Мы рады приветствовать Вас в нашем классе! Возможно, есть классы и лучше и краше, Но пусть Вам и нам здесь будет светло, Пусть будет уютно, приятно, легко! - Поздоровайтесь с нашими гостями! А) От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля. Одна ты на свете! Одна ты такая – Хранимая Богом родная земля! - Откуда эти строки? (Гимн Российской Федерации) - Кто написал текст? (С. Михалков) -Почему я взяла эти строки эпиграфом к нашему уроку? (Мы продолжаем работать над разделом «Родной край – часть большой страны») В) Фронтальный опрос -Вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке? (мы изучали природное сообщество луг) - Что такое сообщество? (все обитатели луга - растения, животные, грибы, микроорганизмы - тесно связаны между собой, они живут совместно, сообща). - Проверим ваши знания по теме прошлого урока (тест) примечание: ученики работают с тестами на печатной основе (Е. М. Тихомирова «Тесты») Г) Работа с тестами, проверка по ключу (презентация) (Учащиеся проверяют работу в парах, кто порадовался за своего товарища?) А) Актуализация знаний -Чтобы определить тему урока я предлагаю отгадать шараду: -возьмите корень слова подводный -корень из слова подъём -соединительную гласную у слова водопад - окончание из слова океаны - Какое слово получилось? (водоёмы) - Что вы уже знаете о водоёмах? (они бывают естественные и искусственные, пресные и солёные) (выходит девочка, на ней маска лягушки) -Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл на урок? (лягушка) - Почему она к нам пришла? - В каких водоёмах обитают лягушки? (в пресных) - Сформулируйте тему нашего урока более точно? (жизнь пресного водоёма) - Какие цели и задачи вы хотите поставить для себя при изучении данной темы? Познакомиться с растениями пресного водоёма нашего края Познакомиться с животными пресного водоёма нашего края Выяснить связаны ли между собой растения и животные водоёма Составить экологические правила по защите природы водоёмов -Какие результаты вы хотите получить к окончанию урока? - Как мы будем достигать поставленные перед собой цели, через что? (будем работать с учебниками, атласами, дополнительной литературой, спросим у учителя…) Давайте отметим, на каком участке пути, ваши знания о жизни пресных водоёмов находятся сейчас. ![]()  (дети ставят точку на отрезке) Б) Работа над темой урока (поиск решения) -Какие озёра нашего края вы знаете? (Кроноцкое, Курильское, Нерпичье..) -Какие реки ? (Авача, Камчатка, Пенжина, Ича…) В пресной воде рек, ручьёв, озёр нашего края таится чудесный мир, в котором обитает множество растений и животных. Мы совершим виртуальную экскурсию и отправимся по экологической тропе на водоём. Работать будете в группах: - Какие правила работы в группах нужно вспомнить? Умей выслушать товарища, не перебивай Говори спокойно, ясно, вполголоса Говори по делу В разговоре должны участвовать все Девиз: «Вместе не трудно, Вместе не тесно, Вместе легко, И всегда интересно!» -Откройте атласы с.17 и учебники с. 194 1 группа – ботаники (работают с атласом, учебником - выбирают из предложенных карточек только те растения, которые характерны для пресных водоёмов Камчатского края, при помощи учебника самостоятельно выясняют какую роль играют растения в водоёмах ) Примечание: карточки с растениями по ходу выступления групп крепятся на доске, а изображения этих растений появляются на экране, учитель даёт краткий комментарий о растениях. 2 группа - зоологи (работают с атласом, учебником- выбирают из предложенных карточек только тех животных, которые характерны для пресных водоёмов Камчатского края) Примечание: карточки с животными по ходу выступления групп крепятся на доске, а изображения этих животных появляются на экране, учитель даёт краткий комментарий о животных. 3 группа – экологи (работают с учебником, составляют памятку о правилах поведения у водоёмов) ! Детям даётся время на подготовку, учитель помогает каждой группе. В) ФИЗМИНУТКА (проводится перед отчётом групп, звучит запись мелодии) Сядьте поудобнее и закройте глаза… Сделайте три глубоких вдоха и выдоха и найдите внутри самого себя точку внутреннего спокойствия – такое место в душе, где тихо и спокойно. Представьте себе прекрасный солнечный летний день. Ты находишься возле чудесного озера, садишься на траву, возле озера. Дотрагиваешься руками до воды и чувствуешь приятную прохладу. Вдохни один раз глубоко-глубоко. Тело становится мягким, расслабляется. Ты лежишь на траве совершенно безмятежно, слушаешь пение птиц. (пауза) Теперь мысленно поблагодарим этот лес, это озеро, за то, что нам позволили расслабиться… Подтянитесь за руками, подвигайте пальчиками рук и ног. Энергично вдохните и откройте глазки. Г) Учащиеся отчитываются о проделанной работе. После отчёта каждой из групп задаётся вопрос: - Достигли вы первой поставленной вами цели? … -Как связаны между собой растения и животные? (коллективно составляют цепи питания) - Мы с вами совершили путешествие на водоём. Давайте вспомним, какие цели и задачи вы ставили перед собой в начале урока? - Подведём итог: что вы узнали? - Достигли вы своей поставленной цели? - Что значит сообщество пресного водоёма? Докажите, как связаны между собой растения и животные. - Определите, всё ли сегодня у вас получилось, всё ли вы поняли в уроке? -Что вам помогло достичь сегодня поставленной перед собой цели? - Выскажите мнение о своей работе, о работе ваших товарищей в группе! Отметьте на полоске как изменились ваши знания с начала нашего урока!
-Хотелось бы подвести итог нашей работе и завершить его стихотворением (читает ученица) С трех сторон омываясь морями, Полуостров красивый стоит. Край России, открытый годами, И сейчас им любой дорожит! Не природа, а чудо - загадка, То бушует, кричит и зовет. Будто плачет о ком-то Камчатка, А когда засмеется, цветет. Её лес, словно диво-картина, Нарисована легкой рукой. И настолько гостями любима. И настолько любимая мной!!! Каждый миг, каждый день жизни этой, Ей спасибо хочу я сказать. Много мест есть красивых по свету, Но такой, как она, не сыскать! Сергей Коновалов, 7 класс Учебник – с. 198 (рубрика «Подумай», вопросы) Тетрадь – с. 66 №5, 8 * Сообщение о животном или растении водоёма Камчатского края |