Логика урока открытия нового знания (ОНЗ)
УРОК ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ:
1)
РАСШИРЕНИЕ ПОНЯТИЙНОЙ БАЗЫ
(ПРЕДМЕТНОЙ И НАДПРЕДМЕТНОЙ)
2)
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО СТРОИТЬ И ПРИМЕНЯТЬ НОВОЕ ЗНАНИЕ
с желанием
АКТИВНОСТЬ
РЕЗУЛЬТАТ
все задания
Работать должны оба.
Один говорит, другой слушает .
Свое несогласие высказывай вежливо.
Если не понял, переспроси.
Логика построения урока ОНЗ на основе системно-деятельностного подхода
- Мотивация к учебной деятельности (1–2 мин)
Цель этапа:
включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
1. Знаю что значит уметь учиться
( норма учебной деятельности )
2. Хочу учиться
3. Могу учиться ( содержательные рамки )
4. Зачем мне надо учиться
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие (4–5 мин)
Цель этапа:
готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.
1. Актуализация необходимых ЗУН
2. Обобщение ЗУН
3. Пробное учебное действие
4. Фиксация затруднения
2. Актуализация и пробное учебное действие
1.
2.
3.
4. Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении
учащимися пробного учебного действия или его обосновании.
Затруднение – фиксация того, что я не могу что-то сделать.
Фиксация невозможности получить запланированный результат.
3. Выявление места и причины затруднения (3–4 мин)
Цель этапа:
выявление и фиксация места и причины затруднения.
1. Перестаю действовать –
начинаю думать.
2. Что я делал, какие знания применял?
3. Где возникло затруднение?
( место )
4. Почему оно возникло?
( причина )
4. Построение проекта выхода из затруднения (4–6 мин)
Цель этапа:
постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.
1. Какое знание строю, чему учусь?
( цель проекта )
2. Как строю и с помощью чего?
( выбор способа и средств )
3. План построения нового знания.
План построения нового знания
1. Воспользоваться выбранным средством.
2. Построить новый способ.
3. Проверить правильность полученного результата.
5. Реализация построенного проекта (5 – 8 мин)
Цель этапа:
построение и фиксация нового знания.
1. Реализация построенного проекта.
2. Фиксация нового знания в речи и знаково .
( эталон )
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи (4–5 мин)
Цель этапа:
применение нового знания в типовых заданиях .
1. Решение типовых заданий
на новое знание
2. Проговаривание во внешней речи
( всеми учащимися )
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3–5 мин)
Цель этапа:
самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.
1. Выполнение самостоятельной работы
( решение типовых заданий )
2. Самопроверка
( по эталону для самопроверки )
3. Коррекция ошибок
4 . Ситуация успеха
8. Включение в систему знаний и повторение (5–8 мин)
Цель этапа:
включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.
1. Границы применимости нового знания
2. Задания, в которых новое
знание связывается с ранее изученными
3. Задания на повторение
4. Задания на пропедевтику изучения
последующих тем
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2–3 мин)
Цель этапа:
соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.
1. Фиксация нового содержания
2. Рефлексия учебной деятельности
( затруднение, цель, результат,
как достигнут результат )
3. Самооценка деятельности на уроке
4. Домашнее задание
Пример карточки для проведения этапа
рефлексии деятельности на уроке
- Я понял, как вычитать двузначные числа с переходом через разряд новым способом.
2) Я не допустил ошибок в самостоятельной работе.
3) Я допустил ошибки в самостоятельной работе (перечислить эти ошибки).
4) Я смог понять причину ошибки, которую допустил в самостоятельной работе (если были).
5) Сегодня я учился самостоятельно учиться.
6) Я достиг поставленной цели урока.
7) Я доволен своей работой на уроке.
8) У меня остались затруднения…
Принципиальное отличие уроков деятельностной направленности от традиционных уроков:
- системная реализация деятельностных целей образования;
- ученик является субъектом учебной деятельности .
Назовите два основных шага учебной деятельности на уроке ОНЗ.