СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок ОРКиСЭ "Православное учение о человеке" 4 класс

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по ОРКиСЭ "Православное учение о человеке" в 4 классе

Просмотр содержимого документа
«Урок ОРКиСЭ "Православное учение о человеке" 4 класс»

12


Урок 9. Православное учение о человеке


Цель: раскрытие понятий душа, болезни души, образ Божий в человеке.

Задачи:

- получение новых знаний о человеке с точки зрения православной антропологии, о значении души и тела в жизни человека;

- развитие аналитического мышления, навыков коллективной работы, коммуникативных способностей, умения размышлять, формулировать и высказывать свои мысли и суждения,

- воспитание таких качеств как доброта, отзывчивость, бескорыстие.

Вы узнаете:

- Когда болит душа

- Что такое «образ Божий»


Просмотр видео по материалу учебника стр. 48 2 мин 30 с.

Сотворение мира и человека. (Петер Венцель. Адам и Ева в Земном Раю).

Анализ текста и подготовка к пониманию темы урока:

Слайд 2. Из презентации

Учитель: Из чего создал Бог человека?

из праха земного (земное вещество).

Учитель:  Что Он сделал, чтобы человек стал душою живою?

Учитель:  Каким Бог сотворил человека?

(Бог сотворил человека по образу Своему.)

Учитель: Как вы понимаете слово «образ»?

Внешний вид, облик, копия, отображение, икона.


Учитель: А как вы думаете, что дал человеку Бог, создавая его по своему образу?

( внешнюю оболочку, тело)

Самостоятельное чтение стр. 45 начало. 1 абзац

Учитель:  В кого верят православные христиане?

Учитель: А в кого верит Бог?

Учитель:  Что дал Бог человеку?

Учитель: Как вы думаете, в чем заключается свобода?

( Свобода – это возможность независимого выбора)

Учитель: Выбор человеком делается между чем и чем?

(Сделать добро или не сделать добро).

Учитель: С помощью чего человек может сделать выбор?

С помощью разума. Разум – способность мыслить.


Самостоятельное чтение первой части раздела «Душа» стр. 45 1-2 абзац:


Учитель: Ребята, перед вами на партах лежат фигурки человечков.

(приложение 1)


На каждой фигурке напишите, что может делать тело человека. Кто испытывает затруднения, можно воспользоваться карточками – подсказками, которые есть у меня 

Дети в минигруппах составляют модель тела человека. (Тело может ходить, сидеть, расти, ползать, болеть и т.д.)


Учитель: Да, всё верно. Наше тело как рабочий механизм отвечает за нашу безопасность и движение.

(Человек может говорить, мыслить, у него намного выше уровень развития)


Чтение стр. 46 2 абзац сверху до последнего выделенного слова


- обсуждаем

Учитель:  Можем ли мы увидеть душу человека глазами?

Учитель:  Как узнать что душа существует?

Учитель:  Какие дары Бог дал человеку?

Учитель:  В чем, по-вашему, заключается образ Божий в человеке ( свобода, разум, способность любить и творить.)


Учитель: Да, это так. Чтобы человек был подобен Богу, Бог дал человеку душу. Слово « душа» произошло от слова «дышать». Душа невидима, но именно душа делает человека человеком.

У вас на столах лежат сердечки, символизирующие душу человека. Напишите на них, что может делать душа.

Дети в минигруппах составляют модель души человека.( Душа может думать, мечтать, любить, переживать, болеть)

обсуждаем


Чтение стр. 50 «Забыть и простить»

Учитель:  Что произошло?

Учитель:  Почему детям стало скучно?

Учитель:  Почему ребята не знали как играть вместе?

Учитель:  Почему друг не приходил, что он чувствовал?

Учитель: Предположите что происходило в его душе.

Учитель:  Почему же он решил извиниться?

Учитель: Как по другому говорят когда болит душа?

Учитель:  Что такое совесть? (Совесть – это и есть нравственный закон, который дал человеку Бог при сотворении.

Учитель:  Почему Александр был счастлив?

Учитель: Как он описывает своё счастье?

Ребята, если у него болит душа. Мальчика мучает совесть. Она говорит ему, что он поступил плохо – не по добру.

Значит, душа испытывает боль от наших плохих поступков. Зло наносит душе раны, повреждает ее и душе от этого больно.

Учитель:  Как вы думаете, почему так важно сохранить совесть?

Перестав распознавать добро и зло душа погибнет.

Но совесть говорит в нас не только тогда, когда мы уже совершили поступок, но и когда только собираемся что-то сделать, когда только подумали. Однако люди не всегда слышат свою совесть.

Учитель: Что же нужно делать, чтобы душа всегда была чистой и светлой?

Нужно всегда прислушиваться к голосу своей совести. Отгонять плохие мысли и не совершать недобрых поступков.

Учитель: Как вы думаете, что составляет сокровища души? (дети отвечают)

Богатство души – это сделанное тобой добро.

Добро ходит по кругу. Каждый из вас лепил снеговика и знает, что если маленький снежок покатить по снегу, то снег прилипает к нему и ком становится все больше и больше. Вот также сделанное вами маленькое добро передается от одного человека к другому, проходит через их души, увеличивается и возвращается к вам.


