СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок. Особенности освоения иноязычной лексики

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок. Особенности освоения иноязычной лексики»

Тема: Особенности освоения иноязычной лексики

Задачи урока:повторить, закрепить и обобщить знания учащихся по теме "Заимствованная лексика",обогащение словарного запаса учащихся;

1. Организационный момент. 2. Повторение.-- Вспомните, что мы называем заимствованной лексикой? Как она входит в наш язык?(Все слова по своему происхождению делятся на исконно русские и заимствованные (взятые из других языков. Все народы азвиваются в тесном контакте между собой. Люди воюют, торгуют, путешествуют, получают образование или работают в той или иной стране. Естественно, что в свой родной язык они приносят слова, свойственные чужим народам или странам).

3. Практикум.

Задание 1.

Если вы внимательно следили и слушали, то вы верно и быстро выпишите из данного ряда слов заимствования. Кто больше и правильнее? У вас 2 минуты.

Ответ: Штаб (нем.), кафе (фр.), алфавит (гр.), нога (общеслав.), ночлег, пудинг (анг.), пуговица (искон.), шикарный (фр.), трап (гол.).

-- А почему мы иногда не замечаем в речи заимствований? Н-р, слова собака, сарай, барабан, которые являются заимствованными?

(потому что они очень давно вошли в наш язык)

-- Зачем нам употреблять иноязычные слова? Зачем шарф называть кашне, военную машину - танком, продавца - менеджером?

(чтобы дать предмету более точную характеристику, более удобную.А также это модно).

Задание 2. Прослушайте, пожалуйста, диалог.

- Хай! Слышь, у меня в аське нет твоего ника!

- Давай я тебе кликну через 15 минут! ОК?

- ОК, братан! Скинь по мейлу домашку по литрече, а я тебе хэлпну с драйвами!

- Ну всё, бай!

- Бай!

Задание 5.

Давайте разделимся на группы и проведем конъектуру, Конъектура-способ восстановления испорченного в рукописях текста. правку текста. Переложим его на русский литературный язык. Какая группа быстрее и красочнее? (тексты у каждого ученика на парте). У вас максимум 4 минуты.

III.  Найдите устаревшие (устар.) слова и общеупотребительные (общеупотр.). Замените (устар.) вам понятными современными.

Во-первых, наипаче всего должны отца и матерь  в великой чести держать…Дети не имеют без именного приказу родительского никого бранить  или поносительскими словами порекать…Когда родители или кто другой их спросит, то должны они к ним отозваться и отвещать тот час, как голос послышат. И потом сказать: «Что изволите, государь батюшка» или «Что мне прикажете, матушка». И не дерзостно отвещать… Отрок должен быть весьма учтив и вежлив как в словах, так и в делах, на руку не дерзок и не драчлив.

«Юности честное зерцало» (18в.)

V.  Найдите заимствованные слова, замените их русскими.

1. При проверке были выявлены дефекты в изделиях. 2. Все работали с большим энтузиазмом. 3. Автострада поворачивала к лесу. Всем подарили сувениры. 4. Парад Победы проходит у обелиска. 5. Все любовались красивым пейзажем.

Задание:  Заменить их заимствованными словами и составить небольшой рассказ, используя эти слова. Определите тип связи в тексте

Напиток черного цвета, который мы пьем по утрам (кофе)

Сладкое кондитерское изделие с изюмом, джемом или орехами (мюсли)

Сеть, в которую мы выходим с компьютера (интернет)

Индивидуальный перевозчик пассажиров (такси)

Вид верхней одежды (пальто)

Взрывающиеся разноцветные огни в воздухе (фейерверк)

Упражнение № 127 Замените исконно русскими словами заимствования. • Составьте с 2 — 3 заимствованными словами словосочетаниями, обозначьте главное слово.


III.  Найдите устаревшие (устар.) слова и общеупотребительные (общеупотр.). Замените (устар.) вам понятными современными.

