отметку в листе самооценке. | 1 ученик класса перед уроком готовит к работе лабораторию. Включает нетбук, подключает модули, чтобы заранее определить погоду на улице. С началом урока, пока остальные проверяют домашнее задание замеряет температуру в классе, воды комнатной температуры и температуру снега. Записывает результаты в таблицу, записывает результаты на доске. Садится на место. Ответы учащихся. После выполнения домашнего задания весь класс изучает таблицу, сравнивает результаты измерений, подводит итоги Приложение 1 Слайд 2,3 - Выполняют задания на карточках. - Проводят самооценку в индивидуальном листе (Приложение 4 текст читает 1 ученик) Дети предполагают. Слайд 4 Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Слайд 5, 6 Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Ответы детей. Проводят самооценку в индивидуальном листе. | Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Уметь извлекать важную информацию из рассказа одноклассников. Познавательные: осуществлять синтез как составление целого и частей. Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение в доступной форме. Регулятивные: самопроверка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
4. Первичное усвоение новых знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся. Цель: организовать и направить к восприятию нового материала. | III. Знакомство с новым материалом. У. Лес – дом для растений и животных, как для нас – наши квартиры. Этот дом, как и наши дома – тоже многоэтажный. В лесу эти этажи называются ярусами. Что это за этажи – ярусы, мы сейчас узнаем. У. – Первый ярус самый высокий, узнаем как он называется, отгадав загадки? С моего цветка берет Пчелка самый вкусный мед. (Липа.) Что за дерево стоит –
Листик на ладонь похож, осенью красив, пригож... Каждый в дерево влюблён, потому что это ... (КЛЁН). У Лукоморья он один – Зеленый, крепкий исполин. Царя деревьев лесоруб Всегда обходит. Это - … (дуб). У. – О чем были данные загадки? Какой ярус самый высокий? - Какой ярус следует за деревьями вы узнаете разгадав следующее задание? 1 КА | 2 СК | 3 НА | 4 ШИ | 5 Т | 6 ЛЕ | 7 РЕ | 8 БЕ | 9 ЛИ | 10 К | 11 ЩИ | 12 РУ | Д. - Кустарники. У. Старичок-лесовичок придумал новое задание. Названия представителей этого яруса он зашифровал. Используя ключи отгадайте названия растений. Ключи: 6-11-3; (Лещина.) 1-9-3; (Калина.) 8-7-2-6-5; (Бересклет.) 10-12-4-3; (Крушина.) У. Спускаемся еще на один ярус ниже. Что находится ниже кустарников? Д. Травы. У. К этому ярусу относятся маленькие кустарнички – черника, брусника. Я в красной шапочке расту. Среди корней осиновых. Меня увидишь за версту, Зовусь я ….(подосиновик). У. Скажите, все ли правильно? Нет ли какой неточности? Д. Подосиновик – это гриб, но он живет в ярусе трав. У. Почему так назвали гриб? Д. Чаще всего он растет рядом с осинами. У. Название какого гриба образовано похожим способом? Д. Подберезовик. У. Какие еще грибы вы знаете? Ответы детей и показ иллюстраций этих грибов. У. Как вы думаете, лесу грибы нужны? - Найдем ответ на этот вопрос в учебнике на с 164. Д. Грибы помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков. У. Все мы ярусы рассмотрели? Д. Остался еще один. У. Самый нижний ярус – мхи и лишайники. Сфагнум, кукушкин лен, ягель. – Где растут мхи и лишайники? Д. На земле, на корнях деревьев. У. Ребята, представьте, что вы идете по лесу. Что лежит у вас под ногами? Д. Листья, сухие веточки, хвоинки. У.Опавшие листья и другие отмершие части растений образуют на поверхности почвы лесную подстилку. Под действием живущих в ней микроорганизмов она постепенно перегнивает. Благодаря этому почва пополняется перегноем. Многим животным она служит домом и спасает от холодов. – Мы подробно изучили растительный мир леса. О ком еще обязательно нужно сказать, говоря о лесе? Д. О животных. (Слайд ) У.Как обитатели леса связаны между собой? Уч. с 164-165. У. Лес называют природным сообществом, т.к. все живое и неживое в лесу тесно связано между собой. Все живут совместно, сообща. | Учащимся нужно заполнить в течении изучения новой темы плакаты с изображенными ярусами, выполняя задания учителя. Отгадывают загадки. Ответы детей. Расшифровывают названия растений. Отгадывают загадки. Слайд 7 Высказывают предположения. Ответы детей. Работа по учебнику. Слайд 8 Ответы детей. Работа по учебнику. | Регулятивные: Оценивать результаты своей деятельности. Познавательные: Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку) Коммуникативные: Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её. |
