Автор: Малеева Ирина Владимировна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 4 Еманжелинского муниципального района Челябинской области.
Предмет, класс: окружающий мир (УМК «Вариативные курсы традиционной системы»), автор программы А.А.Плешаков, 4класс.
Тема учебного занятия: «Пустыни»
Место занятия в учебном процессе: Тема «Природа России ».
Форма занятия: урок изучения нового с использованием ИКТ.
Образовательные технологии: исследовательская деятельность;
ЦОР: презентация, разработанная в MSPowerPoint;
На уроке были использованы иллюстрации:
http://copypast.ru/2008/09/15/sami_s_usami_28_foto.html), http://www.posternazakaz.ru/shop/category/591/82/?orderby=views&limitstart=0), http://www.webpark.ru/comment/54699), http://tihiy-don-river.narod.ru/pritok/sal/foto/4.html), http://www.zoopicture.ru/camel/), http://www.google.ru/search?q=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE+%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F+%D0%BF%D1%83%D1%81%D1%82%D1%8B%D0%BD%D0%B8&hl=ru&newwindow=1&client=firefox&hs=aiR&rls=ru.yandex:ru:official&prmd=imvns&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ei=aTk3T7T5MM_Vsga0tuTgDA&ved=0CCgQsAQ&biw=1024&bih=628,
Формы и способы применения ИКТ на данном уроке:
1.АРМ учителя (компьютер и проектор).
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Использование ЦОР | Прогнозируемый результат |
1) Организационный этап. | Приветствие учителя. | Проверяют самостоятельно готовность к уроку, настраиваются на урок. | | Создание рабочего настроя на урок, проверка готовности. |
2) Проверка выполнения домашнего задания. | «На все стороны путь: Ни лесочка, ни гор! Необъятная гладь! Неоглядный простор!» -Чье сообщение вас больше заинтересовало и почему? | Это степь. 1) Рассказ ученика о степи с географической точки зрения. 2) Конкурс рисунков «Степь» - дети 3 работ рассказывают: -растения степи; -животные степи; -люди и степь . |
| Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция. |
Работа в тестовых тетрадях. | Индивидуальная работа. | |
3) Подготовка к основному этапу урока. | -Ребус. | -Дети продумывают ответ. -Подготовленный ученик рассказывает стихотворение о пустыне. Тема урока: «Пустыни» | Слайд № 1 «Пустыни» | Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. |
4) Усвоение новых знаний и способов действий. Работа с картой. Работа в парах.
Работа в творческих группах. | Раздаются карточки-помогайки. |
Дети, работая в парах, изучают географическое положение зоны пустынь относительно других природных зон и сторон горизонта. |
| Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий. |
Заслушаем специалиста в области пустынь. | Рассказ ученика. | Слайд № 2 «Пустыни» |
Учитель налаживает взаимодействие учащихся с социальным и физическим окружением, координирует выполнение заданий. | 1гр) Ботаники:(стр.123-124) -особенность растений; -приспособление к природным условиям; -значение в природе. 2гр) Зоологи: (стр.126-128) -приспособленность животных к природным условиям; -значение в природе. 3гр) Экологи: (стр.129-131) -экологические проблемы пустыни; -охрана редких животных; -заповедники. | Слайд № 3 «Работа специалистов» |
Физминутка | | | | Снятие физического напряжения |
5) Этап обобщения и систематизация знаний. | Учитель координирует выполнение заданий каждой группы. | От каждой группы специалистов выходит 2 человека, которые рассказывают о своем направлении в работе. | Слад № 4 «Растения пустыни» Слайд № 5 «Животные пустыни» Слайд №6 «Люди и пустыни» | Активная и продуктивная деятельность учащихся повключений части в целое, классификации и систематизации знаний о пустыне. |
6) Итог урока.
Инструктаж домашнего задания.
Рефлексия. | Фронтальный опрос полученных знаний. | Стихотворение о пустыне. Учащиеся отвечают на вопросы и оценивают результативность своей деятельности на уроке. | Слайд № 7 «Знойная пустыня» | Закрепление учащимися информации о реальных результатах учения по теме «Пустыни» |
Учебник стр.122-131, вопросы | Прослушивают комментарий домашнего задания, задают уточняющие вопросы. | | Реализация условий для успешного выполнения домашнего задания. |
Поблагодарить учащихся за активную работу на уроке. | Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения | | Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. |