Во-первых, наипаче всего должны отца и матерь  в великой чести держать…Дети не имеют без именного приказу родительского никого бранить  или поносительскими словами порекать…Когда родители или кто другой их спросит, то должны они к ним отозваться и отвещать тот час, как голос послышат. И потом сказать: «Что изволите, государь батюшка» или «Что мне прикажете, матушка». И не дерзостно отвещать… Отрок должен быть весьма учтив и вежлив как в словах, так и в делах, на руку не дерзок и не драчлив.

«Юности честное зерцало» (18в.)

V.  Найдите заимствованные слова, замените их русскими.

1. При проверке были выявлены дефекты в изделиях. 2. Все работали с большим энтузиазмом. 3. Автострада поворачивала к лесу. Всем подарили сувениры. 4. Парад Победы проходит у обелиска. 5. Все любовались красивым пейзажем.


III.  Найдите устаревшие (устар.) слова и общеупотребительные (общеупотр.). Замените (устар.) вам понятными современными.

Во-первых, наипаче всего должны отца и матерь  в великой чести держать…Дети не имеют без именного приказу родительского никого бранить  или поносительскими словами порекать…Когда родители или кто другой их спросит, то должны они к ним отозваться и отвещать тот час, как голос послышат. И потом сказать: «Что изволите, государь батюшка» или «Что мне прикажете, матушка». И не дерзостно отвещать… Отрок должен быть весьма учтив и вежлив как в словах, так и в делах, на руку не дерзок и не драчлив.

«Юности честное зерцало» (18в.)

V.  Найдите заимствованные слова, замените их русскими.

1. При проверке были выявлены дефекты в изделиях. 2. Все работали с большим энтузиазмом. 3. Автострада поворачивала к лесу. Всем подарили сувениры. 4. Парад Победы проходит у обелиска. 5. Все любовались красивым пейзажем.


III.  Найдите устаревшие (устар.) слова и общеупотребительные (общеупотр.). Замените (устар.) вам понятными современными.

Во-первых, наипаче всего должны отца и матерь  в великой чести держать…Дети не имеют без именного приказу родительского никого бранить  или поносительскими словами порекать…Когда родители или кто другой их спросит, то должны они к ним отозваться и отвещать тот час, как голос послышат. И потом сказать: «Что изволите, государь батюшка» или «Что мне прикажете, матушка». И не дерзостно отвещать… Отрок должен быть весьма учтив и вежлив как в словах, так и в делах, на руку не дерзок и не драчлив.

«Юности честное зерцало» (18в.)

V.  Найдите заимствованные слова, замените их русскими.

1. При проверке были выявлены дефекты в изделиях. 2. Все работали с большим энтузиазмом. 3. Автострада поворачивала к лесу. Всем подарили сувениры. 4. Парад Победы проходит у обелиска. 5. Все любовались красивым пейзажем.


III.  Найдите устаревшие (устар.) слова и общеупотребительные (общеупотр.). Замените (устар.) вам понятными современными.

Во-первых, наипаче всего должны отца и матерь  в великой чести держать…Дети не имеют без именного приказу родительского никого бранить  или поносительскими словами порекать…Когда родители или кто другой их спросит, то должны они к ним отозваться и отвещать тот час, как голос послышат. И потом сказать: «Что изволите, государь батюшка» или «Что мне прикажете, матушка». И не дерзостно отвещать… Отрок должен быть весьма учтив и вежлив как в словах, так и в делах, на руку не дерзок и не драчлив.

«Юности честное зерцало» (18в.)

V.  Найдите заимствованные слова, замените их русскими.

1. При проверке были выявлены дефекты в изделиях. 2. Все работали с большим энтузиазмом. 3. Автострада поворачивала к лесу. Всем подарили сувениры. 4. Парад Победы проходит у обелиска. 5. Все любовались красивым пейзажем.


III.  Найдите устаревшие (устар.) слова и общеупотребительные (общеупотр.). Замените (устар.) вам понятными современными.

