СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира " Правила вежливости"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Формирование представления о культуре поведения; умение анализировать и оценивать речь, поведение людей. Предметные: Повторить вежливые слова, используемые в различных жизненных ситуациях; (приветствие, прощание, благодарность, просьба) Метапредметные: 1. Развивать умение анализировать, обобщать, делать самостоятельно выводы; 2. продолжить работу по формированию коммуникативных умений и навыков; 3. развивать речь учащихся и обогащать их словарный запас. Личностные: 1. Воспитывать вежливое и уважительное отношение к людям; 2. развивать эмоционально-нравственную отзывчивость, доброжелательность; 3. учить анализировать и оценивать речь, поведение людей.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира " Правила вежливости"»




Тема: «Правила вежливости»


Тип урока :урок-проект


Цель урока:

Формирование представления о культуре поведения; умение анализировать и оценивать речь, поведение людей.


Предметные:


Повторить вежливые слова, используемые в различных жизненных ситуациях;

(приветствие, прощание, благодарность, просьба)


Метапредметные:


  1. Развивать умение анализировать, обобщать, делать самостоятельно выводы;

  2. продолжить работу по формированию коммуникативных умений и навыков;

  3. развивать речь учащихся и обогащать их словарный запас.


Личностные:


1. Воспитывать вежливое и уважительное отношение к людям;

2. развивать эмоционально-нравственную отзывчивость, доброжелательность;

3. учить анализировать и оценивать речь, поведение людей.

Планируемые результаты: учащиеся научатся использовать вежливые слова в общении с другими людьми; обсуждать вопрос о культуре поведения.

Оборудование:

презентация к уроку, конверты с заданиями, сигнальные карточки, клей, листы альбома








ХОД  УРОКА

I. Мотивация учебной деятельности (Презентация. Слайд 1)



Здравствуйте!

Поклонившись, мы друг другу сказали

Хоть и были совсем не знакомы.

Здравствуйте!

Что особого в том, что мы друг другу сказали

Просто «здравствуйте».

Больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку Солнца

Прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней

Сделалась жизнь?

Здравствуйте!


- В своей жизни мы общаемся с разными людьми, но самые близкие для нас – это наши родные, наша семья.

- Мы продолжаем работать по разделу«Общение».



II. Актуализация знаний (Слайд 2)

– Над какой темой мы сегодня будем работать, вы мне скажите, отгадав слово.  Мы будем отвечать на вопросы, а для ответа нам понадобится только первая буква.

в

е

ж

л

и

в

о

с

т

ь

1. Снежная буря (Вьюга)

2. Синоним к слову пища. (Еда)

3. Два рога – не бык,
Шесть ног без копыт.
Летит – так воет,
Сядет –  землю роет. (Жук)

4. Синоним к слову неправда. (Ложь)

5. Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином,
По земле ногами – стук,
А зовут его … (индюк)

6. Как одним словом можно назвать – река, озеро, океан. (Водоемы)

7. Орган зрения в старину. (Око)

8. Какой орган называют мотором организма? (Сердце)

9. Кот. Поменяйте местами буквы, чтобы получилось новое слово. (Ток)

10. 4-я буква с конца алфавита. (ь)



–  Какая же тема нашего урока? (Вежливость)


– Чему мы должны научиться сегодня? (Вспомнить вежливые слова, научиться быть вежливыми, добрыми)


– Ребята, сегодня мы поговорим о волшебных словах. Это обычные, простые, умные, полезные и добрые слова, а волшебными они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя. Эти слова надо не только хорошо знать, но и уметь их произносить по-волшебному, а научиться такому волшебству нетрудно, стоит только захотеть.

Вы стали школьниками. Вас ждёт много славных дел. Вы окончите школу и станете трудиться на заводах, шахтах, строить дома, прокладывать дороги к звёздам, водить по морям и океанам могучие атомоходы, выращивать новые сорта чудесных растений, побеждать болезни. Вы будете строителями, капитанами, водолазами, космонавтами, художниками. Но, прежде всего вы должны вырасти настоящими, хорошими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо учиться.