5. Практическое применение знаний. Цель: дать возможность самостоятельно изучить новый материал с помощью практической деятельности. | - Организую работу в группах. - Каждая группа получает задание: Распределить растения по ярусам. -Запишите 5 любых названий растений леса в Рабочую тетрадь на с. 76. Галочкой отметьте названия тех растений, которые вам доводилось видеть в природе. | - Работают в группах: распределяют растения по ярусам, проводят работу с гербарием в соответствии с заданием. Анализируют, формулируют выводы. Записывают названия растений в рабочую тетрадь. Заполняют соответствующую графу в листе самооценки. | Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение договариваться и приходить к общему выводу. Познавательные: логический анализ объектов с целью выделения признаков; решение проблемы, построение логической цепи рассуждений Регулятивные: планирование, прогнозирование. |
6. Первичная проверка понимания. Цель: проверить уровень усвоения и понимания нового материала. | Работа в тетрадях. У. Докажем, что все живые существа, населяющие лес, являются частью природного сообщества. Составим цепи питания. Р.т. с 77 Д. Растения являются средой обитания, жилищем для животных. Животные питаются растениями. Отмершие растения и животные участвуют в образовании почв. С помощью животных происходит размножение растений. Одно звено не может существовать без другого. -Давайте попробуем. Мы на уроке убедились, что в лесу все взаимосвязано. Прошу вас рассказать об этом, опираясь на схему. Д. Растения в лесу растут ярусами. Животные делят между собой эти этажи: одни живут на деревьях, другие – в кустах, третьи – на земле или даже под землей. Все живые организмы леса живут сообща. Мы называем лес природное сообщество. | Ответы детей. Слайды 9,10,11 | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Цель: для учителя: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. Цель для учащихся: выбрать и правильно выполнить домашнее задание из предложенного списка. | - Я предлагаю вам задания разного уровня. Вы должны выбрать любое по своему желанию. 1.Задание – с.164-168 подготовить пересказ по теме. 2. Задание – с.169 зад.3 – Работа с атласом-определителем. Записать пословицы и поговорки о лесе. 3.Задание – с.169 зад.2 – прочитать рассказы в книге «Великан на поляне». | - учащиеся выбирают самостоятельно домашнее задание из предложенного списка разноуровневых заданий. | Регулятивные: самостоятельно, адекватно выбирать уровень сложности задания. Коммуникативные: уметь аргументировать свой выбор. |
8.Рефлексия (подведение итогов занятия). Цель: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. Цель для учащихся: аргументировать свое мнение, осознавать значимость полученных знаний и готовность использовать их в жизни. | - Что нового вы узнали для себя на уроке? - Где могут пригодиться в жизни новые знания? - Что на уроке у вас хорошо получалось? - Над чем еще надо поработать? - в заключении предлагаю вам посмотреть на слайд «Польза леса» и проверить эту информацию. - Вы МОЛОДЦЫ! Очень активно сегодня поработали! -Выполните в листе самооценке последние отметки. - Урок окончен!!! Еще раз всем большое спасибо! | Ответы учащихся. Заполняют последнюю графу в листе самооценки. Дети рисуют улыбку – зеленым цветом, если урок понравился, и он активно потрудился; желтым – если урок понравился, но что-то не получалось; и красным – урок не понравился, я работал не активно. | Коммуникативные: высказывать и аргументировать свое мнение. Познавательные: развитие способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требующий вдумчивой рефлексии. Личностные: самоопределение. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |