УРОК ПАМЯТИ
ТЕМА: МЫ НАШЕЙ ПАМЯТЬЮ СИЛЬНЫ.
ЦЕЛЬ: показать важность сохранения и передачи исторической памяти о Великой Отечественной войне через поколенческую историю семьи и страны.
Задачи:
выявить личностные переживания современных подростков, связанные с периодом ВОВ;
формирование умений у школьников вести поисковую работу, связанную с историей родных и близких, земляков, защищавших Родину в годы Великой Отечественной войны;
формирование гражданско-патриотического сознания, активной жизненной позиции;
воспитание чувства гражданственности, гордости за исторические свершения российского народа.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
I. МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП
- Уважаемые гости, ребята, сегодня я пригласила вас на урок Памяти и хочу начать его словами поэта-фронтовика Константина Симонова "С чего начинается память …"
С чего начинается память – с берёз?
С речного песочка? С дождя на дороге?
А если – с убийства! А если – со слёз!
А если – с воздушной тревоги!
А если с визжащей пилы в облаках,
со взрослых, в пыли распростёртых!
А если с недетского знания – как
живое становится мёртвым!
И в пять, и в пятнадцать,
и в двадцать пять
войной начинается память.
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить? Что вспомним?
- Тема урока "Мы нашей памятью сильны". Подумаем над вопросом: Зачем нужна память о войне нам, живущим в веке двадцать первом, которым даже трудно представить, что пришлось преодолеть и выстрадать тем, кто ценой самой жизни отстоял свободу и независимость Родины?
II. ОСНОВНОЙ ЭТАП
- Как хорошо, что человек наделен памятью. У времени тоже есть своя память – история. - Что вы знаете об истории Великой Отечественной войны?
- Из каких источников вы знаете о той войне? Какие кинофильмы о войне смотрели? Какие книги читали?
(На слайде "Цифры войны") ( Приложение 1 презентация )
- О чем заставили задуматься вас эти цифры?
Просмотр видеоролика "Память" (Приложение 2 )
- Какие чувства вы сейчас испытали? К чему обратила вас память?
- Какую годовщину со Дня Победы готовимся праздновать?
- Все дальше и дальше уходят грозные годы ВОВ, годы народного горя и народной славы, массового героизма. Путь к победе был долгим и трудным. Каждый день войны – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, радость больших и малых побед, каждое из которых бесстрашие и доблесть. Среди тех, кто ушел в огонь, чтобы выстоять и победить были и ваши родные. Давайте вспомним о них.
Рассказы учащихся о своих близких - ветеранах войны. (Приложение 3)
- Из нашего аула Ачикулакским РВК Каясулинского района Грозненской области было призвано на фронт 70 человек. Многие из них погибли на полях сражений, многие считаются без вести пропавшими, лишь третья часть из ушедших фронт вернулась домой. Были среди них и те, кто прошел ужасы фашистского концлагеря. Ребятами нашего класса начата работа по поиску сведений о погибших или пропавших без вести односельчанах в ОБД Мемориал и по Книге Памяти.
Рассказ о поисковой работе. (Приложение 4)
Работа будет продолжена нашим объединением юнкоровцев и школьного поискового отряда. Планируется издание рукописной Книги Памяти а. Абрам- Тюбе.
- Фронтовики сделали тогда все, чтобы мир жил без войны. Но не было бы победы без тех. кто остался дома. Это дети, женщины, старики… Они нашли в себе силы заменить ушедших на фронт и вынести всю тяжесть военных лет в тылу.
Рассказ о труженице тыла. (Приложение 3)
К сожалению, совсем мало остается тех, кто прошел всю войну, вынес все ее тяготы. Но живы дети войны – свидетели тех страшных лет. Их подвиг не менее значим. Дети трудились наравне со взрослыми. Что они помнят о войне?
Из воспоминаний детей войны (Приложение 3)
- Почему не могут забыть те года свидетели войны?
Боль войны - неподъёмная кладь.
И большая людская беда!
Эту память у нас не отнять:
Никому! Ни за что! Никогда!
- Почему нельзя забывать те дни нам, ныне живущим?
- "У нас остался долг памяти перед всеми не дожившими до наших дней жертвами фашизма. Мы эту память несем и передаем новым поколениям. Знайте истинную историю войны и ее жертв, помните и не допустите повторения ее ужасов!" - говорит малолетняя узница концлагеря Саласпилс.
Рассказ о Саласпилсе - детском лагере смерти (Приложение 5, презентация)
Неугасима память поколений
О тех, кого так свято чтим
Давайте, люди, встанем на мгновение
И в скорби постоим и помолчим.
Минута молчания.
- Мы должны быть достойны их памяти. А что для этого мы можем сделать?
- Кто из вас, ребята, слышал, знает об акции "Бессмертный полк"
- Бессмертный полк - Всероссийский патриотический проект по увековечиванию памяти участников ВОв.
Демонстрация сайта проекта.
Изготовление штендера с портретом ветерана войны для Бессмертного полка ( звучит песня "Нет в России семьи такой где б не памятен был свой герой")
Задание для дальнейшей работы:
- записать своего прадеда в Бессмертный полк сайте гражданской инициативы;
- юнкоровцам подготовить информационное обращение к жителям аула о проекте, помочь в подготовке к участию в акции .
- Время неумолимо идет вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью народной. Память о минувшей войне будет переходить от отцов к сыновьям, от сыновей к внукам. Иначе нельзя.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
- Как вы думаете, ребята, разговор, который состоялся сегодня, важен для вас?
-Почему?
- Зачем же нужна память о подвиге людей, кто ценой самой жизни отстоял свободу и независимость Родины? Сильны ли мы памятью своей?
Историческая память - одно из главных богатств человеческой культуры. Пока люди помнят прошлый опыт, человеческое общество имеет возможность развиваться и совершенствоваться. Память войны призывает к ответственности за мир на земле.
Будем жить, встречать рассветы,
Верить и любить, Только не забыть бы это,
Лишь бы не забыть.
Эта память, верьте, люди,
целой земле нужна.
Если мы войну забудем-
Вновь придет она.
- Именно нам предстоит донести эту память следующим поколениям.
- Закончить разговор я хочу словами героини повести Альберта Анатольевича Лиханова "Последние холода", учительницы Анны Николаевны, сказанными в День Победы своим ученикам: "Пройдет время, много, много времени, и вы станете совсем взрослыми. У вас будут не только дети, но и дети детей, ваши внуки. Пройдет время, и все, кто был взрослым, когда шла война, умрут. Останетесь только вы, теперешние дети, дети минувшей войны... Ни дочки ваши, ни сыновья, ни внуки, конечно же, не будут знать войну. На всей земле останетесь только вы, кто помнит ее. И может случиться так, что новые малыши забудут наше горе, нашу радость. Наши слезы. Так вот. Не давайте им забыть! Понимаете? Вы- то не забудете, вот и другим не давайте!"
А я эти слова обращаю к вам, потому что только память спасет нас от других несчастий.
Уходит жизнь - приходит память.
И память возрождает жизнь.
Звучит песня "День Победы"