Урок: Петербург в романе Достоевского.
Цель урока: воссоздать образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Задачи урока:
- показать специфику Петербурга Достоевского, используя прием сопоставления;
- актуализировать знания учащихся о Петербурге в русской литературе XIX века;
- продолжать развивать умение учащихся внимательно читать текст, комментировать и анализировать его, умение сопоставлять, размышлять, высказывать свои суждения;
- развивать познавательную активность учащихся на основе их поисковой деятельности, формировать навыки создания целостного видения проблемы;
Оборудование: портрет Ф. М. Достоевского, презентация по теме «Петербург Достоевского», компьютер, фотовыставка «Санкт-Петербург - сегодня»
Ход урока
1) Актуализация знаний
- Что такое город? (ответы учащихся: населённый пункт; политический, экономический, административный и культурный центр).
Именно город будет сегодня на уроке героем большого эпического произведения.
- Что такое пейзаж? (Вид изображения какой-нибудь местности).
2) Создание учебно-проблемной ситуации и формулирование основной учебной задачи.
- Назовите свои ассоциации, когда вы слышите город «Санкт-Петербург» (ответы учащихся)
Достоевский — это петербургский писатель. Образ Петербурга присутствует почти в каждом его произведении. Главное для Достоевского в Петербурге то, что в нем сошлись европейская и русская цивилизация, что это — город, насильственно построенный, неестественно создавшийся. Поэтому Петербург — город бедных, несчастных людей, город нищеты и город крайнего богатства.
Действие в романе Ф.М. Достоевского происходит в распивочных, трактирах, трущобах, полицейских конторах, Достоевский показывает дома терпимости, закоулки, дворцы-колодцы, комнаты гробы и шкафы, чёрные лестницы, облитые помоями. Сенная площадь и Канава. Давайте почитаем, какой пейзаж рисует Достоевский в романе.
- Какая атмосфера царит на улицах города? (Подтвердим цитатами из романа).
Пейзаж.
Ч. 1 гл. 1 с.4
Ч. 2 гл. 1 с. 88 – повторение предыдущей картины
Ч. 2 гл. 6 с. 144-145 – вечерний Петербург.
Ч. 6, гл. 6 с. 477 – Петербург после дождя.
Вывод: Все описания города построены на одних и тех же деталях – страшная жара, пыль, дурные запахи, толпа. Раскольников задыхается в этом мире.
- Как же выглядят люди, которые живут в этом городе. Начнем с главного героя Родиона Раскольникова.
Ч. 1, гл. 1 с.4-5. – Портрет Раскольникова.
Ч. Гл. 1 с. 6 – портрет старухи-процентщицы
Ч. 1 гл. 2 с. 11-12 – портрет Мармеладова, с которым Раскольников встречается в распивочной.
Ч 1 гл. 2 с. 24 – потрет Катерины Ивановны.
- Какое впечатление производят все эти люди на Раскольникова?
Вывод: Остается ощущение чего-то грязного, жалкого, безобразного.
- Судьбы героев подчас решаются именно на улице, тем самым город Петербург становится городом гибели людей. Кто гибнет на улицах в романе Достоевского?
- погибает под колёсами коляски Мармеладов;
- на улице умирает чахоточная Катерина Ивановна;
- на проспекте, перед каланчой кончает жизнь самоубийством Свидригайлов;
- на Неве находят женщину-утопленницу;
- на Сенную площадь выходит каяться перед людьми и перед Богом Раскольников;
- по улицам города бродит он и после убийства.
- Сцены уличной жизни.
1) Часть 2 глава 2 – сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние, стр. 106.
- О чем говорит этот эпизод? Люди нетерпеливые, нервные, злые, но есть и жалостливые.
2) Часть 2, глава 6 с. 145 а) Сцена с шарманщиком (Вывод: безразличие, необоснованный страх одного человека перед другим.)
б) Часть 2, глава 6 Сцена на … мосту, утопленница, стр. 157- 159 (Вывод: Словно на миг приоткрывается дверь в чужую жизнь, полную безысходного отчаяния.)
Город – это и дома, в которых живут люди. Дома, где живут герои, ужасны.
Покидая шумные, грязные улицы, писатель ведёт нас в дома, где живут его герои. Обычно это доходные дома, типичные для капиталистического Петербурга. Мы входим в «грязные и вонючие дворы-колодцы, поднимался по тёмным лестницам.
В этих комнатах страшно жить, здесь зарождаются теории, подобные теории Раскольникова, здесь гибнут и взрослые и дети.
Комната Раскольникова – Ч. 1 гл. 3 с. 26-27
Комната Мармеладовых – С. 1 гл. 2 с. 23-24
Комната старухи-процентщицы – Ч. 1 гл. 1. с. 7-9
Комната Сони Мармеладовой – Ч 4. Гл. 4 с. 292-293
Итак, можем сказать, что изображение городского пейзажа, интерьеров неуклонно преследует одну цель: оставить впечатление чего-то неправильного, нестройного, грязного, безобразного.
3) Обобщение по уроку
- Петербург Достоевского – город, где совершаются преступления, где невозможно дышать, это город униженных и оскорбленных.
- Петербург Достоевского – город равнодушия, звериного любопытства, злорадной насмешки.
- Петербург Достоевского – это город одиночества.
- Петербург Достоевского – это город разврата и порока.
- Петербург Достоевского – “город, в котором невозможно быть”.
- Петербург Достоевского - это не царственные площади и великолепные набережные, а Петербург подвалов и чердаков — это город «униженных и оскорбленных».
Эпизоды романа и иллюстрации к ним раскрывают мир неправды, несправедливости, несчастья, мук людских, мир ненависти и вражды, распада моральных устоев, потрясающие своей грозной правдой картины нищеты и страданий городских низов 60-х годов XIX в.
Страшная жизнь людей пробуждает у читателей сочувствие, возмущение, мысль о том, что так жить человек не должен. Герои романа бессильны разрешить противоречия и тупики, в которые ставит их жизнь. За судьбами людей стоит образ преступного мира.
- Петербург Достоевского – это город, который толкает человека на преступление, и таким человеком является студент юридического факультета Родион Раскольников
Мотив духоты, тесноты, толкучки, грязи, который рождается пейзажем, продолжается и усиливается описанием внешнего облика людей, их жизни и каморок, в которых они живут. Человек задыхается в этом городе. Атмосфера Петербурга Достоевского – атмосфера тупика и безысходности. Это город, в котором невозможно жить.
4) Домашнее задание
- Размышления Раскольникова после посещения семьи Мармеладовых;
- Объясните состояние героя после прочтения письма матери?