Во-первых, наипаче всего должны отца и матерь  в великой чести держать…Дети не имеют без именного приказу родительского никого бранить  или поносительскими словами порекать…Когда родители или кто другой их спросит, то должны они к ним отозваться и отвещать тот час, как голос послышат. И потом сказать: «Что изволите, государь батюшка» или «Что мне прикажете, матушка». И не дерзостно отвещать… Отрок должен быть весьма учтив и вежлив как в словах, так и в делах, на руку не дерзок и не драчлив.

«Юности честное зерцало» (18в.)

V.  Найдите заимствованные слова, замените их русскими.

1. При проверке были выявлены дефекты в изделиях. 2. Все работали с большим энтузиазмом. 3. Автострада поворачивала к лесу. Всем подарили сувениры. 4. Парад Победы проходит у обелиска. 5. Все любовались красивым пейзажем.
















ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС

Фонетика и орфоэпия:

1. Найдите слово, в котором количество звуков и букв совпадает:

Вьюга, агентство, уменьшить, ясный

2. Расставьте ударения в словах:

водопровод, километр, прибыла, из развитых (языков), красивее, звонит

3. В каком слове выделенный согласный произносится твёрдо?

Тире, крем, музей, шинель

4. Сколько мягких согласных звуков в пословице:

Не трудиться – хлеба не добиться?

Словообразование и орфография:

1. Обозначьте корни в однокоренных словах. Обоснуйте свой ответ.

Летят перелетные птицы

Ушедшее лето искать,

Летят они в дальние страны,

А я не хочу улетать.

2. Обозначьте состав слов:

зелень, выносливость, загорались, наладчик, огурчик, заранее, двумястами.

3. Каким способом образованы слова приход, вызов, полёт, переход?

Лексика:

1. Какими русскими словами можно заменить заимствованные слова:

трасса, дискуссия, авеню, маэстро, фиаско, шеф.

2. Замените синонимами устаревшие слова:

чело, ланиты, ветрило, перст, брань, глаголет, брадобрей.

3. Объясните значение данных фразеологизмов, подберите к ним синонимичные фразеологизмы:

на всех парусах, засучив рукава, одного поля ягоды, между двух огней.

Морфология. Синтаксис:

1. Какими частями речи и какими членами предложения являются выделенные слова?

Столовая закрыта. Дайте столовую ложку.

Какой способ словообразования лежит в основе этого задания?

2. В каком словосочетании неправильно выделено главное слово:

читать книгу, в весеннем лесу, наша бригада, бежать по аллее, петь громко.



ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС

Фонетика и орфоэпия:

1. Найдите слово, в котором количество звуков и букв совпадает:

Вьюга, агентство, уменьшить, ясный

2. Расставьте ударения в словах:

водопровод, километр, прибыла, из развитых (языков), красивее, звонит

3. В каком слове выделенный согласный произносится твёрдо?

Тире, крем, музей, шинель

4. Сколько мягких согласных звуков в пословице:

Не трудиться – хлеба не добиться?

Словообразование и орфография:

1. Обозначьте корни в однокоренных словах. Обоснуйте свой ответ.

Летят перелетные птицы

Ушедшее лето искать,

Летят они в дальние страны,

А я не хочу улетать.

2. Обозначьте состав слов:

зелень, выносливость, загорались, наладчик, огурчик, заранее, двумястами.

3. Каким способом образованы слова приход, вызов, полёт, переход?

4. Какое слово «лишнее»?

Женитьба, свадьба, косьба, молотьба

Лексика:

1. Какими русскими словами можно заменить заимствованные слова:

трасса, дискуссия, авеню, маэстро, фиаско, шеф.

2. Замените синонимами устаревшие слова:

чело, ланиты, ветрило, перст, брань, глаголет, брадобрей.

3. Объясните значение данных фразеологизмов, подберите к ним синонимичные фразеологизмы:

на всех парусах, засучив рукава, одного поля ягоды, между двух огней.

Морфология. Синтаксис:

1. Какими частями речи и какими членами предложения являются выделенные слова?

Столовая закрыта. Дайте столовую ложку.

Какой способ словообразования лежит в основе этого задания?

2. В каком словосочетании неправильно выделено главное слово:

читать книгу, в весеннем лесу, наша бригада, бежать по аллее, петь громко.