СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок открытия новых знаний "законы Ньютона"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии с ФГОС. Разработка включает в себя технологическую карту урока и приложения для организации работы учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Урок открытия новых знаний "законы Ньютона"»

Урок открытия новых знаний «Законы Ньютона»

Класс 10

УМК : В. А. Касьянова.-М. : Дрофа, 2017, углубленный уровень

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности жизненных ситуациях;

  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

  • определять несколько путей достижения поставленной цели;

  • выбирать оптимальный путь достижения цели с учетом эффективности расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали;

  • задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.


Познавательные универсальные учебные действия:

  • приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого;

  • анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;

  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;


Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками и взрослыми;

  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

  • согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением;

  • представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;

  • точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.

Предметные результаты:

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;

  • объяснять границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач;

  • выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;

анализировать и отбирать информацию; выделять, объяснять сущность законов Ньютона, на основе проведенных опытов.

Учебный материал и оборудование:

  • Фрагмент фильма «И Ньютон» из цикла проекта т/к «Культура» «Энциклопедия»

https://www.youtube.com/watch?v=Q76t9nyGnbY

  • Листы с заданиями для каждой группы

  • Набор оборудования для проведения эксперимента

  • Оценочные листы для каждой группы

  • Компьютер, проектор.


1 этап - организационный


Длительность этапа

1 минута

Форма организации УПД

Фронтальная

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Класс подготовлен для работы в группах. Организованы места для работы групп.

Проверяет готовность групп и наличие оборудования

Настраиваются на работу


2 этап – целеполагание

Длительность этапа

5 минут

Форма организации УПД

Фронтальная

Деятельность учителя

Деятельность ученика

-Включает фрагмент фильма (0-3,45мин)

-Обращает внимание учащихся на то, что в первой главе работы «Математические начала натуральной философии» Ньютон определяет базовые понятия — масса, сила, инерция, количество движения и др. Постулируются абсолютность пространства и времени, мера которых не зависит от положения и скорости наблюдателя. На основе этих чётко определённых понятий формулируются три закона ньютоновой механики.

-Сегодня на уроке мы не просто вспомнить формулировки и смысл законов, но и приведем их опытное обоснование. Итак, тема нашего урока?

-Смотрят фрагмент.













-Формулируют тему урока: «Законы Ньютона»

3 этап – создания образовательной ситуации

Длительность этапа

5 минут

Форма организации УПД

Индивидуально

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- Выдает листы с заданиями каждой группе (приложение 1)

-Предлагает прочитать задания, познакомиться с оборудованием и задать вопросы по организации эксперимента

-Напоминает правила работы в группе и правила техники безопасности

- Знакомятся с заданиями и проверяют наличие оборудования

-Распределяют обязанности между членами группы

- Если появятся вопросы, задают учителю


4 этап – прирост знаний (самостоятельная работа групп)

Длительность этапа

15 минут.

Форма организации УПД

Групповая работа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- Наблюдает за организацией работы в группах

- Отвечает на вопросы

- Регламентирует время работы групп




-Планируют и проводят эксперимент

- Работают с текстом параграфа

- Обобщают и систематизируют материал

-Делают выводы по результатам эксперимента

-Готовятся к публичной презентации результатов

5 этап – представление проекта

Длительность этапа

15 мин.

Форма организации УПД

Фронтальная, групповая работа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

-Обращает внимание на критериальное взаимооценивание групп друг другом (приложение 2)

-Слушает презентации групп, по необходимости исправляя неточности

-Задает вопросы на понимание изученного материала

-Заполняет листы оценочные листы каждой группе

-Слушают презентации групп

-Задают вопросы

-Фиксируют выводы в тетради

-Выполняют оценку презентации по критериям


6 этап - рефлексивного осмысления результатов урока


Форма организации УПД

групповая

Длительность

4 мин.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

-Аргументирует свою оценку работы группы

-Вступает в диалог с учащимися

-Предлагает познакомиться с таблицей, которую нужно заполнить при выполнении д/з

(приложение 3)

- Знакомятся с результатами оценивания

- Сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью

-Записываю д/з, знакомятся с содержанием таблицы

























Приложение 1. Задания группам

Рабочая карточка №1 для работы в группе

по теме: «Законы Ньютона»

§§ 17-18.

