Бессмертная И В. учитель начальных классов
Поляков Ю.А. учитель истории
ДОШ №54
Аннотация
Внеклассное мероприятие посвящено Дню победы советского народа в Великой
Отечественной войне 1941-1945 г.г. Оно рассчитано на 3, 4 классы начальной школы и основную школу. Урок может быть проведен как в украиноязычных, так и в русскоязычных классах. Рекомендуется использование информационных технологий( презентация на тему «Пионеры Герои Великой Отечественной войны» и историко-документальный фильм «Основные сражения Великой Отечественной войны»)(рус. язык).
Урок памяти
Цель: воспитание у учащихся чувства патриотизма, толерантности, уважения к историческому прошлому своего народа.
Тип урока: комплексный урок коррекции, введение, анализа, систематизации, применение на практике полученных учебных знаний.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, исторические печатные источники, воспоминания свидетелей войны; анкеты-маршруты дня; компьютерная презентация «Пионеры-Герои Великой Отечественной войны», фрагменты историко-документального фильма «Основные сражения Великой Отечественной войны».
Ход урока
I. Блок коррекции
Подготовка к активному восприятию учебного материала (Деловая игра: учащиеся выясняют свои возможности по для дальнейшего участия в уроке).
- Какие две большие группы исторических источников вам уже известны?
"(Вещественные артефакты, письменные источники).
- Какие события, уже известные вам, предшествовавших началу Великой Отечественной войны?
- Когда началась Вторая мировая война? (01.09.1939 г..)
- Когда началась Великая Отечественная война? (22.06.1941 г.).
(В ходе обсуждения активизируются уже существующие знания школьников. Учащиеся определяются, что существуют две большие группы исторических источников, и делают предварительный вывод, что доступ к неискаженно информации позволяет:
1)определить, что было хорошего, что плохого; 2) принять, осмыслить и ввести правильное (компетентное) решения, чтобы изменить ситуацию к лучшему.
II. Блок новой информации
- Ведущий - «... С рассветом 22 июня 1941 года регулярные Войска
Германской армии атаковали наши Пограничные части на фронте от
Балтийского до Черного моря ... »(из сводки Главного командования
Красной Армии за 22.06.1941)
- Согласно плану «Барбаросса»
В результате прорыва частей второй танковой группы Гудериана и увлечения 19.07.1941 г.. Города Ельня немцам удалось создать плацдарм для наступления на Москву.
Ведущий предлагает пользуясь наглядным иллюстративным материалом, фрагментами фильма, печатным историческим источником, самостоятельно предварительно сформулировать задачу урока:
1) Учащиеся выясняют, что особенностью плана «Барбаросса» и плана «Ост»
возможно была политическая целесообразность, которая ограничивает доступ к правдивой
информации.
2) Средством этой целесообразности стало развертывание войны.
Ученица9 класса Озеркина Д. знакомит учащихся с восприятием начала
войны своим дедушкой (тогда еще мальчишкой он собирался в пионерский
лагеря). В своих воспоминаниях дедушка рассказал внучке как обычный парень
воспринял известие о начале Великой Отечественной войны.
Немецкая армия могла нейтрализовать Ленинград только с юга.
Непосредственно подступы к Ленинграду были защищены шестью
укрепленными районами.
ведущий:
В августе 1941 года пять танков под командованием лейтенанта Зиновия
Григорьевича Колобанова сдерживали удар немецких танков.
Ведущий:
В июне 1942 года критическая ситуация сложилась после прорыва фашистами Юго-Западного фронта, немцы намеревались выйти к источникам стратегического сырья - нефти - города Грозный и Баку и перерезать реку Волгу, блокировав подвоз к промышленных районов Урала и Сибири.
Ведущий:
Наступательная операция деблокирования Сталинграда завершается полной
победой Красной Армии. Под Сталинградом были решены 2 задачи:
остановить отступающие части и создать новый фронт. вторая -
прорвать фронт противника и окружить противника в районе города. эти две
задачи успешно решены 19 - 23.11.1943р.
ведущий:
После Сталинградской стратегической наступательной операции войска двух
советских фронтов Центрального и Воронежского вышли далеко
вперед, исчерпали наступательный порыв назад получили приказ перейти к
обороны. Создался выступление в сторону врага - так называемая Курская дуга.
Ведущий:
Штурм Берлина - логова фашистского зверя это одна из предпоследних
крупных сражений в ходе Великой Отечественной войны.
Ведущий:
Подписание Акта о безоговорочной капитуляции немецко-фашистских войск и Парад Победы - это последняя точка в течение Великой Отечественной войны.
Ведущая:
Вашему вниманию предлагается презентация «Пионеры-Герои Великой
Отечественной войны »
Валя Котик - подпольщик-разведчик из Шепетовки. Подрывник в партизанский отряде - на счету шесть взорванных эшелонов. Погиб в бою с немцами.
Юта Бондаровская - ленинградская школьница, которую война застала под Псковом, где она была на каникулах. Связная и разведчица партизанского отряда. Погибла в бою с немцами.
Василий Коробко - разведчик и диверсант Черниговского партизанского отряда. Уничтожил девять эшелонов. Погиб в бою с немцами.
Александр Бородулин - партизан-подрывник. Уничтожил несколько броневиков немцев. Погиб, прикрывая отход партизанского отряда.
Галина Комлева - подпольщица поселка Тарновичы, Ленинградской области. Связная подполья, распространитель листовок. Растреляна немцами.
Виктор Хоменко и Александр Кобер - подпольщики из города Николаева. Разведчики и связные «Николаевского центра». По заданию центра пересекала линию фронта для доставки в Москву сведений. Растреляны немцами.
Лариса Михеенко - ленинградская школьница, разведчица 6-й Калининской партизанской бригады. Взорвали железнодорожный мост через реку Дриссе. Растреляна немцами.
III. Блок самоконтроля
Ученики прорабатывают различные источники информации, а затем обсуждают ее.
Омельченко А. (3-А): «Мне очень понравился урок, посвященный дню
Победы. Я узнала много интересного и нового для себя. никогда не
задумывалась над тем, что в войне бок о бок со взрослыми сражались и
дети ». • -, Кислинский М. (9): «Я благодарна всем людям, которые сделали возможным
Победу в войне и наше настоящее. Мы будем всегда помнить их
подвиг ».
Веремеенко С. (3-А): «Человек жив, пока его помнят. Спасибо большое,
вам ветераны ».
Учащимся предлагается сформулировать в рабочем варианте предварительное заключение:
Развитие мирной жизни зависит среди прочего также и от доступа к неискаженно информации, которую можно получить только сравнивая различные исторические источники. Ограничение такого доступа сужает границы собственной осведомленности.
Ученики получают анкеты информаторов и Маршруты Дня чтобы опросить своих близких, родственников, соседей с целью накопления, изучения и систематизации материалов для практического использования в учебной работе в теме «Наш край в годы Великой Отечественной войны».
Литература
История России 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций в 3 ч. Часть 2/[ М.М. Горинов, А.А. Данилов, М.Ю. Моруков и др.]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016. – 176с.: ил., карт.-ISBN 978-5-09-037952-6 [ст. 4-67]