Учитель: Действительно, тело и душа болят по- разному. Иногда может случиться так, что тело здорово, а душа болит. А когда душа болит? А какие болезни души вы знаете?

Выслушиваются мнения детей.


Учитель: Перед вами на столах карточки. Ваша задача выбрать столбик в котором перечислены болезни души.

Дети в минигруппах составляют список болезней души.

Чем вылечить болезни души

НЕНАВИСТЬ ПРЕДАННОСТЬ

ЗАВИСТЬ ПРАВДА

ЛОЖЬ ЛЮБОВЬ

ЖАДНОСТЬ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ

ЖЕСТОКОСТЬ РАДОСТЬ

ПРЕДАТЕЛЬСТВО ЩЕДРОСТЬ

РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ МИЛОСЕРДИЕ


Учитель: Проверим, что у вас получилось. Какие болезни души вы выделили?

Дети зачитывают ответы, дополняют и исправляют друг друга.


Учитель: А теперь подумаем, как можно эти болезни вылечить. К каждой болезни подберите и положите напротив лечебное средство. 

Дети в минигруппах составляют список для лечения болезней.


Учитель: Какие лечебные средства вы нашли?

Дети зачитывают ответы, дополняют и исправляют друг друга.


Учитель: Итак, человек состоит из тела и души и они должны научиться жить вместе.


(мысли, чувства, ум, мечты, все, что нельзя увидеть, но можно ощутить). Вот этот внутренний мир и есть образ Бога в человеке)


Учитель:  Как вы думаете, если ждать благодарности за добрый поступок, будет ли это настоящим добром?)

Только сделанное бескорыстно можно считать настоящим добром. Если ты ждешь в ответ благодарности, то это уже не доброе дело, а обмен – «ты мне, я тебе» или даже купля-продажа.

От добрых мыслей и дел душа светлеет, от злых – темнеет. Если в душе человека совсем нет ничего доброго, то душа становится черной.

Закрепление темы

Учитель: Заполните ромашку (помощь на стр. 47)

Итог по ромашке

или

Учитель: Ответьте на вопросы

Как человек может сделать свою душу богаче?

    • Когда человека хвалят, его душа становиться богаче

    • Чем больше человек отдает людям, тем больше приобретает для своей души

    • Когда человек приобретает материальные блага, его душа становится богаче

В чем главное отличие человека от животного?

    • Человек не отличается от животного ничем

    • Человек имеет дар слова, умеет мыслить, сострадать, делать добро, помогать нуждающимся

    • Внешний вид

В чем проявляется «Образ Божий» в человеке?

    • В умении любить, в способности выбрать путь добрых дел и поступков

    • В недостойном поведении

    • В умении подстраиваться под текущую ситуацию

Зачем Бог даровал человеку свободу?

    • Чтобы человек делал только то, что хотел

    • Чтобы человек свободно и добровольно вступал на путь истины и добра и мог, если захочет, выбрать для себя жизнь с Богом

    • Чтобы сделать жизнь человека проще

Домашнее задание

Стр. 50 № 5


Или


Закончи предложение

И создал Господь Бог человека из _______________(сажи, камня, праха земного).

Вдунул Бог в лицо человека ___________________(слово, ветер, дыхание жизни).

И сотворил Бог человека по ______________(образу, желанию, решению) Своему.

или

Проанализируй один день своей жизни по табличке

Мои добрые дела

Добрые дела окружающих













Образ Божий в человеке таится в силах и свойствах его души.












Приложение 2

Карточка- помощница

ходить

думать

питаться

садиться

наклоняться

мечтать

расти

любить

переживать

болеть





Карточка- помощница

ходить

думать

питаться

садиться

наклоняться

мечтать

расти

любить

переживать

болеть




Карточка- помощница

ходить

думать

питаться

садиться

наклоняться

мечтать

расти

любить

переживать

болеть





Чем вылечить болезни души

НЕНАВИСТЬ ПРЕДАННОСТЬ

ЗАВИСТЬ ПРАВДА

ЛОЖЬ ЛЮБОВЬ

ЖАДНОСТЬ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ

ЖЕСТОКОСТЬ РАДОСТЬ

ПРЕДАТЕЛЬСТВО ЩЕДРОСТЬ

РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ МИЛОСЕРДИЕ



­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­

Чем вылечить болезни души

НЕНАВИСТЬ ПРЕДАННОСТЬ

ЗАВИСТЬ ПРАВДА

ЛОЖЬ ЛЮБОВЬ

ЖАДНОСТЬ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ

ЖЕСТОКОСТЬ РАДОСТЬ

ПРЕДАТЕЛЬСТВО ЩЕДРОСТЬ

РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ МИЛОСЕРДИЕ





Чем вылечить болезни души

НЕНАВИСТЬ ПРЕДАННОСТЬ

ЗАВИСТЬ ПРАВДА

ЛОЖЬ ЛЮБОВЬ

ЖАДНОСТЬ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ

ЖЕСТОКОСТЬ РАДОСТЬ

ПРЕДАТЕЛЬСТВО ЩЕДРОСТЬ

РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ МИЛОСЕРДИЕ





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!