Цель: изучить теоретический материал по учебнику, проделать опыты, определяющие суть первого закона Ньютона. Подготовить презентацию выступления.

Оборудование: шар, тележка, деревянный брусок, направляющая рейка, песок, каретка.

1. Выполнение эксперимента.

Опыт №1.

На горизонтальный стол положите шар.

Вопрос: До каких пор он будет лежать на столе?

Опыт №2.

На тележку поставьте деревянный брусок. Резким толчком приведите тележку в движение.

Вопрос: Что происходит с бруском? Почему?

Опыт №3.

Верните тележку в исходное положение, вновь установите на ней брусок и плавно разгоните тележку вдоль стола.

Вопрос: Что произойдет с бруском при встрече тележки с препятствием? Почему?

Опыт №4

Поставьте на горизонтальный стол наклонную рейку. Стол около рейки посыпьте слоем песка. Отпустите с верхней части рейки каретку.

Вопрос: Что вы наблюдаете? Что является причиной остановки?

Опыт №5

Очисти стол от песка и повтори опыт.

Вопрос: Объясни изменения в результатах эксперимента.

Опыты № 4 и5 повтори с шариком.

Вопрос: сравни результаты эксперимента и объясни их.

Представь себе, что трение шара о песок, о стол исчезло.

Вопрос: Как в этом случае будет двигаться тело до тех пор, пока на него не подействует другое тело?

2. Подготовьте отчет по работе:

Формулировка 1 закона

Почему этот закон называют законом инерции?

Какие системы отсчета называют инерциальными?

Примеры ИСО

Является ли геоцентрическая система отсчета инерциальной?






3.Объясни явление:

  • Герой рассказа поскользнулся и полетел по крутому склону ледника вниз. Поперек его пути была глубокая траншея, “где клокотала и неслась талая вода. Он подумал, что сейчас погибнет, попав в эту траншею, но перелетел через нее и на пологом склоне затормозился”. (Ф.А. Искандер. Святое озеро)

  • Почему при сплаве леса большое количество бревен выбрасывается на берег при повороте реки?



Рабочая карточка №2 для работы в группе

по теме «Законы Ньютона»

§ 19 п.1

Цель: изучить теоретический материал по учебнику, проделать опыты и выяснить, как зависит ускорение тела от приложенной силы. Подготовить презентацию выступления.

Оборудование: каретка, тела с равными массами, нить, направляющая рейка, штатив, набор тележек, секундомер.

Установите рейку горизонтально. Установите каретку, на край закрепите неподвижный блок. Привяжите к каретке нить и к свободному концу нити подвесьте 2 груза. Предоставьте систему самой себе. На рейке закрепите герконы, подсоединив к ним секундомер. Возвратив каретку в начальное положение, подвесим к нити еще один груз m и повторите опыт.

Вычислите ускорение каретки в каждом опыте используя формулу перемещения при равноускоренном движении без начальной скорости.

Заполните таблицу:

Сила, вызывающая движение каретки

Перемещение каретки, s,м

Время движения каретки, t,с

Ускорение каретки, а, м/с2


2 Н





3 Н





4 Н




2. Подготовьте отчет по работе:

Вопросы:

1.Как движется каретка? Меняется ли ее ускорение при добавлении грузов?

2. Что можно сказать о зависимости ускорения тела от приложенной силы?

3.Что такое равнодействующая приложенных к телу сил? Как она вычисляется?

4. Что можно сказать о направлении ускорения тела и равнодействующей сил?

3.Объясни явление:

  • Почему при сплаве леса большое количество бревен выбрасывается на берег при повороте реки?

  • Можно ли поднять тело с земли, приложив к нему силу, равную силе тяжести?



Рабочая карточка №3 для работы в группе

по теме «Законы Ньютона»

§ 19п.2

Цель: изучить теоретический материал по учебнику, проделать опыты и выяснить, как зависит ускорение тела от массы. Подготовить презентацию выступления.

Оборудование: каретка, тела с равными массами, нить, направляющая рейка, штатив, секундомер.