– Давайте сейчас вспомним эти слова, путешествуя по «Стране Вежливости» (Слайд 3)
– Сегодня, мы совершим путешествие в страну, в которой  все люди знают волшебные слова.
– Результатом (продуктом) нашей работы будет Азбука Вежливости. А материалы, которые подготовила каждая группа,  помогут  вам  в создании этой книги.
– Работать будете в группе. Каждая группа будет работать над созданием своей  страницы.  А какие правила работы в группе вы знаете? (Надо трудиться дружно, помогать друг другу, тогда  и работа получится интересной и красивой)

III. Изучение нового материала

– Итак, начинаем наше путешествие по стране Вежливости.

1)Остров Волшебных слов   (Слайд 4)

– И вот у нас на пути  Остров Волшебных слов. Давайте заглянем туда и вспомним волшебные слова.

– Посмотрите на слова, на какие группы можно их разделить?  (Слайд 5)

Здравствуйте, будьте добры, до свидания, привет, пока, добрый день, пожалуйста, счастливого пути, приятного аппетита.

– На прошлой неделе мы начали изучать тему: «Как мы общаемся» и разделились на творческие группы. Каждая группа получила задание – изучить вежливые слова. Давайте послушаем 1-ю группу.

1) – Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
– Здравствуй! – улыбнется он в ответ,
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.


– Над какими словами работали ребята 1-й группы? (Слова приветствия)











2) Нам желают: «Доброго пути!» –
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.


– Какие  слова  исследовали ребята 2-й группы? (Слова пожеланий)









3)  Если другу на прощанье
Скажешь «до свидания»,
Непременно будет завтра
Новое свидание!
Это слово, как магнитик,
Всех соединяет.
И прощаться навсегда
Нам не разрешает.


– О каких словах  вы услышали? (Слова прощания)









4) Отметить, что ли, слово «пожалуйста»?
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.


– Какие слова изучали ребята?  (Слова просьбы)



– Найдите среди слов в конверте № 1 – слова своей группы и наклейте их на страницу книги.

  • Группа 1 (Формы приветствия): здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.

  • Группа 2 (Формы пожеланий): всего хорошего, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути.

  • Группа 3 (Формы прощания): до свидания, до скорой встречи, прощайте.

  • Группа 4 (Формы просьбы): пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас.

– Проверьте свою работу (Слайд 6). Капитаны – сигнал «Светофор»

ИГРА «Доскажите словечко»

– Давайте проверим, как вы усвоили эти слова.

(Слайды 7-10)

2) Море Вежливости  (Слайд 11)

– Итак, продолжаем наше путешествие. И вот на пути Море Вежливости.

А)  «Путешествие в прошлое»

– А известно ли вам, ребята, что обозначает слово «вежливость»?

(Слайд 12)

До 16 века в русском языке широко употреблялось слово «вежа». Вежа – от слов «ведать», «знать». Вежа – человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и «вежество», позднее превратившееся в «вежливость». Вежество – качество ценное и обязательное. Поэтому учили вежеству в школах наряду с грамотой и молитвами.

– Вы тоже что-то интересное узнали о волшебных словах.

  • Здравствуйте (Толковый словарь, Этимологический)

  • Спокойной ночи, «Приятного аппетита» (Этимологический)

  • До свидания (Словарь синонимов)

  • Пожалуйста (Толковый, Этимологический)

– Приклейте истории вежливых слов, которые вы подготовили  на свою страницу (Конверт № 2)

 Физкультминутка «Вежливые животные» (Слайды  13-20)

– Представьте, что животные тоже решили стать вежливыми и при встрече всегда здороваться. Придумайте и покажите, как могли бы приветствовать друг друга.

  • Лисята (повороты вправо-влево);

  • Белочка  (наклоны вправо-влево);

  • Муравей (ходьба на месте);

  • Мышки  (прыжки);

  • Лягушки  (приседания);

  • Птица (руки вверх, в стороны);

  • Совенок (аплодисменты).

3) Гора Вредных советов (Слайд  21)

– А что же теперь нас ждет впереди? (Гора  Вредных советов.)

А) – Давайте вспомним вредные советы Г. Остера и скажем, что в них неправильного, вредного? И как, по-вашему, надо поступать в данных ситуациях?

