СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок: Петербург в романе Достоевского

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урокавоссоздать образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Задачи урока: 

- показать специфику Петербурга Достоевского, используя прием сопоставления;

- актуализировать знания учащихся о Петербурге в русской литературе XIX века;

- продолжать развивать умение учащихся внимательно читать текст, комментировать и анализировать его, умение сопоставлять, размышлять, высказывать свои суждения;

- развивать познавательную активность учащихся на основе их поисковой деятельности, формировать навыки  создания целостного видения проблемы

Просмотр содержимого документа
«Урок: Петербург в романе Достоевского»

Урок: Петербург в романе Достоевского.

Цель урокавоссоздать образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Задачи урока: 

- показать специфику Петербурга Достоевского, используя прием сопоставления;

- актуализировать знания учащихся о Петербурге в русской литературе XIX века;

- продолжать развивать умение учащихся внимательно читать текст, комментировать и анализировать его, умение сопоставлять, размышлять, высказывать свои суждения;

- развивать познавательную активность учащихся на основе их поисковой деятельности, формировать навыки  создания целостного видения проблемы;

Оборудование: портрет Ф. М. Достоевского, презентация по теме «Петербург  Достоевского», компьютер, фотовыставка «Санкт-Петербург - сегодня» 


Ход урока

1) Актуализация знаний

- Что такое город? (ответы учащихся: населённый пункт; политический, экономический, административный и культурный центр).

Именно город будет сегодня на уроке героем большого эпического произведения.

- Что такое пейзаж? (Вид изображения какой-нибудь местности).

2) Создание учебно-проблемной ситуации и формулирование основной учебной задачи.

- Назовите свои ассоциации, когда вы слышите город «Санкт-Петербург» (ответы учащихся)

Достоевский — это петербургский писатель. Образ Петербурга присутствует почти в каждом его произведении. Главное для Достоевского в Петербурге то, что в нем сошлись европейская и русская цивилизация, что это — город, насильственно построенный, неестественно создавшийся. Поэтому Петербург — город бедных, несчастных людей, город нищеты и город крайнего богатства.

Действие в романе Ф.М. Достоевского происходит в распивочных, трактирах, трущобах, полицейских конторах, Достоевский показывает дома терпимости, закоулки, дворцы-колодцы, комнаты гробы и шкафы, чёрные лестницы, облитые помоями. Сенная площадь и Канава. Давайте почитаем, какой пейзаж рисует Достоевский в романе.

- Какая атмосфера царит на улицах города? (Подтвердим цитатами из романа).

Пейзаж.

Ч. 1 гл. 1 с.4

Ч. 2 гл. 1 с. 88 – повторение предыдущей картины

Ч. 2 гл. 6 с. 144-145 – вечерний Петербург.

Ч. 6, гл. 6 с. 477 – Петербург после дождя.

Вывод: Все описания города построены на одних и тех же деталях – страшная жара, пыль, дурные запахи, толпа. Раскольников задыхается в этом мире.

- Как же выглядят люди, которые живут в этом городе. Начнем с главного героя Родиона Раскольникова.

Ч. 1, гл. 1 с.4-5. – Портрет Раскольникова.

Ч. Гл. 1 с. 6 – портрет старухи-процентщицы

Ч. 1 гл. 2 с. 11-12 – портрет Мармеладова, с которым Раскольников встречается в распивочной.

Ч 1 гл. 2 с. 24 – потрет Катерины Ивановны.

- Какое впечатление производят все эти люди на Раскольникова?

Вывод: Остается ощущение чего-то грязного, жалкого, безобразного.

- Судьбы героев подчас решаются именно на улице, тем самым город Петербург становится городом гибели людей. Кто гибнет на улицах в романе Достоевского?

- погибает под колёсами коляски Мармеладов;

- на улице умирает чахоточная Катерина Ивановна;

- на проспекте, перед каланчой кончает жизнь самоубийством Свидригайлов;

- на Неве находят женщину-утопленницу;

- на Сенную площадь выходит каяться перед людьми и перед Богом Раскольников;

- по улицам города бродит он и после убийства.

- Сцены уличной жизни.

1) Часть 2 глава 2 – сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние, стр. 106.

- О чем говорит этот эпизод? Люди нетерпеливые, нервные, злые, но есть и жалостливые.

2) Часть 2, глава 6 с. 145 а) Сцена с шарманщиком (Вывод: безразличие, необоснованный страх одного человека перед другим.)

б) Часть 2, глава 6 Сцена на … мосту, утопленница, стр. 157- 159 (Вывод: Словно на миг приоткрывается дверь в чужую жизнь, полную безысходного отчаяния.)

Город – это и дома, в которых живут люди. Дома, где живут герои, ужасны.

Покидая шумные, грязные улицы, писатель ведёт нас в дома, где живут его герои. Обычно это доходные дома, типичные для капиталистического Петербурга. Мы входим в «грязные и вонючие дворы-колодцы, поднимался по тёмным лестницам.

В этих комнатах страшно жить, здесь зарождаются теории, подобные теории Раскольникова, здесь гибнут и взрослые и дети.

Комната Раскольникова – Ч. 1 гл. 3 с. 26-27

Комната Мармеладовых – С. 1 гл. 2 с. 23-24

Комната старухи-процентщицы – Ч. 1 гл. 1. с. 7-9

Комната Сони Мармеладовой – Ч 4. Гл. 4 с. 292-293

Итак, можем сказать, что изображение городского пейзажа, интерьеров неуклонно преследует одну цель: оставить впечатление чего-то неправильного, нестройного, грязного, безобразного.

3) Обобщение по уроку

- Петербург Достоевского – город, где совершаются преступления, где невозможно дышать, это город униженных и оскорбленных.

- Петербург Достоевского – город равнодушия, звериного любопытства, злорадной насмешки.

- Петербург Достоевского – это город одиночества.

- Петербург Достоевского – это город разврата и порока.

- Петербург Достоевского – “город, в котором невозможно быть”.

- Петербург Достоевского - это не царственные площади и великолепные набережные, а Петербург подвалов и чердаков — это город «униженных и оскорбленных».

Эпизоды романа и иллюстрации к ним раскрывают мир неправды, несправедливости, несчастья, мук людских, мир ненависти и вражды, распада моральных устоев, потрясающие своей грозной правдой картины нищеты и страданий городских низов 60-х годов XIX в.

Страшная жизнь людей пробуждает у читателей сочувствие, возмущение, мысль о том, что так жить человек не должен. Герои романа бессильны разрешить противоречия и тупики, в которые ставит их жизнь. За судьбами людей стоит образ преступного мира.

- Петербург Достоевского – это город, который толкает человека на преступление, и таким человеком является студент юридического факультета Родион Раскольников


Мотив духоты, тесноты, толкучки, грязи, который рождается пейзажем, продолжается и усиливается описанием внешнего облика людей, их жизни и каморок, в которых они живут. Человек задыхается в этом городе. Атмосфера Петербурга Достоевского – атмосфера тупика и безысходности. Это город, в котором невозможно жить.

4) Домашнее задание

- Размышления Раскольникова после посещения семьи Мармеладовых;

- Объясните состояние героя после прочтения письма матери?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!