Тема урока: «Этот удивительный мир»
Класс: 1
Цель урока: познакомить учащихся с понятиями: окружающий мир, предметы и объекты живой и неживой природы.
Задачи:
Научить выделять признаки, присущие только объектам живой природы, отличающие их от объектов неживой природы.
Воспитывать бережное отношение к природе, друг к другу.
Развивать внимание, экологическое мышление, речь.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» 1 класс, карточки с изображением объектов природы, мультимедийный компьютер на рабочем месте учителя, медиапроектор , интерактивная доска, компьютерная презентация, сделанная в программе Power Point по теме: «Живая и неживая природа. Признаки живой и неживой природы», электронный образовательный ресурс «Отличие живой природы от неживой», ЭОР на CD-диске «Окружающий мир 1 класс», ООО Издательский центр «Вентана-Граф».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. (слайд 1)
II. Вступительная беседа
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг… (природа). (слайд 2)
Учитель: Ребята, а что же такое природа?
Ученики приводят примеры.
Учитель: Давайте посмотрим все ли мы правильно назвали. (Слайд 3).
III. Объяснение нового материала
- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с разными представлениями окружающего мира, вспомним известные нам объекты живой и неживой природы.
Для этого откройте учебник на странице 4. Назовите предметы, изображенные на рисунках.
- Все эти предметы можно разделить на две группы. Это объекты живой и неживой природы. Сейчас возьмите в руки карандаш и попробуйте объединить объекты в две группы: предметы живой и неживой природы.
(Дети выполняют задание на классификацию объектов, объединяя их в две группы).
-Что же у Вас получилось? Какие объекты Вы объединили?
(1 группа – бегемот, заяц, черепаха, человек, береза; 2 группа –дом, велосипед, кресло, книга, портфель).
- А почему именно такие группы у Вас получились?
(В первой группе объединены объекты живой природы, а во второй – неживой).
- Таким образом, можно сделать вывод, что окружающий мир – это все, что находится вокруг нас: природа, люди, здания, машины, вещи. Все эти объекты делятся на две группы: живую и неживую природу.
IV. Закрепление изученного материала.
- Попробуем выполнить следующие задания:



(Учащиеся по очереди подходят к компьютеру учителя и поочередно выполняют задание. В результате должна получиться следующая таблица:

V. Физминутка
Медвежата в чаще жили. (ходьба на месте) Головой своей кружили. Вот так, вот так. Головой своей кружили. Медвежата мед искали, (ходьба на месте) Дружно деревца качали, Вот так, вот так. Вперевалочку ходили И из речки воду пили, Вот так, вот так. (Наклон вперед) Дружно лапы поднимали (руки вверх) Вот так, вот так. (Тихо сесть)
- Ребята, скажите, пожалуйста, а о каких объектах природы говорилось в стихотворении физминутки?
(Медвежата, мед, деревца, речка, вода.)
- А к живой или неживой природе они относятся? (Мед, речка, вода – неживая природа. Медвежата и деревца – живая природа.)
Учитель: А теперь поиграем.

VI. Игра «Живое – неживое» (Слайд 4)
– Что видно только ночью?
– Луна, звезды. Неживая природа.
– Белые кораблики по небу плывут, белые кораблики дождики везут. (Слайд 5).
– Облака. Неживая природа.
– Дышит, растет, а ходить не может. (Слайд 6)
– Растение. Живая природа.
– Что всех людей на земле греет? (Слайд 7)
– Солнце. Неживая природа.
– В лесу на одной ножке выросла лепешка? (Слайд 8)
– Гриб. Живая природа.
– Без рук, без ног, а бежит. (Слайд 9)
– Вода. Неживая природа.
– В воде под мостиком виляет хвостиком. (Слайд 10)
– Рыба. Живая природа.
– На всех садится, никого не боится. (Слайд 11)
– Снег (снежинка). Неживая природа.
– Ползун ползет, иглы везет. (Слайд 12)
– Ежик. Живая природа.
– На шесте дворец, во дворце певец. (Слайд 13)
– Скворец. Живая природа.
- Замечательно! Мы справились!
VII. Итог урока.
- Итак, ребята, что же нового мы узнали сегодня на уроке? Для того, чтобы вспомнить это мы с вами разделимся на две группы.
- Задание для первой группы:

- Задание для второй группы:

- А теперь проверим, правильно ли мы выполнили задания:


- У нас получились замечательные картины родной природы. И я думаю, что вы удивлены разнообразием окружающего нас мира.
– Спасибо за урок!