1 совет

Если ты пришел к знакомым –
не здоровайся ни с кем,
Слов «пожалуйста», «спасибо» никому не говори.
Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай,
И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун.


– Согласны вы с этим советом?

(Обсуждение совета учащимися.)

2 совет

Если друг на день рожденья пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома – пригодится самому.
Сесть старайся рядом с тортом, в разговоры не вступай:
Ты во время разговора вдвое меньше съешь конфет.


– А этот совет, почему вредный?

(Обсуждение совета учащимися.)

3 совет

Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал, покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.


– Почему так поступать нельзя?

(Обсуждение совета по вопросам.)

4 совет

Девчонок надо никогда нигде не замечать.
И не давать проходу им нигде и никогда,
Им надо ножки подставлять, пугать из-за угла.


– А этот совет правильный?

(Обсуждение совета учащимися.)

– А, какие правила добрых и вежливых поступков вы запомнили? (Говорить вежливые слова, не обижать людей)
– Запомните эти правила вежливости на всю жизнь! (Дети читают хором слайд с правилами вежливости).

Б) Правила вежливости (Слайд  22 )

  • Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид.

  • Будь вежлив со своими товарищами

  • Будь всегда приветлив, здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя – прощайся.

  • Пусть добрая улыбка красит вас! Улыбайтесь, когда говорите вежливые слова!

– Приклейте правила вежливости на свою страницу (Конверт № 3)

4) Озеро Театральное (Слайд 23)

– Пора нам спускаться с горы. Мы научились правильно себя вести и готовы продолжить путешествие.  Мы попадаем  на Озеро  Театральное. 

А) – С каким волшебным словом мы познакомились на уроке литературного чтения? (Пожалуйста)

(Слайд 24)

– Кто главный герой произведения? (Павлик)
– Как Павлик стал разговаривать со старичком?  (А Вам-то что?)
– С какого слова надо было начать? (Здравствуйте)
– Какому слову старичок научил Павлика? Как это слово действовало на сестру, бабушку, брата? (Пожалуйста)
– Как надо говорить это слово, чтобы произошло волшебство? (Тихим голосом, глядя в глаза собеседнику)

Б) Я предлагаю найти рисунки, на которых ребята поступают правильно.

– Приклейте картинки, на которых изображено правильное поведение,  на страницу Азбуки Вежливости (Конверт 4)





5) Океан Мира и Добра (Слайд  25)

– А теперь мы у берегов Океана Мира и Добра.
Отношение к добру и злу народ отразил  в пословицах и поговорках.
– Пословицы рассыпались, соберите их и приклейте на страницу (Конверт 5)

1) Доброе слово – что дождь в засуху.
2) На добрый привет – добрый ответ.
3) Слово ранит и слово лечит.
4) Ласковым словом и лед растопишь.


( Капитаны оценивают правильность выполнения задания сигналом светофора)


– Как вы понимаете смысл этих пословиц?

IV. Итог урока

– Вот мы и закончили  работу над нашим проектом «».  (Капитаны защищают проект-страницу книги, дети аплодируют)
– В заключение нашего занятия, давайте, ребята, еще раз вспомним, о чем мы сегодня говорили? Чему научились? Что нового узнали? (О доброте, о вежливости о добрых и вежливых поступках, о волшебных словах)

Клятва (Слайд 26)

  • Клянемся вежливыми быть.

  • Всегда спасибо говорить.

  • Добрый день и до свидания

  • Нет в мире лучше звания!

  • Клянемся добрыми мы быть,

  • А лень и грубость позабыть!

  • Учиться этикету!

  • Науку помнить эту!

  • Клянемся добрыми мы быть!



V. Рефлексия

Построение дома вежливости


- Мы проводим в школе много времени, школа - наш второй дом. А в доме должно быть уютно и комфортно. Какими качествами должны обладать мы и наши друзья, чтобы в этом доме было всем хорошо?


Дети берут "кирпичики", на которых написаны разные качества, выбирают положительные и строят из них дом.



Любовь, терпение, злость, доброта, взаимоуважение, понимание, равнодушие, сочувствие, жадность, взаимовыручка, честность, ложь, правдивость, смелость, коварство, трудолюбие, ответственность, уверенность, зависть, ненависть, ехидство,