Установите рейку горизонтально. Установите каретку, на край закрепите неподвижный блок Привяжите к ней нить и к свободному концу нити подвесьте 2-3 груза. Предоставьте систему самой себе. На рейке закрепите герконы, подсоединив к ним секундомер. Возвратив каретку в начальное положение, не меняя число закрепленных к нити грузов, увеличивайте массу каретки.

Вычислите ускорение каретки, в каждом опыте используя формулу перемещения при равноускоренном движении без начальной скорости.

Заполните таблицу:

Масса каретки,кг

Перемещение каретки, s,м

Время движения каретки, t,с

Ускорение каретки, а, м/с2


0,1





0,2





0,3






2. Подготовьте отчет по работе:

1.Как изменится ускорение каретки, если ее массу увеличим?

2. Какой вывод можно сделать о зависимости ускорения от массы тела?

3. В чем состоит свойство инертности?

3.Объясни явление:

  • На каменистой дороге ход нагруженного автомобиля более плавный, чем ход этого же автомобиля, но без груза. Почему?



Рабочая карточка №4 для работы в группе

по теме: Законы Ньютона.

§20

Цель: изучить теоретический материал по учебнику, проделать опыты, определяющие суть третьего закона Ньютона. Подготовить презентацию выступления.

Оборудование: штатив, 2 алюминиевых цилиндра на изолирующих нитях, 2 динамометра.

Опыт №1.

Подвесьте два одинаковых цилиндра, изготовленных их алюминиевой фольги, на изолирующих нитях. Зарядив цилиндры соприкосновением с наэлектризованной палочкой, заметьте, что они оба отойдут от прежнего положения.

Вопросы:

Что можно сказать о расстояниях, на которые отклонились цилиндры от положения равновесия?

Как направлены силы, действующие на цилиндры?

Что можно сказать о значении этих сил по углу отклонения тел?

Опыт №2

Сцепите друг с другом два динамометра. Один из них прикреплен к вертикальной стойке. Если потянуть за второй динамометр. То пружины обоих приборов растянутся, и будут действовать друг на друга силами упругости F1 и F2, направленными в противоположные стороны. Потяните за динамометр сильнее. Обрати внимание на изменения показаний динамометров.

Вопросы:

  1. Что можно сказать о силах взаимодействия?

  2. Что можно сказать о показаниях динамометров? Какой вывод следует из этого?



2. Подготовьте отчет по работе:

Формулировка 3 закона

Формула

Что можно сказать о природе сил, возникающих при взаимодействии?

Можно ли утверждать, что согласно 3 закону силы всегда будут скомпенсированы?

Для каких СО справедлив закон?

3.Объясни явление:

  • Вспомните, какая русская пословица отражает суть третьего закона.

  • Возможно ли путешествие способом, предложенным Сирано де Бержераком, героем одноименной комедии Эдмона Ростана?

Лечь на железный лист
И сильными рывками
Магнит подбрасывать,
Он лист железный с вами
Подтянет кверху.
Вы опять.
Так до Луны и упражняйтесь.

Приложение 2. Лист взаимоооценки работы группы.

Тема _____________________________________________ Представление группы № _____________________________________ Оценивает группа №____________________________

1. Оцените, как группа справилась с работой, поставьте символ в соответствующей колонке

критерии

отлично

хорошо

удовлетворительно

1. Представление результатов эксперимента

 

 

 

2. Умение объяснить результаты

 

 

 

3. Последовательность изложения материала

 

 

 

4. Доступность изложения материала

 

 

 

5. Понимание сущности явления (умение ответить на вопросы, объяснить)

 

 

 

Приложение 3.




Первый закон Ньютона

  • Справедлив для любых сил;

  • Силы уравновешиваются, т.к. приложены к одному телу;

Второй закон Ньютона

  • Верен для любых сил;

  • Сила – причина изменения скорости;

  • Вектор ускорения сонаправлен с вектором силы;

Третий закон Ньютона

  • Силы не уравновешивают друг друга;

  • Силы одной природы;

  • Верен для всех сил в природе

Физическая система

Макроскопическое тело

Макроскопическое тело

Система двух тел

Модель

Материальная точка

Материальная точка

Система двух материальных точек

Описываемое явление




Формулировка закона/формула




Примеры проявления




Границы применимости

ИСО. Макро – и мегамир. Движение со скоростями, много меньшими  скорости света.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!